Предметная неделя русского языка в начальной школе.
Предметная неделя русского языка в начальной школе.
Составила:
учитель начальных классов
Власова Надежда Евгеньевна
ЦЕЛЬ:
привитие любви к великому русскому языку,
формирование интереса к нему как к учебному предмету,
повышение общей языковой культуры.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
День первый:
Объявление о начале предметной неделе Русского языка
Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка (через слайд-презентацию и сайт школы)
Викторина для обучающихся 4-х классов «Как получить 5».
День второй:
Игра – соревнование для обучающихся 1-х классов «Весёлый наборщик».
День третий:
Конкурс для обучающихся 2-х классов «Не имей сто рублей, имей сто друзей»
День четвёртый:
Тематическая игра «Поспевай, не зевай» для обучающихся 3-х классов.
День пятый:
Объявление о завершении работы предметной недели.
Фото - отчёт на слайд - презентации и сайте школы.
Викторина «Как получить 5»
для обучающихся 4-х классов
Примечания: Работа организуется на большой перемене. Учитель зачитывает вопросы, а ученики отмечают варианты ответов в перфокарте. Все карты с ответами передаются сразу же после выполнения в жюри.
Фотографии детей, победивших в своём классе, передают для оформления слайд - презентации и помещают на сайт школы.
Оборудование: бланки ответов на каждого участника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А Б В Г 1. В каком времени года не «живёт» буква «Е»?
А - лето
Б - осень
В - зима
Г - весна
2. Что обозначает имя существительное?
А - предмет
Б - признак
В - действие
Г - признак признака
3. С помощью чего человек выражает свои мысли?
А - жестов
Б - криков
В - шипения
Г - слов
4. Что значит сделать фонетический разбор?
Разобрать по:
А - звукам
Б - составу
В - значению
Г - членам предложения
5. Как пишется слово КРОКОДИЛ?
А - КРАКАДИЛ
Б - КРОКАДИЛ
В - КРАКОДИЛ
Г - КРОКОДИЛ
6. Сколько букв гласных звуков в русском языке?
А - 9
Б - 10
В - 11
Г - 12
7. Что называют главными членами предложения?
А - грамматическую основу
Б - смысл предложения
В - всё, кроме второстепенных членов
Г - самое нужное
8. Кто был создателем первого славянского алфавита?
А - Кирилл и МефодийБ - Борис и Глеб
В - Афанасий Никитин
Г - Минин и Пожарский
9. Как называются в языке слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?
А - синонимы
Б - омонимы
В - антонимы
Г - паронимы
10. Подлежащее и сказуемое могут быть:
А - предложением
Б - сложным предложением
В - словосочетанием
Г - второстепенными членами
Задание «Весёлый наборщик»
для обучающихся 1-х классов
Примечания:
Работа организуется на большой перемене. В течение 5-ти минут участникам нужно из букв, составляющих слово МЕТРОПОЛИТЕН, придумать как можно больше слов, имён существительных в ед.ч. (пол, пот, мот, лот, мор, мир, тол, метро, метр, мел, поле, метил, нетто, темп, топор, тело, тепло, море, литр, ром и т.д.)Проверка:
Когда заканчивается время, участник с наименьшим количеством слов говорит первое слово, если слово повторилось у других участников, они его вычёркивают. Так по возрастающему количеству слов прочитываются все слова. Победителем становится тот, у кого оказалось больше не зачёркнутых слов.
Сведения о победителях передаются в этот же день в жюри. Фотографии детей, победивших в своём классе, передают для оформления слайд - презентации и помещают на сайт школы.
Конкурс «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
для обучающихся 2-х классов
Примечания:
Участие принимают по 2 команды от 2-х классов, победители выходят на финальную игру. Участие принимают команды от каждого класса параллели (10 человек).
ХОД КОНКУРСА.
Ведущий:
Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное - знать вежливые слова речевого этикета.
Команды готовы?
(Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.)
1 конкурс. «скороговорки»
Ведущий сообщает «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух).Скороговорки для команд:
Жук жужжит над абажуром.
Уже и ужи в луже.
Не доела Нина дыню.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Ворона воровала виноград.
От розы занозы.
Сачок зацепился за сучок.
2 конкурс. «Загадки»
Ведущий:
Уважаемые, знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах – отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.
Загадки для команд
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь- сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется…(арбуз)
Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется…(крапива)
Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
-Вставать пора!(будильник)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом- под столом,
А ночью- под кроватью. (ботинки)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь,
А слышат там. (телефон)
Не смотрел в окошко-
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко-
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (зеркало)
У нашей Катюшки
Прямо на макушке
Не жуки, не птички
Держат две косички. (бантики)
3 конкурс. «Искусство общения»
ВЕДУЩИЙ:
Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.
( Двое учащихся 3 класса разыгрывают сценку для команд )1 УЧЕНИК:
-Ты сегодня собирался в кино?
2 УЧЕНИК:
-Ага!
1 УЧЕНИК:
-А билеты ещё не купил?
2 УЧЕНИК:
-Ага!
1 УЧЕНИК:
-Будешь покупать, купи мне.
2 УЧЕНИК:
-Ага!
1 УЧЕНИК:
-Зайти за тобой?
2 УЧЕНИК:
-Ага!
Ведущий:
То, что вы услышали - обрывок телефонного разговора.
Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.
3 конкурс. «Комплимент»
Ведущий:
Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека.
Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его -лови!- тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.
5 конкурс «Восстанови стихотворение»
Ведущий:
Комплименты вы говорить умеете. Знаете правила произношения скороговорок. Умеете разгадывать загадки и правильно ставить ударения в словах. А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов и писателей - от 15000 до 18000 слов?
Великий А.С.Пушкин, мог выражать свои душевные переживания, имея в своём запасе 20000 слов! А сколько слов знаете вы?
Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение:
Вот мы дим-ви му-ма,
А у мы-ма ло-мы.
Ма-ма ет-мо му-ра,
Бы-что то-чис ло-бы!
(Вот мы видим маму, А у мамы мыло.
Мама моет раму,
Чтобы чисто было)Ведущий:
Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помог вам в этом – русский язык - это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка.
Задание для финальной игры.
ОБОРУДОВАНИЕ: конверты со словами скороговорки.
ВЕДУЩИЙ:
Здесь собрались команды - победительницы. Сейчас мы определим лучшую команду среди сильнейших. Вам необходимо в течение 2-х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку и прочитать её правильно. Желаю успеха!
Скороговорка:
У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.
Ведущий объявляет итоги конкурса и предлагает команде - победительнице сфотографироваться для школьной слайд - презентации.
Задания для игры «Поспевай – не зевай!»
для обучающихся 3-х классов
Примечания: Игра проводится в форме блиц – опроса, на одной из больших перемен. За правильный ответ ученику вручается жетон. Победителем становится тот, у кого наибольшее количество жетонов. Сведения о победителях передаются в день проведения игры в жюри.
Оборудование: каждый класс для своих участников изготавливает 18 жетонов.
1 задание: Отвечай быстро, хором! (жетоны не выдаём, проводится с целью настроить на игру)
- Поди туда, не знаю куда,… (принеси то, не знаю что)
-Скоро сказка сказывается,…(не скоро дело делается)
-Это всё присказка,…(сказка будет впереди)
2 задание: «Поспевай - не зевай».
- Сколько звуков в слове ЯМА? (4)
- Какого цвета бывает ТОСКА, СКУКА? (зелёная)
- Как написать слово МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (кошка)
- Словарное слово, которое обозначает название предметов домашнего обихода, сбежавших от Федоры (посуда)
- Японцы называют его «лошадью с распухшей спиной». Назовите орфограмму в этом слове. (верблюд)
3 задание: «Раз! Два! Три!»
*раз**-«раз»- состоит из слов (фраза)
**дв***а- «два»- небольшой засов (задвижка)
*три*- «три»- над рекой парит (стриж)
Раз***- «раз» - рот стоит раскрыв (разиня)
*д*ва****- «два»-на лугу растёт (одуванчик)
Т***ри*- «три»- ты в поход с собой бери (топорик)
4 задание: « О каких словах идёт речь?»
Я-травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение-
И превращаюсь я в конфету. (ирис-ирис)
Меня вы в сказке отыщите,
Я в сказке Пушкина- герой.
Но «Л» на «Н» лишь замените
Сибирской стану я рекой. (Елисей- Енисей)
Из меня посуду тонкую,
Нежно- белу и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я… (фарфор)
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу мог,
В ней бывает картотека,
Специальный… (каталог)
5 задание: Составляем «Меню»- названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова:
*крот+каша=(картошка)
*бобр+редут=(бутерброд)
*суд+тень=(студень)
6 задание на финальную игру:
Разгадай кроссворд.
По горизонтали.
2) По земле, как змейка, вьётся,
Людям в руки не даётся,
Вдаль бежит издалека-
Это синяя…(река)
5) Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. ( колокольчик)
6) Привезли на кухню ящик-
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает. ( холодильник)
7) Его на палец надевают,
И оно руку украшает. (кольцо)
8)Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. ( ветер)
9) Лупоглазый мышеед В шубу серую одет. (сова)
По вертикали.
1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)
3) Сам он худ,
Голова – с пуд,
Как ударит-
Крепко станет. ( молоток)
4) Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она- через меня. (скакалка).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Используемая литература:
1. С.В. Водолазькая «Предметная неделя русского языка в школе» («Феникс», Ростов-на-Дону, 2005)
2. Н.В. Ёлкина «1000 загадок» ( «Академия развития», Ярославль, 1997)
3. Д.К. Ившин «Затейник» (Ижевск, 1970)