Пособие по литературному чтению при изучении темы «Устное народное творчество»
МБОУ «Рудницкая средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района РТ
«Рюкзачок с загадками»
Автор: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Рудницкая СОШ»
Камско-Устьинского района РТ
Харисова Зульфия Гайнутдиновна
п.г.т.Тенишево 2012г.
Загадки — замечательное средство показать красоту родной речи и её образность
Очень многие считают, что загадки – это обычная забава, и не больше того, но это вовсе не так. Допустим, народные загадки для детей – это маленькое произведение искусств. Загадка несёт в себе нравственную идею, поэтичность, она умна. Соответственно, она способна развивать не только ум, но и оказывать эстетическое и нравственное воспитание ребёнка. Благодаря загадкам ребёнок учится мыслить и анализировать то, что он говорит и слышит. Сегодня есть загадки, которые касаются любого предмета, явления, животного и человека. Они помогут расширить знания вашего ребёнка, тем более что знания лучше всего усваиваются в активном мыслительном процессе.
В загадке огромное количество различных эпитетов, сравнительных моментов, ребёнок благодаря такому творчеству учится понимать всю красоту своего языка, он слышит многочисленное количество сравнений, которые можно придумать для различных предметов. Это помогает развивать не только мышление, но и речь, также такое обилие различных слов помогает увеличить словарный запас. Очень часто в народных загадках встречаются слова, которые ещё незнакомы ребёнку.
И тут очень важно, чтобы родители поясняли ребёнку, что означает то или иное слово. Помимо этого всего, загадки развивают ещё и чувство юмора, ребёнку будет, что рассказать своим сверстникам, повеселить бабушек и дедушек. И рано или поздно, а вашему ребёнку даже захочется придумать свою загадку. А это полезно для того, чтобы развивать свою фантазию, мышление и воображение.
Так, что занимаясь со своим ребёнком с помощью загадок, вы сможете развивать его, помогать ему в его мышлении, в развитии речевого аппарата. К тому же, с помощью загадок ребёнку будет приятней проводить своё время с вами, а главное, что это будет ему интересно.
Не менее интересным является само составление загадок по признакам, действиям, привычкам, характеру, схожестью с каким-либо предметом.
СНЕГ
На дворе горой, Лежал, лежал
А в избе водой.(снег) Да в речку убежал.(снег)
А теперь попробуем сами составить загадки про снег.
Какой? На что (кого)похож? Что делает? Чем отличается?
Белый как муха да пирогов не испечь
Пушистый
как сибирский кот
да руки замёрзнуть гладить
Мягкий как пух да платка не свяжешь
Глубокий
как омут
да утонув, не захлебнёшься
Рыхлый как вата да не из хлопка
Твёрдый как гранит да с неба падает
Хрупкий как тонкое стекло да в избе тает
Хрустящий как сухой лист да холодный
Острый как нож да огня боится
Крупный как кукурузные хлопья да в воздухе кружится
Посмотрим, что может получиться:«Рыхлая, как вата, да не из хлопка».
« Мягкий как пух, да платка не свяжешь».
ЛАСТОЧКА
«Желанный гость с далёкого края,
Под окном живёт»(ласточка)
Какая? На что (кого) похожа? Что делает? Чем отличается?
Быстрая
как молния
да с хвостом
Чёрно-белая
как пингвин
не плавает
Резвая
как конь
да с крыльями
Стремительная как ветер летает да без рук
И вот что получилось: «Стремительный, как ветер, летает, да без рук».
«Резвый, как конь, да с крыльями».
РЫБА
«Ощиплю не перья,
Съем не мясо» (рыба)
Какая? На что (кого) похожа? Что делает? Чем отличается?
Сверкающая
как серебряная стрела
да ею не
выстрелишь
Холодная
как родниковая вода да не выпьешь
Скользкая как лягушка да не квакает
Безмолвная
как ночь да с глазами
Безногая
как змея да не шипит
С глазами
без ресниц как ящерица
да не ползает
Получилось интересно – «Безногая, как змея, да не шипит».
« Скользкая, как лягушка, да не квакает».
Ссылки на сайты
http://imgal.ru/vidi/19http://bar-guzin.com/post20489…http://raskrashkirus.ru/lastoc…Литература:
Ломбина Тамара Николаевна. Познавайка. Рюкзачок с загадками. Издательство «Феникс». 2005г.
Википедия.