Рабочая программа курса Основы религиозных культур и светской этики, модуль Основы светской этики, 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фроловская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор школы
______________/Лагунова А. В./ _____________/ И. Г. Старкова/
23.06.2016 г. (дата) 23.06.2016 г. (дата)

«Рассмотрено» «Утвержден»
Протокол педсовета Приказом МБОУ ФООШ
№ 6 от 23.06.2016 г. От 23.06.2016 г. №_________



Рабочая программа
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
автор: А. И. Шемшурина
4 класс

Составитель: учитель О. С. Михайловых









учебный год
2016 – 2017
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на 34 учебных часа, 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы МБОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа».

Учебник:
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс»: учебник для общеобразовательных организаций / А. И. Шемшурина. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2016.

Методическое пособие:
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2015.
Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики. 4-5 класс». – М.: «Просвещение», 2012.
Интернет-ресурсы.
Характеристика учебного предмета

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» направлено на достижение цели:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс является культорологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Основной принцип, заложенный в содержание курса - общность в многообразии, многоединство, поликультурность - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Основные задачи курса:
знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для обучающихся 4 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций», авторы А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко. – М.: «Просвещение», 2014.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» по месту в учебном плане, по содержанию служит связующим звеном между гуманитарным образованием и воспитанием обучающихся. Он дополняет обществоведческие нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение».
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
В основу построения уроков в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъективно-субъектное построение учебного процесса;
приоритет личностного развития обучающихся в интеллектуальной, духовно-нравственной жизни;
актуальность;
вариативность (возможность выбора на уровне модуля проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
опора на самостоятельность мышления обучающихся;
деятельностное обучение, создание коммуникативно-актиной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» основываются на различных методах обучения: словесных, наглядных, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый материал выступает в рамках курса, как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом особенностей обучающихся класса, специфики предмета, меры сформированности действий обучающихся.
Формы контроля и варианты его проведения: индивидуальный (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая, вариативная, эвристическая, творческая); взаимоконтроль, самоконтроль, тестирование, викторины, кроссворды. Итоговой формой оценки деятельности обучающегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках урока.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст обучающимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням:
первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трех уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, развитие гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную точку зрения и оценку событий;
совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.






Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики»

№ п/п
Тема
Планируемый результат (УУД)
Формы организации учебного процесса
Домашнее задание
Примечание

1
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека
Понимание этики, ее роли в жизни общества, истории возникновения как науки.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Определять практическое значение светской этики, морали
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Принятие значимости морали и этики в жизни общества, необходимости строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами.
Беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источником



Часть I

Раздел 1. Этика общения (4 ч.)

2
Добрым жить на белом свете веселей
Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия добра и зла.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека. Формирование ценностного отношения к доброте. Развитие ответственности за свое поведение и слова. Способность к адекватной оценки своего поведения.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



3
Правила общения для всех
Понимание добродетелей как сплава нравственных качеств личности и её противоположной стороны пороков как проявления аморальных качеств души.
Познавательные: Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач.
Регулятивные: Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий добродетель и порок.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию. Формирование внутренней установки на добродетель как элемента самосознания. Формирование ценностного отношения к добродетели как способу мышления и поведения.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



4
От добрых правил – добрые слова и поступки
Понимание добра и зла как способа восприятия мира. Умение дифференцировать нравственную оценку и осуждение. Понимание добра как духовно-нравственной ценности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
Коммуникативные: Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение. Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека. Формирование ценностного отношения к доброте. Развитие мотивации к добрым поступкам.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



5
Каждый интересен
Понимание добродетели и порока как важнейших качеств человека, определяющих степень нравственности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством самоконтроля.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Раздел 2. Этикет (4 ч.)

6
Премудрости этикета
Понимание этикета как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Познавательные: Способность к анализу и синтезу информации.
Регулятивные: Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.
Умение контролировать поведение окружающих людей, своих одноклассников и свои поступки и оценивать их с точки зрения норм и правил хорошего тона.
Коммуникативные: Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе. Формирование ценностного отношения к нормам поведения, принятым в обществе.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



7
Красота этикета
Понимание этикета как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Познавательные: Способность к анализу и синтезу информации.
Регулятивные: Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.
Коммуникативные: Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе. Формирование ценностного отношения к нормам поведения, принятым в обществе.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



8
Простые школьные и домашние правила этикета
Понимание этикета как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Познавательные: Способность к анализу и синтезу информации.
Регулятивные: Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.
Коммуникативные: Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе. Формирование ценностного отношения к нормам поведения, принятым в обществе.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



9
Чистый ручеек нашей речи
Понимание этикета как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Познавательные: Способность к анализу и синтезу информации.
Регулятивные: Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.
Коммуникативные: Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе. Формирование ценностного отношения к нормам поведения, принятым в обществе.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч.)

10
В развитии добрых чувств – творение души
Усвоение понятий «моральный долг», «моральная обязанность», «благодарность», «уважение».
Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, воображение.
Регулятивные: Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.
Коммуникативные: Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения. Формирование личностного отношения к патриотическому, профессиональному, родительскому долгу как моральным обязанностям, обогащение духовно-нравственного мира школьников, воспитание моральной ответственности, чувства патриотизма.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



11
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Усвоение понятий «моральный долг», «моральная обязанность»,
«благодарность», «уважение».
Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, воображение.
Регулятивные: Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.
Коммуникативные: Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения. Формирование личностного отношения к патриотическому, профессиональному, родительскому долгу как моральным обязанностям, обогащение духовно-нравственного мира школьников, воспитание моральной ответственности, чувства патриотизма.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



12
Чувство Родины
Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности».
Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.
Регулятивные: Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.
Коммуникативные: Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.
Формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



13
Жизнь протекает среди людей
Усвоение понятий «моральный долг», «моральная обязанность», «благодарность», «уважение».
Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, воображение, познавательный интерес и познавательную активность, аналитические способности.
Регулятивные: Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.
Коммуникативные: Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения. Формирование личностного отношения к патриотическому, профессиональному, родительскому долгу как моральным обязанностям, обогащение духовно-нравственного мира школьников, воспитание моральной ответственности, чувства патриотизма, толерантного отношения к людям, нуждающимся в нашей помощи.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч.)

14
Чтобы быть коллективом
Понимание дружбы как ценностной ориентации.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.
Регулятивные: Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. Знакомство с идеей прощения другого как мировоззренческой ценностью.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



15
Коллектив начинается с меня
Понимание дружбы как ценностной ориентации.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. 
Регулятивные: Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке. Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. Знакомство с идеей прощения другого как мировоззренческой ценностью.

Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



16
Мой класс – мои друзья
Понимание дружбы как ценностной ориентации.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.
Регулятивные: Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. Знакомство с идеей прощения другого как мировоззренческой ценностью.

Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



17
Скажи себе сам
Понимание дружбы как ценностной ориентации.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.
Регулятивные: Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. Знакомство с идеей прощения другого как мировоззренческой ценностью.

Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии (сочинение, эссе, проект, совместное мероприятие)



Часть II

Раздел 5. Простые нравственные истины (4 ч.)

18
Ежели душевны вы и к этике не глухи
Понимание Золотого правила этики, его сущности и содержания.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством самоконтроля.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



19
в школесобенно важн?
Жизнь священна
Понимание добродетели и порока как важнейших качеств человека, определяющих степень нравственности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством самоконтроля.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



20
Человек рожден для добра
Понимание добродетели и порока как важнейших качеств человека, определяющих степень нравственности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством самоконтроля.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



21
Милосердие – закон жизни
Понимание добродетели и порока как важнейших качеств человека, определяющих степень нравственности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством самоконтроля.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа



22
Жить во благо себе и другим
Понимание добродетели и порока как важнейших качеств человека, определяющих степень нравственности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством самоконтроля.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа



Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч.)

23
Следовать нравственной установке
Понимание нравственного поступка как сплава нравственных качеств личности.
Познавательные: Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач.
Регулятивные: Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий, таких как нравственность и нравственный поступок.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Формирование внутренней установки на нравственный поступок как элемента самосознания.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа



24
Достойно жить среди людей
Понимание золотого правила нравственности как нравственной ценности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, находить средства её осуществления.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе Золотого правила нравственности.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа



25
Уметь понять и простить
Понимание золотого правила нравственности как нравственной ценности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, находить средства её осуществления.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе Золотого правила нравственности.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа



26
Простая этика поступков
Понимание золотого правила нравственности как нравственной ценности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, находить средства её осуществления.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе Золотого правила нравственности.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа



Раздел 3. Посеешь поступок – пожнешь характер (4 ч.)

27
Общение и источники преодоления обид
Понимание дружбы как ценностной ориентации.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.
Регулятивные: Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. Знакомство с идеей прощения другого как мировоззренческой ценностью.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа



28
Ростки нравственного опыта поведения
Понимание семьи, семейных отношений, рода, родственных отношений как духовно-нравственных ценностей.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Осмысление значения семьи в жизни человека.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Развитие восприятия себя как члена семьи, осознание своего место в семейной системе. Формирование ценностного отношения к семье. Осознание своих обязанностей по отношению к близким людям.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа



29
Доброте сопутствует терпение
Понимание добродетели и порока как важнейших качеств человека, определяющих степень нравственности.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством самоконтроля.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа



30
Действие с приставкой «со»
Освоение понятий «Нравственность», «проявление нравственности».
Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками (формулирование и закрепление понятий).
Регулятивные: Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.
Коммуникативные: Навык публичного выступления, умение работать в команде, выражение собственного мнения. Формирование личностного отношения к нравственному поступку как ценности.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа



Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 ч.)

31
С чего начинается Родина
Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности».
Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.
Регулятивные: Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.
Коммуникативные: Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника. Формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России.
Беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему,
работа с иллюстрированным материалом, творческие задания, участие в учебном диалоге



32
В тебе рождается патриот и гражданин
Знание эпизодов истории России, свидетельствующие о высокой нравственности людей, культуры страны.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Организовывать поиск информации на заданную тему.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование чувства гордости за свою страну, причастности к ее истории, способности действовать нравственно, следовать примерам значимых людей.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



33
Человек – чело века
Знание эпизодов истории России, свидетельствующие о высокой нравственности людей, культуры страны.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Организовывать поиск информации на заданную тему.
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование чувства гордости за свою страну, причастности к ее истории, способности действовать нравственно, следовать примерам значимых людей.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



34
Слово, обращенное к себе
Знание эпизодов истории России, свидетельствующие о высокой нравственности людей, культуры страны.
Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. 
Регулятивные: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
Коммуникативные: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование чувства гордости за свою страну, причастности к ее истории, способности действовать нравственно, следовать примерам значимых людей.
Итоговая творческая работа: проект




Заголовок 115