Предметная неделя русского языка в начальной школе.


Предметная неделя русского языка в начальной школе (17-21 февраля 2014 года) Организаторы: Ромашова Н.М., Белова Е.А.Цели: • привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему, как к учебному предмету; • повысить общую языковую культуру; • углубить и расширить знания, полученные на уроках. • развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время. План проведения: День первый: 1. Объявление о начале предметной неделе Русского языка 2. Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка. 3. Конкурс «Лучший каллиграф» (2-4классы) День второй: 1. Конкурс «Грамматический бой» (2-4классы) 2. Индивидуальное первенство Блиц - опрос для учащихся День третий: 1. Конкурс для обучающихся 2-4 классов «Веселая грамматика» День четвёртый: 1.Конкурс «Весёлый наборщик» для обучающихся 2-х классов 2.Конкурс «Загадки» для обучающихся 3-х классов 3.Конкурс. «Комплимент» для обучающихся 4-х классов День пятый: 1. Объявление о завершении работы предметной недели. 2. Награждение (День 1) Открытие недели. Знакомство с календарем недели Ведущий. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся. – Как будет проходить наша неделя? (Ведущий объясняет план работы) С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка. Конкурс «Лучший каллиграф» 2 класс Лось. Белым снегом покрылись поля и леса. На снегу следы лося. У него сильные ноги и большие рога. Это красивое животное. Конкурс «Лучший каллиграф» 3 класс Зимой. Я тихо иду по тропинке. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около березы норка крота. Над елкой кружит клёст.Конкурс «Лучший каллиграф» 4 класс Первый зимний день. Всё было покрыто снегом. В воздухе кружились мягкие пушистые снежинки. Низкие облака ползли над самой землёй и цеплялись за верхушки елей. Солнышко почти не светило. Пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они тихо падали на мёрзлую землю. День второй: 1. Конкурс «Грамматический бой» (2-4классы) 2. Индивидуальное первенство Блиц - опрос для учащихся Индивидуальное первенство (блиц-опрос) Блиц - опрос для учащихся 2-3 классов 1. Какие слова не делятся для переноса: а) весна б) осень в) арбуз г) мак 2. Сколько гласных звуков в русском языке: а) 10 б) 6 в) 12 г) 33 3. Какой знак надо поставить в конце предложения: Какая погода будет завтра а) точка б) восклицательный знак в) вопросительный знак г) запятая 4. О каком времени года эти строки Ф.И. Тютчева: Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. а) весна б) зима в) лето г) осень 5. Какие слова не родственные: а) лиса – лисица б) кора – корица в) роща – рощица г) куст – кустик 6. Прочитай слова: дупло, берлога, улей. Реши, кто из данных животных лишний: а) медведь б) пчела в) орел г) белка 7. Какое слово в словаре стоит впереди других: а) утро б) вечер в) день г) ночь 8. Укажи слово, в котором два слога: а) строй б) сарай в) всплеск г) ария 9. В скольких из данных слов пропущен мягкий знак ь: а) птен…чик б) печ…ка в) камен…щик г) ноч…ной 10. В каком варианте верно указано количество букв О и звуков [о] в предложении «Звонят во все колокола»: а) 5б., 5зв. б) 5б, 0зв. в) 0б., 5зв. г) 5б., 3зв. Индивидуальное первенство Блиц - опрос для учащихся 4-х классов 1. В каком времени года не «живёт» буква «Е»? а) лето б) осень в) зима г) весна 2. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак в) действие г) признак предмета 3. С помощью чего человек выражает свои мысли? а) жестов б) криков в) шипения г) слов 4. Что значит сделать фонетический разбор? Разобрать по: а) звукам б) составу в) значению г) членам предложения 5. Как пишется слово КРОКОДИЛ? а) кракадил б) крокодил в) кракодил г) крокодил 6. Сколько букв гласных звуков в русском языке? а) 9 б) 10 в) 11 г) 12 7. Что называют главными членами предложения? а) грамматическую основу б) смысл предложения в) всё, кроме второстепенных членов г) самое нужное 8. Кто был создателем первого славянского алфавита? а) Кирилл и Мефодий б) Борис и Глеб в) Афанасий Никитин г) Минин и Пожарский 9. Как называются в языке слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу? а) синонимы б) омонимы в)антонимы г) паронимы 10. Подлежащее и сказуемое могут быть: а) предложением б) сложным предложением в) словосочетанием г) второстепенными членами Конкурс «Грамматический бой» 2 класс. 1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке: ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ. 2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово: ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ 3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово: СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________ ЗИМА + ВОТ - ТОМА + ОН - И + ОК = _________________ СОМ + ТИ - СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________ 4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова: ДАЧА - ______________, ПОРТ - ______________, РИС - ________________, КЛАД - ______________. 5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо: ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ. Конкурс «Грамматический бой» 3 класс. 1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно: ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ. 2. Подчеркни мягкие согласные в словах: БУКВАРЬ, КРЮЧКИ, ЛЮСТРА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ГОРЬКИЙ. 3. Раздели слова для переноса: Птичьи - ___________________________________________, льют - _____________________________________________, большая - __________________________________________, удивительный - _____________________________________, аккуратный - _______________________________________ . 4. Поставь слова во множественное число: Воробей - ___________________________________________ Кол - _______________________________________________ Ручей - _____________________________________________ Крыло - ____________________________________________ Муравей - __________________________________________ 5. Подчеркни только однокоренные слова: ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ. ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК. 6. Разбери слова по составу: ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ. 7. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подбери и запиши проверочные слова: Шубка - ____________________________________________ Грустный - _________________________________________ Носовой - __________________________________________ Дождинка - _________________________________________ Редкий - ____________________________________________ 8. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении: Утопают лесные опушки в розовой пене. 9.Подчеркни главные слова в предложении: Мутными ручьями побежала вода к реке. 10. Определи количество букв и звуков в каждом слове: Корабль - __________________________________________ Подъезд - __________________________________________ Янтарь - ____________________________________________ Ягода - _____________________________________________ Конкурс «Грамматический бой» 4 класс. 1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно: ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ. 2.Подчеркни слова, в которых буква Я обозначает два звука: МЯЧ ОБЪЯВЛЕНИЕ МАЯК РЕБЯТА ЯГОДА 3. В какое слово надо вставить непроизносимый согласный? ЧУДЕС__НЫЙ КАПУС__НЫЙ БЛЕС___НУТЬ 4. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам: Молодой - __________________________________________ Счастье - ___________________________________________ Вверх - _____________________________________________ Плохой - ___________________________________________ Дневной - __________________________________________ 5. Запиши цепочку из 8 словарных слов так, чтобы первая буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова. ________________________________________________________________________________________________________ 6. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни. ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ, ЛЕСЕНКА, СЛЕСАРЬ, ЛЕСНИЧЕСТВО. 7. Подчеркни слова, в которых 6 звуков: ТОПОЛЬ, БЕРЁЗА, ЯСЕНЬ, СОСНА, ЯБЛОНЯ, РЯБИНА. 8. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов: КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ - ____________________________ С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ - _________________________________ ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ - __________________ ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - _______________________ РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА - _______________________ 9. Нужна ли запятая в предложении? Если нужно, вставь недостающие знаки препинания: В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут. 10. Отгадай, что это? Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ______________ День третий: 1. Конкурс для обучающихся 2-4 классов «Веселая грамматика» 2 класс. Отгадай загадки, рядом запиши отгадки: 1.Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она? _______________ 2.Я не будильник, но бужу, Я с бородой и в шпорах. С большою важностью хожу И вспыльчив, словно порох. _______________ 3.Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. ________________ 4.Пишет он, когда диктуют, Он и чертит и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. ________________ 5.Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт: Ведь траву не так легко Переделать в молоко. ________________ 6.С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвостик кочечком. ________________ 7.Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. _______________ 8.Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. _______________ 9.Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. _______________ 10.Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи – Меня в них ищи. _______________ Материал для учителя: Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 2 класса: Ворона Петух Берёза Карандаш Корова Собака Морковь Мороз Яблоко Капуста 3 класс. В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено. Я С О С Ь М И Н О Г Д Р О Н К Е Т Ь Щ У Е З Г М А Х Л У Р С Л О Ш Е Р С К Р А Б Ь П И Д П А Р С К А Ф О К У Н Ь К Ю Й Н И Л А З В И Е У Т В Н Ж Д А Т Ь М О Л Ь Ю Ь К А Р А С Ь Ы А Ч Е П Я С Е Л Ь Д Ь Материал для учителя: Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса: 1. Дельфин 2Щука 3Карп 4Окунь 5Карась 6Сом 7Краб 8Акула 9 Кит 10. Рак 11. Медуза 12. Осьминог 13. Сельдь. 4 класс. В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли. К Ю В А Ф Л И М Ш Т Р О П Л Ю Ш К А О П В Е Н М Л Е Ж Р К А А Т Ё Ф К А Т М О С Р Д У С Е Н О Е Л Т Е И К Р О Т Е Л А И Н З Е Ф И Р А А Д Л Ь Ю Х Р Ю Н Ь Д Р А Е М Л Е Д Е Н Е Ц Х Р М Я С О Ш Д Ж Е М Материал для учителя: Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса: 1. Плюшка 2 Мармелад 3Конфета 4Джем 5Мёд 6Варенье 7Пастила 8 Леденец 9 Зефир 10. Кекс 11. Торт 12. Изюм 13. Вафли 14. Шоколад. День четвёртый: 1.Конкурс «Весёлый наборщик» для обучающихся 2-х классов 2.Конкурс «Загадки» для обучающихся 3-х классов 3.Конкурс. «Комплимент» для обучающихся 4-х классов День четвёртый: 1.Конкурс «Весёлый наборщик» для обучающихся 2-х классов 2.Конкурс «Загадки» для обучающихся 3-х классов 3.Конкурс. «Комплимент» для обучающихся 4-х классов Конкурс «Весёлый наборщик» -2классы
Задание 1. Игра «Слово в слове» Ваша задача найти в этих словах спрятанные слова. Кобра , краска , скот , корм , кочки , Кустарник , кисель , кров , крапива , крот , клён , экран . Задание 2:Грамматическая арифметика. Череп-еп+ё+муха= (плодовое дерево) Чистый-ый+o+тел= (лекарственная трава) Часть-ь+ушко-о+а= (музыкальный репертуар) Кепка-ка+рис= (плод) Сало-л= (насекомое) Конкурс «Загадки» для обучающихся 3-х классовВам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах-отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке. Загадки для команд: На бахче у нас растёт, Как разрежешь – сок течёт. Свеж и сладок он на вкус, Называется… (арбуз). Эту зелень ты не тронь: Жжётся больно, как огонь Неприятна, некрасива, Называется… (крапива) Ежедневно в шесть утра, Я трещу: – Вставать пора! (Будильник) Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (Ботинки) Через поле и лесок Подаётся голосок. Он бежит по проводам – Скажешь здесь, А слышат там. (Телефон) Не смотрел в окошко – Был один Антошка, Посмотрел в окошко – Там второй Антошка! Что это за окошко, Куда смотрел Антошка? (Зеркало) Конкурс. «Комплимент» для обучающихся 4-х классов Участие принимают команды от 4ы-х классов.. Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях. Ход работы: Ведущий: Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударение в словах, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета. Команды готовы? Задание 1 «Скороговорки» Мы сообщаем «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух. Скороговорки для команд: • Жук жужжит над абажуром. • Уже и ужи в луже. • Не доела Нина дыню. • Шла Саша по шоссе Задание 2 «Искусство общения» Ведущий: Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики. (Двое учащихся 4 класса разыгрывают сценку для команд). Ученик 1: Ты сегодня собирался в кино? Ученик 2: Ага! Ученик 1: А билеты ещё не купил? Ученик 2: Ага! Ученик 1: Будешь покупать, купи мне. Ученик 2: Ага! Ученик 1: Зайти за тобой? Ученик 2: Ага! Ведущий: То, что вы услышали – обрывок телефонного разговора. Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный. Задание 3 «Комплимент» Ведущий: Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека. Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его –лови! – тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д. День пятый: 1. Объявление о завершении работы предметной недели. 2. Награждение Ведущий: Дорогие участники, наша Неделя Русского Языка подошла к концу. Предлагаем начать церемонию награждения победителей и призеров. …
Мы благодарим всех победителей, призеров, участников Недели Русского Языка! Со всеми заданиями Вы справились блестяще! А помог Вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное. Желаем Вам успехов в дальнейшем изучении языка!!!
В заключении праздника учащиеся 4-б класса выступили со сценкой-задачей «Казнить нельзя помиловать» Прослушивание «Песни о русском языке»
Отчёт о проведенной Неделе русского языка в начальной школе
Организаторы: Ромашова Н.М., Белова Е.А.Цели: • привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему, как к учебному предмету; • повысить общую языковую культуру; • углубить и расширить знания, полученные на уроках. • развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время. План проведения: День первый: 1. Объявление о начале предметной неделе Русского языка 2. Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка. 3. Конкурс «Лучший каллиграф» (2-4классы) День второй: 1. Конкурс «Грамматический бой» (2-4классы) 2. Индивидуальное первенство Блиц - опрос для учащихся День третий: 1. Конкурс для обучающихся 2-4 классов «Веселая грамматика» День четвёртый: 1.Конкурс «Весёлый наборщик» для обучающихся 2-х классов 2.Конкурс «Загадки» для обучающихся 3-х классов 3.Конкурс. «Комплимент» для обучающихся 4-х классов День пятый: 1. Объявление о завершении работы предметной недели. 2. Награждение Первый конкурс « Лучший каллиграф» был посвящен проверке развития каллиграфических навыков у школьников, соблюдению орфографического режима, развитию внимания. Конкурс вызвал интерес у учащихся и прошёл при большой активности и в доброжелательной обстановке.
Второй конкурс « Грамматический бой» был посвящен проверке ранее изученного материала. Во 2-х классах: различение твёрдых и мягких согласных в словах, изменение слов при помощи букв из ранее составленных, определение границ в предложениях.
В 3-х и 4-х классах: исправление деформированных слов, различение твердых и мягких согласных в словах, подбор однокоренных слов, выделение главных членов в предложении, определение количества букв и звуков в словах, употребление слов во множественном числе. Третий конкурс « Весёлая грамматика» был посвящен развитию смекалки, мышления, внимания. Обучающиеся 2-х классов отгадывали загадки на грамматические темы. Обучающиеся 3 класса находили в квадрате с буквами спрятавшихся 13 обитателей морей и рек, а ребята 4 класса в таком же задании находили 14 наименований сладостей.. Четвёртый конкурс « Веселый наборщик» был посвящен развитию внимания, памяти, сообразительности, быстроте мышления. Обучающиеся всех классов играли « В слова», составляли слова при помощи грамматической арифметики, разгадывали ребусы. В заключении праздника учащиеся 4-б класса выступили со сценкой-задачей «Казнить нельзя помиловать», была прослушана «Песня о русском языке»
По итогам викторины и конкурсам, проведенным в рамках предметной недели по русскому языку были выявлены абсолютные лидеры – обучающиеся 4-б класса, занявшие 1 место, 2 место заняли обучающиеся 2б класса, 3 место заняли обучающиеся 3-а класса. Все победители были награждены грамотами. Интеллектуальный марафон- это возможность для ученика проявить себя, поэтому очень важно, что старт марафону был дан торжественно на линейке. Эта торжественность заставляет ученика убедиться в том, что интеллект, данный ему родными и природой - великое достояние и благо, которое надо развивать и совершенствовать. Весь собранный материал был красочно оформлен. Во время закрытия предметной недели были отмечены самые активные учащиеся школы. В подготовке и проведении Недели русского языка приняли участие все обучающиеся школы. Опрос показал, что предметная неделя им показалась интересной и увлекательной. Особенно отмечали « Весёлый наборщик», викторину « Занимательный русский язык» Хочется отметить большую активность обучающихся и доброжелательную обстановку, в которой проходили все мероприятия.