Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей на уроках русского языка в начальной школе.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» учитель начальных классовМКОУ «ООШ с. Курджиново»Барановская Галина Петровна ТРИЗ ТеорияРешенияИзобретательскихЗадач Цель: развитие интереса к предметамовладение новым способом решения задач формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление ТРИЗ ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. Игра «ПАУТИНКА» Цель: учить находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие на первый взгляд предметы, явления.Например: сено и авторучка1.Авторучка выпала и затерялась в сене.2.Идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка с водой внутри. СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметыпо признакам: диназавр какой? – страшный, опасный, дикий ,огромный и т.д. Что такое же? (сон,огонь,кабан,слон)Вставьте слова- связки «… но не» или «… а не» 2. по действиям: придумать объект, какие действия выполняет, какие объекты выполняют те же действия.Вставьте слова-связки «… но не» или «… а не»Например: самолётЛетает, а не мухаГудит, а не пылесосОставляет след, а не мел. ПРИДУМЫВАНИЕ МЕТАФОР 1. Что? (выбрать объект) - ЛУНА2. Что делает? (действие) - СВЕТИТ3. На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие) – ФОНАРИК4.Где? (назвать место, где обычно находится первый объект) - НЕБО5. Пункт 4 (прилагательное) + пункт 3 (существительное) = метафораЛУНА – НЕБЕСНЫЙ ФОНАРИК Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:Имя – ИванАвтор (создатель) – П.П. ЕршовПрописка – русская сказка «Конек-Горбунок»Где живет – в град-столицеКем служит – конюхом у царяОсобые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок) Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных» (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала) 1. Стадия вызова:Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет. На доске:беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь Спишите, заменяя выделенные слова синонимами В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает.Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть. Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется. Закончите предложения Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то … . Там … !Напала Жучка на …. . Да не тут … ! Наколола она нос и … . Исправьте предложения: Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. Вставьте словарные слова Не велик . . . , да краснеет нос. . . . любит чистоту. Чужбина — калина, родина — . . . . . . человек добро помнит. мороз Посуда . . . . . . . . . . . . малина . Русский Вставить прилагательные Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают(разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег. Чем мечтают стать некоторые предметы? веник мечтает стать ... мыльный пузырь ... перышко ... огородное чучело ... снежная баба ... Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении» Сел на ветку снегирек.Брызнул дождик - он промок,Ветерок, подуй слегка,(Обсуши нам … Синквейн Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо. Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выраженияхЭти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке. 1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием Пример 1 истина2 вечная, удивительная3 бежит, волнует4 загадочная неизвестность5 истина - поиск Спасибо за внимание!