урок по обществознанию на тему Законы рыночного регулирования


Тема: Модели современного рынка.Законы рыночного регулирования
Форма проведения:урок обществознания.
Продолжительность:45 минут.
Целевая аудитория:студенты группы №10 по специальности «агрономия».
Связь со знаниями, полученными ранее:
на уроке «Экономика» учащиеся давали краткую характеристику основным типам экономических систем по способу координации хозяйственной жизни,связь с историей.
Цели урока
Студенты
должны знать: должны уметь:
не менее 5 характерных признаков рыночной экономики;
содержание понятий «рынок», «конкуренция», «спрос», «предложение», «равновесная цена»;
не менее 3-х достоинств и недостатков рынка. объяснять действие законов спроса и предложения;
применять знания при решении экономических задач;
Материалы и оборудование:
учебник: Обществознание, /Под ред. А.Г.Важенина/;
карточки с заданиями проверочной работы;
компьютерная презентация «Рынок»;
мультимедийное оборудование;
тестовые задания по теме «Рынок».Описание урока
Этап урока Содержание этапа.
Формы и методы работы Время Организационно-методические примечания
Орг.момент Приветствие,отметить отсутствующ.1мин Мотивационный Постановка проблемы. 2 мин. Преподаватель ставит проблему В чем состоят противоречия рыночной экономики?
Проверка усвоения знаний Карточки-заданияпо теме «Собственность»,фронтальный опрос 8 - 10 мин. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы проверочной работы по вариантам.
Что такое собственность? Кратко охарактеризуйте виды прав на имущество.
Назовите и кратко охарактеризуйте формы собственности.
Назовите факторы про-ва
К какому фактору про-ва относятся знания,умения,квалификация работников?
К какому фактору относятся здания заводских цехов,производственные помещения?
Изучение нового материала Объяснение учителя с опорой на презентацию «Рынок».
Приложение 1. 14 мин. Перед началом объяснения преподаватель формулирует ключевые вопросы:
назовите характерные признаки рыночной экономики;
Первичное закрепление Фронтальная беседа с учащимися. 5 мин. Студенты отвечают на поставленные в начале объяснения нового материала вопросы.
Практическое применение знаний Решение проблемы. 5 мин. Опираясь на полученные знания, студенты решают проблему, озвученную в начале урока.
Итоговое закрепление знаний Решение тестовых заданий.
Приложение 2. 7 – 8 мин. Студенты решают тесты по изученной теме.
Домашнее задание Читать § 4.4, устно ответить на вопросы к параграфу.
Творческое задание:придумать рекламу популярному товару
.
1.Орг.момент.
2.Фронтальный опрос по теме «Собственность»
- Что такое собственность? Кратко охарактеризуйте виды прав на имущество.( владение,пользование и распоряжение0
Назовите и кратко охарактеризуйте формы собственности(частная и государственная).
Назовите факторы про-ва(Прир.р,труд.,капиал,информац.Р.)
К какому фактору про-ва относятся знания,умения,квалификация работников?
К какому фактору относятся здания заводских цехов,производственные помещения?
Три карточки-задания слабым студентам
Объяснение нового материала. Мы продолжаем изучать большой раздел эконом отношений
Итак,давайте вспомнимиз предыдущих уроков:
-что такое экономика?(Наука об основах хозяйственной деятельности)
-какие задачи она решает? (Какие блага производить,как производить,для кого)
-какие типы экономических систем существуют? (традиционная,административно-командная,рыночная,современная рыночная)
-какая система сегодня сложилась у нас в стране?
- назовите её основные черты (частная собственность на экономические ресурсы свободная конкуренция,личная свобода всех участников экономической деятельности).
Сегодня на уроке мы подробнее поговорим с вами о современной рыночной экономике.
Назовите тему урока:Модели современного рынка.Законы рыночного регулирования.(слайд №1)
Сегодня на уроке мы вспомним что такое обмен (Слайд №2)
узнаем Что такое рынок
Узнаем как действует закон спроса и предложения
Узнаем как формируется равновесная цена
Конкуренция
Прежде чем перейти к изучению новой теме хочу обратить ваше внимание на проблему написанную на доске,над которой нам предстоит работать в течении урока :
В чем состоят противоречия рыночной экономики?
Условия функционирования рынка:
Нормальное функционирование экономики,как вы понимаете невозможно без обмена результатами производственной деятельности. Т.е. обмен –это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятеьности к другому.Из уроков истории давайте вспомним когда появляется обмен?Какой обмен был сначала?Со временем для измерения стоимости вещей стали использовать предеты,одинаково ценимыебольшинством людей.Так появились деньги,а вместе с ним денежный обмен. С развитием денежного обмена появляется рынок. А теперь дайте определение рынка. ( Место где продается и покупается товар) (Слайд№3)
Исторически рынком называли конкретное место торговли. В современных условиях рынок – сфера экономики, в которой совершается процесс товарного обращения. Иногда о рынке говорят как о механизме сведения продавцов и покупателей. (Слайд №4)
Рынок обслуживает производство,обмен,распределение и потребление.Для про-ва поставляет необходимые ресурсы,в области обмена служит главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг.Через рынок потребителю поступает основная часть потребительских благ.Наконец ,на рынке определяется цена,представляющая собой главный индикатор рыночной экономики . (слайд 5)
Конечно,продавец может произвольно установить цену,но если цена будет слишко высокой,то товар не купят,если она будет ниже себестоимости,то предприниматель разорится.На процес ценообразования оказывают влияние множество обьективных факторов:степень его необходимоси,престижность товара,соотношение спроса и предложения
С последними двумя факторами мы разберёмся более подробно.
Слайд №7
Спрос и предложение
Кто-то из экономистов сказал:ǁ «Образованным политэкономом может стать даже попугай – единственное, чему его необходимо научить, это запомнить только два слова: спрос и предложение».
Произнести эти два слова вы уже можете. Попробуем разобраться, что означают эти понятия, и какую роль они играют в рыночной экономике.
СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ являются основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, между которыми существует взаимная связь.
Спрос – это не просто желание покупателя приобрести какую-то конкретную вещь, но и возможность это сделать
(слайд №8)
СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.(записать в тетрадь)
Как гласит известная пословица: «Наши потребности определяются не размерами нашего желудка, а толщиной нашего кошелька». Поэтому иногда говорят о платёжеспособном спросе покупателей.
Закон спроса экономисты формулируют следующим образом: при повышении цены товара при прочих равных условиях спрос на него снижается. То есть спрос находится в обратной зависимости от цены.
Эту зависимость можно представить в виде графика
lefttop

Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:
какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
как изменится величина спроса при изменении цены.
Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.
Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.
Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.
В экономической науке также различают предложение и величину предложения.
Слайд №9
Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).
Величина предложения - это объём (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определённого периода времени при определённом уровне рыночной цены на этот товар (услугу).
Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.
Эту зависимость можно представить в виде кривой предложения:

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.
3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:


Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены. Слайд № 10
Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.
Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.
Третий закон. На цену оказывает влияние спрос: если он высок, то производитель поднимает цену и расширяет производство; если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. В реальности на рынке формируется две цены: цена спроса (та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Решение познавательной задачи: слайд11
Установлено, что жители города N используют сливки как обязательное дополнение к кофе, а чай является для них заменителем кофе. Если цены на кофе возрастут, то можно ожидать, что:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) упадут цены на сливки и чай
2) цена сливок возрастёт, а цена чая упадёт
3) цена чая возрастёт, а цена сливок упадёт
4) возрастут цены на сливки и чай
Заполните третью колонку таблицы (раздаточный материал). Взаимопроверка (5 мин.)
На решение покупателя приобрести товар могут действовать и неценовые факторы: увеличение доходов, о чём мы только что говорили, мода, ожидание повышения цен в будущем, наличие товаров-заменителей и цена на них. Спрос на некоторые товары вообще мало зависит от изменения цен. В этом случае его называют неэластичным. Например, неэластичным является спрос на товары первой необходимости (самые распространённые продукты питания, лекарства, электричество) или на труднозаменямые товары (электрические лампочки, бензин).
Таким образом осуществляется саморегуляция рынка. Складывающиеся на рынке цены подсказывают производителю, производство какого товара стоит увеличить, а какой выпускать в данный момент не очень выгодно. Кроме того, рыночные цены диктуют требования к эффективности производства. Прибыль – это разница между ценой товара и затратами на его изготовление. Если предприниматель хочет получить прибыль, он должен снижать затраты. Рыночный механизм определяет и спрос. Товары на рынке распределяются между желающими их купить на единственной основе – наличии денег на покупку.
Конкуренция
Слай 12
Процесс формирования рыночных цен в большинстве случаев связан с конкуренцией
Конкуренция (от латинского “concurrentia” - сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество между производителями товаров за более выгодные условия производства и сбыта, за источники сырья с целью получения более высокой прибыли.ǁ
Наиболее распространёнными видами конкуренции в современной экономике являются конкуренция цены, конкуренция качества .
Конкуренция ценыоснована на том, что при прочих равных условиях покупатели предпочитают приобретать более дешёвую вещь. Рассказывают, что некий город был разделён на две части рекой, через которую не было построено ни одного моста. Перевозку людей и грузов через реку осуществляли две паромные компании. Конкурируя друг с другом за клиентов,они снижали цены на билеты: 1 доллар – 80 центовǁ – 60 – 40 … В конце концов, чтобы устранить конкурента один из перевозчиков предложил перевозить клиентов бесплатно. Но второй нашёл достойный ответ: он обещал каждому пассажиру не только бесплатную переправу, но и бублик в придачу.
Разумеется, это всего лишь экономическая байка, но доля истины в ней есть. Иногда для победы над своими конкурентами и вытеснения их с рынка предприниматели готовы нести временные финансовые потери, значительно снижая цены для привлечения покупателей.
Конкуренция качества основана на том, что при прочих равных условиях покупатели предпочитают покупать более качественную вещь или вещь, обладающими большим количеством полезных свойств.
Представьте себе, что вы выбираете новый мобильный телефон. Один из них, кроме обычных опций, снабжен встроенным GPS-навигатором, сканером и ТВ-тюнером. Какой вы предпочтёте приобрести при условии, что их цены схожи?
Ну, и наконец, чтобы привлечь покупателя производители и продавцы широко используют рекламу. (Старик и корова) слайд 13
Итак, конкуренция способствует более эффективному удовлетворению потребностей людей, повышению производительности труда, снижению затрат на производство продукции и повышению её качества. Но в то же время конкурентная борьба на рынке создаёт социально-экономическую напряженность в обществе, может привести к разорению предпринимателей и значительным потерям.
Достоинства и недостатки рынка (Слайд14Рынок, как вы уже поняли, помогает быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей, согласовывать интересы производителей и потребителей. Производить то, что не пользуется спросом, что не купят, не имеет смысла. Продавец и покупатель преследуют свою личную выгоду, и в то же время увеличивают богатство страны и служат интересам общества.
Рынок является саморегулирующейся системой, то есть не требует каких-то специальных органов управления для разрешения возникающих проблем, быстро реагирует на изменяющиеся условия производства. Не случайно, основатель экономической науки Адам Смит говорил о «невидимой руке», управляющей экономикой, имея в виду действие рыночных законов.
ǁ Рынок направляет ресурсы на производство тех товаров, которые пользуются спросом, то есть способствует их эффективному распределению.
ǁ В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, а конкуренция делает этот процесс непрерывным.
Слайд15
ǁ Но идеальной экономической системы не существует. ǁ К серьёзным недостаткам рынка относится цикличность его развития: периоды подъёма производства сменяются спадом. ǁ Стремление к получению прибыли делает невыгодным производство общественных благ – тех товаров и услуг, без которых общество не может существовать, но и брать плату за них невозможно. Это, к примеру, национальная оборона, охрана общественного порядка, всеобщее образование или уличное освещение.
ǁ Распределение доходов в условиях рынка крайне неравномерно, что ведёт к сосредоточению богатства у одних слоёв населения и обнищанию других.
На одном из следующих уроков мы будем говорить о том, какими методами государство может регулировать развитие экономики и уменьшать негативные проявления действия рыночных законов.
Итак,ребята,какими законами регулируется рыночная экономика?
Итог урока:Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?(Слайд 16)
(как формируется цена,закон спроса и предложения, выявили достоинства и недостатки рыночной экономики)
Что вызвало затруднения?
Что понравилось?
Оценки за урок
Д/з Слайд 17пар.4.4,подготовить рекламумыла,зубной пасты

Приложение №1
1 .Различают следующие виды прав на имущество:
А)
Б)
В)
2.В рыночной экономике можно выделить две основные формы собственности:
3.Приватизация –
1.Пользование –
2. Распоряжение-
3.Владение –
4.В истории человечества различают три типа экономических систем:
1.В экономике существуют три ключевые задачи:
2.Назовите отличительные черты административно-командной экономики:
Приложение
Тест для проверки уровня усвоения материала по теме «Рынок»
Задание 1
Конкурентноспособность товара определяется только его ценой:
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) Нет
2) Да
Задание 2
Вопрос:
Степень изменения величины спроса на товар в зависимости от изменения цены на него называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) инфляцией
2) законом предложения
3) эластичностью спроса
4) законом спроса
Задание 3
Вопрос:
Сфера экономики, в которой совершается процесс товарного обращения - это...
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 4
Вопрос:
Цена товара возрастёт, если спрос:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) останется неизменным, а предложение сократится
2) уменьшится, а предложение возрастёт
3) останется неизменным, и предложение останется неизменным
4) уменьшится, а предложение останется неизменным
Задание 5
Вопрос:
Положительные экономические и социальные последствия конкуренции:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) усиливает социально-экономическую напряжённость в обществе
2) способствует улучшению организации производства
3) приводит к разорению многих производителей
4) ведёт к снижению цен
5) заставляет производителей улучшать качество товаров и услуг
Задание 6
Вопрос:
В рыночной экономике, в отличие от командной, производителя характеризует:Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) экономическая самостоятельность
2) соблюдение экономического законодательства
3) стремление повышать свою квалификацию
4) экономное ведение дела
Задание 7
Вопрос:
Укажите последовательность действия рыночного механизма
Укажите порядок следования всех 5 вариантов ответа (цифрами от 1 до 5):
__ увеличение предложения
__ большой урожай картофеля
__ снижение цены
__ избыток продукции
__ уменьшение выручки у продавца
Задание 8
Вопрос:
Установлено, что жители города N используют сливки как обязательное дополнение к кофе, а чай является для них заменителем кофе. Если цены на кофе возрастут, то можно ожидать, что:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) упадут цены на сливки и чай
2) цена сливок возрастёт, а цена чая упадёт
3) цена чая возрастёт, а цена сливок упадёт
4) возрастут цены на сливки и чай
Задание 9
Вопрос:
Признаком рынка не является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) свободное ценообразование
2) нерегулируемое предложение
3) регулируемая цена
4) нерегулируемый спрос
Задание 10
Вопрос:
Главным признаком рыночной экономики является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) наличие инфляции
2) отсутствие дефицита товаров
3) высокое качество продукции
4) экономическая свобода производителя и потребителя
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 1.
2) (1 б.) Верные ответы: 3.
3) (1 б.) Верный ответ: "рынок".
4) (2 б.) Верные ответы: 1.
5) (2 б.) Верные ответы: 2; 4; 5.
6) (1 б.) Верные ответы: 1.
7) (2 б.) Верные ответы:
2;
1;
4;
3;
5.
8) (2 б.) Верные ответы: 3.
9) (1 б.) Верные ответы: 3.
10) (1 б.) Верные ответы: 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проверочная работа по теме : «Спрос и предложение»
1.На рост предложения влияет:
Недостаток сырья.
Высокая производительность.
Большие затраты на производительность.
Все вышеперечисленное.
2.Верны ли следующие суждения о цене?
А. Цена зависит от спроса, но не зависит от предложения.
Б. На более редкие товары устанавливаются более высокие цены.
Верно только А.
Верно только Б.
Верны оба суждения.
Оба суждения неверны.
3.Маркетинг не занимается изучением:
Объема спроса и предложения.
Насыщенностью рынка тем или иным товаром.
Возможностей населения по приобретению товаров.
Организации технического процесса производства.
4.В небольшом городе М. частные предприниматели построили несколько обувных фабрик. Продукция фабрик стала поступать на прилавки магазинов города. В результате в городе М.:
Резко выросли цены на обувь.
Произошло насыщение рынка обувной продукцией.
Увеличился спрос на обувь.
Все магазины обуви закрылись.
5.Найдите черты сходства и различия между понятиями «спрос» и «предложение».
Является категорией рыночной экономики.
Влияет на повышение или понижение цен.
Растет при увеличении цен при прочих равных условиях.
Падает при увеличении цен при прочих равных условиях.
Определяется потребителями.
6.Найдите в предложенном списке факторы, влияющие на повышение спроса на рынке.
Снижение покупательной способности.
Увеличение цен на товары-заменители.
Повышение доходов покупателей.
Понижение цены на товар.
Возникновение моды на данный товар.
7.Установите соответствие между ситуацией на рынке и последствиями
СИТУАЦИЯ
А) Спрос растет, а предложение падает.
Б) Спрос падает, а предложение растет.
В) Спрос и предложение остаются неизменными.
ПОСЛЕДСТВИЯ
1.Цены остаются неизменными.
2.Цены падают.
3.Цены возрастают.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за нее?
- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
\s

В чем состоят противоречия рыночной экономики?
Преимущества Недостатки
ГАПОУ СО «Перелюбский аграрный техникум»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «Модели современного рынка.Законы рыночного регулирования»

Преподаватель:Зяблова Г.В.
Перелюб2014