Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения
Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения
Автор: Сергеева Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов НОУ «Симбирская общеобразовательная гимназия»
(Слайд 1).
В последние годы мы много говорим о глубоких кризисных явлениях в стране, которые обусловлены тем духовно-нравственным состоянием, в котором наше общество оказалось. Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. (Слайд 2).Усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе, которые отличаются системностью, последовательностью, традиционностью, культуросообразностью, и вне школы, где процветают клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой. Весь перечисленный негатив меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни, аморального поведения.
Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям. Для многих стало очевидным, что недостаточно одного повышения уровня жизни и уродливые явления исчезнут из нашей действительности. Ни для кого не секрет, что в бедности люди часто остаются честными и добродетельными, а богатого человека жажда наживы нередко толкает на преступление. Из этого одного можно понять, что очень многое в жизни человека зависит от того развито или не развито в нём нравственное чувство.
Нравственное чувство нужно воспитывать. Но как? Какие ценности должны быть положены в основу образовательного и воспитательного процессов? Ответ на этот вопрос мы находим сегодня в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных новым образовательным Стандартом, где определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников.
Выделю некоторые, которые, на мой взгляд, особенно актуальны в рамках сегодняшнего разговора: (Слайд 3)
духовное развитие – «становиться лучше»,
укрепление нравственности – поступать согласно своей совести,
формирование основ морали – представление о добре и зле, должном и недопустимом,
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, природе.
Младшие школьники прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним. Это непрерывный процесс совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом, который должен охватывать и пронизывать все её виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность.
Но я хочу сегодня акцентировать Ваше внимание на формировании духовной нравственности средствами уроков литературного чтения.
(Слайд 4). Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д. Ушинский писал «то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
(Слайд 5). Коллектив учителей начальных классов НОУ «Симбирская общеобразовательная гимназия» работает по УМК «Планета знаний». Данные комплект состоит из нескольких завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, в частности учебник литературного чтения, автора Эллы Эдуардовна Кац. Содержание данного курса способствует формированию эстетических и нравственных чувств, обогащает духовную сферу, осуществляет патриотическое воспитание и формирует культуру межнациональных отношений.
(Слайд 6). Огромное влияние на детей оказывают сказки, которые изучаются на протяжении 4 лет. Данный литературный
· жанр хорошо воспринимается и усваивается детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. (Слайд 7.) Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Рассуждая о том, как ведут себя волшебные силы: кому и когда добрые волшебники делают добро, как они научают героев добру, дети делают вывод: «Добрый добру научает, а злой на зло наставляет», «Добро сеять, добро и пожинать».
2. Следующий литературный жанр- былины. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былины в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. (Слайд 8.) Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята не только стараются сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, но и получают возможность закрепить знания во внеурочной деятельности гимназии.
В 1 классе знакомлю детей с образами бабушки и няни А.С.Пушкина. Формирую представление о том, что именно бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением. Приглашение на урок интересных людей – это один из методов работы на уроках литературного чтения.
(Слайд 9 ) В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. А ведь именно пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию. Ребята не только объясняют значение пословиц, но и учатся составлять пословицы самостоятельно, применяя приём нахождения противоположностей, интегрирую данную работу с изобразительной деятельностью.
Следующее направление работы – это словотворчество: (Слайд 10)
составление диафильма;
сочинение сказок, рассказов, стихотворений;
написание заметок и публикации в гимназическом журнале «Лесенка», в журнале « Симбик»;
написание сценария;
выпуск авторских книг, брошюр. (демонстрирую)
Таким образом, строя учебные диалоги на уроках литературного чтения, я стремлюсь, с одной стороны, к тому, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, всему живому, когда они в этом нуждаются, а с другой стороны, вызвать у детей нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, пробудить в детях эмоции негодования и осуждения. И что очень главное, по-моему мнению, важно чтобы младшие школьники поняли, что добрые дела надо совершать, не ожидая похвалы.
Своё выступление хочу завершить словами М.Горького: (Слайд 11)
Формировать желание читать с увлечением можно и во внеурочной деятельности. В нашей гимназии мы проводим Ночь чтения и литературную гостиную. (Слайд 12)
«От души желаю вам, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.»
13PAGE 15
13PAGE 14615
Заголовок 315