Разработка урока по развитию речи для обучающихся 4 класса СКШИ на тему МЕБЕЛЬ
Конспект урока по развитию речи 4 кл.
Тема: « Мебель »
Цели: Расширить словарь по теме; развивать умение отвечать правильно на поставленные вопросы.
Образовательная задача: подбирать нужные слова к заданному слову образовывать множественное число существительных; учить детей называть части целого предмета.
Коррекционные задачи: Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; развитие сенсорного восприятия, связной речи.
Воспитательная задача: Воспитывать бережное отношение к мебели, чувство этикета.
Ход урока.
1.Орг.момент.
- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос: Какое время года? Какой день недели? Какое время суток?
2.Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок».
Жил был язычок .Утром он просыпался, умывался, чистил зубы, делал зарядку.( вверх, вниз, влево, вправо, круговые движения).Завтракал, пил чай с вкусным вареньем, облизывал сладкие губы. Выходил на улицу поиграть, переходил дорогу, а на встречу бежит лошадь ( сначала далеко, потом близко). Устал, пошёл домой отдыхать, а мы с вами продолжаем с вами работу.
а) Упражнение по развитию памяти.
Работа по сюжетной картинке « Семья»
Задание: Запомни и назови предметы по памяти. Посмотрите ещё раз и назовите те предметы, которые забыли.
3.Вводная беседа.
У каждого ученика на столе несколько картинок с изображениями предметов мебели.
Учитель: Назови знакомые тебе предметы ( стол, стул, шкаф, тумбочка)
Учитель: Что это мы с вами назвали ? Как ответить на этот вопрос, одним словом? ( мебель)
Учитель: Тема нашего урока мебель.
В) Словарная работа – карточка с новым словом мебель.
Учитель: Темой нашего урока является мебель.
Беседа об истории появления мебели.
В древнейшие времена люди не умели строить дома и делать мебель. Они жили в пещерах, где прятались от холода и диких зверей. Как вы думаете, где они спали? На чем сидели? На чем готовили еду? Они жили, спали и ели на голой земле. Вместо диванов на землю стелили длинные стебли тростника. Со временем люди научились изготавливать первые предметы обихода и мебели. Самым лучшим материалом для изготовления мебели с древнейших времен является дерево. Тогда у людей не было инструментов для изготовления мебели. Мебелью им служили гладкие камни, пни с корнями, ветки. Уже позже люди научились делать красивую, удобную мебель.
Сегодня мебель есть в каждом доме, и мы уже не можем без нее обойтись. Она стала удобной и красивой. Современную мебель изготавливают столяры из разных материалов на мебельных фабриках: дерева, металла, стекла, пластмассы.
Мебель обтягивают кожей или тканью. Её человек использует в быту и на работе. Это те предметы, на которых мы сидим, спим, готовим, едим, рисуем, занимаемся.
Г) Работа над обобщенными понятиями: кухонная мебель, гостиная мебель, спальная мебель, гарнитур.
Учитель показывает план
· кухонной комнаты и говорит, что это кухонная комната.
-Какую мебель вы поставите в кухне? (стол, табуреты, шкафы, мойка).
- Как можно назвать мебель, стоящую в кухне? ( кухонная мебель; кухонный гарнитур и т.д.)
Учитель: Выберите предметы кухонной мебели ; Обставьте мебелью кухню.
Составьте предложения. Например: это стол я поставлю его на кухне около окна. Это кухонный стол за ним едят.
Учитель: – Для чего нужен обеденный стол? (обедать)
- Как можно назвать мебель, стоящую в спальне? (спальный гарнитур).
- Как можно назвать мебель, стоящую (гостиный гарнитур).
Задание по группам. Обставить мебелью гостиную и спальную комнату. Группам раздается план спальной комнаты, гостиной, а также картинки разных предметов и мебели. (Учащиеся должны правильно обставить комнаты по пустым клеточкам проверка заданий).
Физкультминутка.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Повернулись, вправо - влево.
Оглянулись мы назад.
Потянулись, выше – выше.
И тихонечко присесть.
4.Актуализация опорных знаний.
Работа в тетради (число, тема). Чтение текста. Мебель это – предметы, изготовленные с дерева, металла, стекла, пластмассы. Создана для удобства и уюта в доме. ( текст на карточках по группам).
Б) Лексические упражнения.
Работа по учебнику.
Необходимо подобрать слова, подходящие по смыслу к теме «Квартира».( стол, стул, комод, кровать, кресло, трюмо.)
Подобрать слова – действия к ним; ( сидеть, лежать, есть, ставить, вытирать)
подобрать слова – признаки ( деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, кухонный, твёрдый и т.д)
А) Игра «Назови части». Учитель по цепочке всем детям называет предметы мебели, а ученики перечисляют названия частей мебели. Стол (крышка, 4 ножки), стул (4 ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, полки, стенки, ножки, ручки).
Б) Задание на развитие восприятия. Узнай, что стоит из предметов мебели под платком. На подносе расставляется несколько муляжей мебели. Дети должны разгадать по объему, какая мебель накрыта платком.
Учитель: - Ребята, где можно купить мебель? (в мебельном магазине, на рынке).
Учитель: - Изготавливают ли мебель в нашей школе? Какую мебель? (табуреты, столики, подставки под цветы.).
Учитель: Правильно! А где это у нас изготавливается? (в столярной мастерской). Значит, по профессии кто занимается изготовлением мебели? (столяр).
Игра «Для чего нужны». Один ученик каждой парты называют предмет мебели, а второй называет функции этой мебели.
5.Итог урока.
Учитель: - О чем мы говорили на уроке? (о мебели)
- Из чего изготовлена мебель?
- Для чего нужна мебель?
-Какое слово новое узнали? (гарнитур).
Д/з: записать предметы мебели единственного числа в множественном числе. Шкаф – шкафы, стол, стул, диван, кресло.
15