Использование ребусов, загадок, пословиц на уроках русского языка для развития познавательного интереса


РебусыВ ребусах слова изображены рисунками, буквами и знаками. Например, нарисованы нотные линейки и нота ре, а затем бусы. Читаем: ре-бусы. Если в наименовании нарисованного предмета есть «лишние» буквы, то перед рисунком или после него стоит столько запятых, сколько букв надо отнять в начале или в конце слова. Например, нарисован дом и после рисунка запятая, читаем: до; если запятая перед рисунком, читаем: ом. Сочетания на, над, под, из, в, за, с, от, к обозначаются расположением предметов или букв. Например, слово за-я-ц можно изобразить, нарисовав букву я, а за ней - ц; слово под-к-о-в-а — вверху букву к, а под ней букву о внутри буквы а.В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм.Вот пример: ^ Красна девица сидит в темнице, коса на улице.(Краб,) (с над ев и) (царь,,) (сито,,) (диm в т) (,ремни) ц (,река,) (оса на у) (лицо,) е.А это ребус-шутка: КО ЗА ПО 1 2 3 4... 6. ко зачеркнуто: оно было, за тоже было, по есть, а пяти-то нет. Читаем: Кобыла забыла поесть: аппетита нет!Можно организовать эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус — кто быстрее?Самостоятельное составление ребусов может быть домашним заданием в КВН.
Слова из словаЭту игру можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова. Например: перегородка — город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд, докер, код, рак, репа, репка, кора, опора, Егор. Сначала слова находятся быстро, потом поток слов иссякает, ведущий называет последнее слово: «Егор — раз» — и делает паузу. Если кто-то нашел еще слово — порода и опять возникла пауза, «аукцион» начинается с последнего слова: «Порода — раз... порода — два... порода — три». Победитель тот, кто назвал последнее слово.Вот несколько слов для составления из них новых слов: делопроизводитель, кинематография, консерватория, постановка, простокваша, рукоприкладство, соковыжималка, контрабас, проигрыватель.АнаграммыАнаграммы — слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема — смеха, коршун — шнурок, колос — сокол.Пусть группы ребят поищут такие слова и предложат анаграмму друзьям. Можно не просто назвать слово, а превратить оба слова в загадку. Например, так: «Богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове» (барыня — рабыня).Вот несколько слов для превращения в другие: заметка, парадокс, ревность, рогатка, атлас, спаниель, накал, карета, старина (каземат, распадок, верность, каторга, салат, апельсин, канал, ракета, санитар).ЗагадкиПри изучении темы «Устная народная словесность» можно просто предложить отгадывать загадки позамысловатее.Зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. Ты от нее — она за тобой, ты за ней — она от тебя. Кверху дном — полная, книзу дном — пустая. Днем обручем, ночью змеей. Всю жизнь обгоняют друг друга, а обогнать не могут. За тобою он плетется, хоть на месте остается. Я хожу, а он остается. Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах. Два брюшка, четыре ушка. Пристала ко мне в лесу; искал-искал ее — не нашел, домой в ладошке принес. Бежит без ног, рукава без рук. Дом шумит, хозяева молчат; пришли воры, хозяев забрали, а дом в окошки ушел. Не слышно ее и не видно ее; стоит заговорить — она исчезает. Что было завтра и будет вчера? Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен — поднимают. Овца в корове.Ответы: поле; туча; тень; шапка; пояс; ноги; след; след; гвоздь в сапоге; подушка; заноза; река; вода, рыба, рыбаки, сети; тишина; сегодня; якорь; шерстяной носок в кожаном ботинке.Отгадай пословицуНа столе разложены вперемешку лицом вверх карточки, на каждой выписано одно существительное из пословицы: камень, вода (под лежачий камень вода не течет); работа, хлеб (горька работа, да сладок хлеб); угол, пирог (не красна изба углами, а красна пирогами); лес, щепки (лес рубят, щепки летят); брод, вода (не узнавши броду, не суйся в воду). «Эксперты» должны выбрать из них два слова, входящих в одну пословицу, и назвать ее.Таким образом, игровую технологию можно поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Но она имеет не только обучающее значение: игра может стать средством формирования познавательных интересов учащихся.При подготовке к игре учащиеся часто включаются в разнообразную дополнительную познавательную деятельность.В играх часто используются различные предметы, игрушки, рисунки, карточки, таблицы, плакаты, модели, карты, подготовленные сценарии, диалоги, заученные отрывки стихов, пословицы, поговорки и другие материалы. Школьники вовлекаются в подготовку этих дидактических средств. Они обращаются к различным источникам: художественным произведениям, словарям, справочникам, описаниям, исторической и научно-популярной литературе и т. д. Это воспитывает интерес к предмету.Большое значение дидактические игры имеют для воспитания личности школьника, для формирования черт его характера. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных действий, умение остановить свои желания, подчиниться коллективу, правилам игры. Это воспитывает умение преодолевать трудности, тренирует волю ребенка.Игра развивает чувство товарищества, дружбы, так как в случае необходимости играющий должен уступить, помочь товарищу. Играя в составе команды, каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.Игра снимает напряжение, но повышает чувство ответственности перед одноклассниками.Большое значение игры и занимательные задачи имеют для развития мышления учащихся. Во время игр развиваются и совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение и др. Стремление найти ответ на вопрос, поставленный в игре, желание первым решить задачу вызывают мыслительную и речевую активность учащихся.Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:1) игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;2) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;4) игра — один из приемов преодоления пассивности учеников;5) игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.