Использование приемов ТРИЗ в начальной школе
Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе
Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе,ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
А. Гин
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ. ТРИЗ теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.
1. Воспитательные:
– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
2. Образовательные:
– повышение уровня общей образованности учащихся;
– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
– целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.
3. Развивающие:
– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
– развитие пространственного мышления;
– развитие речи;
– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
– развитие творческого воображения.
В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.
В своей работе я использую следующие приёмы ТРИЗ:
модель «Элемент - имя признака - значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, русский язык).
«Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
приём «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:
на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.
«Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).
«Системный оператор» для систематизации объектов (окружающий мир).
приём «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
на литературном чтении – героев литературных произведений;
на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
на математике – геометрических фигур, математических величин;
на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.
«Составление плана/раскадровка» для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения (литература).
«Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).
Приведу примеры использования приёмов ТРИЗ на уроках.
Русский язык
На первых уроках по изучению раздела “Слово и его значение” (2 класс) была использована модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник). Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.
Эта же модель была использована на последующих уроках раздела “Лексика” для формирования представления о многозначных словах. Модель позволила выйти на осознание того, что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях (например, корень дерева, зуба, слова – это то, что является главным, основным, без чего они не могут существовать; значения слова образованы по сходству обозначаемых данным словом предметов и явлений действительности). Такая работа позволила осознать понятие «лексическое значение слова», «многозначные слова», повысить интерес к изучению русского языка. Учащиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах.
Математика
На уроках знакомства с многоугольниками (2 класс) учащиеся собирали копилку геометрических фигур, а затем на основе ее анализа конструировали определение многоугольника и разбивали многоугольники на группы. В итоге такой работы каждый ученик составил морфологический ящик геометрических фигур.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дальнейшая работа проводилась по классификации каждой подгруппы многоугольников. Например, на основе собранных копилок четырехугольников были введены понятия прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, рассмотрены их существенные признаки. Работа с копилкой продолжается все годы. В 4-м классе дополним ее объемными фигурами (конус, цилиндр, многогранники), проведём классификацию многогранников (пирамида, куб, прямоугольный параллелепипед). Такая работа позволяет повысить познавательную активность учащихся на уроках математики.
Окружающий мир
В 1 классе при изучении темы «Домашние животные» систематизацию знаний провожу с помощью приёма «системный оператор».
6
3
9
4
1
7
5
2
8
Окно № 1 – сам объект и его функция (система).
Окно № 2 – части объекта (подсистема).
Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).
Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
Окно № 5 – части объекта в прошлом.
Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
Окно № 8 – части объекта в будущем.
Окно № 9 – место объекта в будущем.
Показываю картинку с изображением цыпленка и задаю вопросы:
Курица
в курятнике
С мамой-
курицей
Курятник
Яйцо
Цыпленок
Курица
Скорлупа,
белок, желток
Части тела птенца
Части тела
птицы
- Кто это?
- Из каких частей состоит тело?
- Где живет?
- Что надо объекту, чтобы он рос?
- Каким теперь он стал?
- Чем отличается от прошлого объекта?
- Из каких частей стало состоять тело?
- Где теперь основное место обитания?
- Кем станет?
В ходе работы у нас получается вот такая таблица.
При знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы использовала «метод маленьких человечков». Объясняя внутреннее строение тел и их свойства, я говорила: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
При знакомстве с Солнечной системой в 3 классе очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала: «Класс первый этаж школа улица Пролетарская посёлок Ракитное Ракитянский район Белгородская область Российская Федерация материк Евразия Северное полушарие планета Земля Солнечная система галактика Млечный путь Вселенная».
Школьники с первого класса с нетерпением ждут такие уроки окружающего мира, с удовольствием и интересом открывают для себя новые знания.
Литературное чтение
При составлении плана произведения использую прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя. Обязательно создаем паспорт литературного героя. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками. Вот несколько примеров паспортов из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»:Паспорт 1.
Имя – Страшила Мудрый
Создатель – А.Волков
Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»
Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые батфорты
Где впервые встречается – шест у голубой изгороди
Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый
Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным
Паспорт 2.
Имя – Железный Дровосек
Создатель – А.Волков
Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»
Внешний вид – человек, целиком сделанный из железа
Где впервые встречается – у надрубленного дерева в чаще леса
Личные качества – сильный, ловкий
Заветное желание – сердце
Паспорт 3.
Имя – Трусливый Лев
Создатель – А.Волков
Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»
Внешний вид – огромный, громадный лев
Где впервые встречается – в лесу на дороге
Личные качества – при первой встрече, чтобы скрыть свою трусость, страшно ревел и нападал на маленьких и слабых
Заветное желание – смелость
По составленным паспортам героев провожу с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение. Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.
Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.
Заголовок 115