Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы Мебель. Уход за мебелью. Сохранение осанки
Тема урока: "Мебель. Уход за мебелью. Сохранение осанки"
Тип урока: комбинированный.
Предмет: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Класс: 4
Учитель: Земскова В.М.
Цель урока: научить группировать предметы мебели по назначению.
Задачи урока:
1. Образовательные.
- расширить и уточнить представления учащихся о назначении помещений в квартире;
- уточнить знания об основных видах мебели;
- уточнить представления о предметах мебели;
- учить применять полученные знания на практике.
коррекционно-развивающие:
- коррекция памяти, мышления на основе упражнений в сравнении и классификации;
- развивать наблюдательность, внимание.
воспитательные.
- воспитывать эмоциональную адекватность поведения;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к предмету, к получению новых знаний, практических умений.
Оборудование:
- картинки предметов мебели,
- сюжетные картинки: кухня, спальня, гостиная, прихожая
-пазлы по теме мебель
-мультимедийный проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
-Вспомните тему прошлого урока. Какое было домашнее задание? Давайте вспомним определения отдельных помещений в квартире.
Гостиная - одна из комнат квартиры, используемая обычно для приёма гостей. (Расев А.)
Кухня- отдельное помещение в квартире с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для приготовления пищи. (Лоташов А.)
Прихожая - первая при входе в квартиру нежилая комната, в которой оставляют верхнюю одежду. (Матвеев А.)
Спальня - комната в квартире, предназначенная для сна. (Косарев Н.)
III. Сообщение темы урока
Опережающее задание: Стих про мебель Матвеев А.
Матвеев А.:
Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире.В шкаф повесим мы рубашку,А в буфет поставим чашку.Чтобы ножки отдохнули,Посидим чуть-чуть на стуле.А когда мы крепко спали,На кровати мы лежали.А потом мы с котомПосидели за столом,Чай с вареньем дружно пили.Много мебели в квартире
- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, что вы видите?
Дети перечисляют предметы мебели.
- Так о чём мы сегодня будем говорить?
- Мы будем говорить о мебели.
- А что такое мебель?
- Мебель это предметы обстановки помещения, служащие для удобства людей.
- Сейчас я проверю, как вы знаете предметы мебели, загадав вам загадки.
- Скажите, а можно ли все эти предметы разместить в кухне?
- Нет.
Воспитатель. А почему?
- В кухне не нужны кровать, диван и кресла, так как они предназначены для других комнат.
-А в квартире в каждой комнате одинаковая мебель?
- В каждой комнате разная мебель.
- От чего зависит какую мебель и в какую комнату следует ставить?
- Смотря для чего мебель предназначена.
- Верно мебель в комнату подбирается в зависимости от предназначения. Посмотрите на следующий слайд! Назовите мебель, которая здесь находиться.
Дети перечисляют.
- Куда бы вы её поставила у себя в доме?
-В кухне.
Воспитатель. Молодцы, это мебель для кухни. Назовите для чего предназначен каждый предмет мебели на кухне.
Дети объясняют предназначение мебели.
- Посмотрите на следующий слайд. В какой комнате и почему стоит такая мебель?
Дети объясняют предназначение мебели для гостиной.
Мебель – это предметы домашнего обихода. Мебель изготавливают из дерева, его заменителей, кожи, пластмасс, металла. Человек использует мебель в быту и на работе. Это те предметы, на которых мы сидим, спим, едим, рисуем и т.д. Мебель нужна для красоты и удобства.
IV. Работа над новой темой
- А что такое мебель?
Словарная работа:
Мебель это предметы обстановки помещения, служащие для удобства людей.
На вопрос, когда же появилась первая мебель, никто с уверенностью ответить не может.
Многие ученые утверждают, что первая мебель появилась еще во времена существования первобытных людей, которые использовали подручные средства и обустраивали свои пещеры. Причем занимались в этом как правило женщины, в то время как мужчины были на охоте.
Некоторые ученые говорят, что первая мебель появилась в Древнем Египте. Они считают, что это были скамеечки и стулья с небольшими спинками и тремя ножками. Спали люди в то время на специальных лежанках из дерева, а под головы они клали специально обработанные деревянные дощечки. Огромное значение мебель играла у фараона. Особое место занимали кресло, украшенное золотыми и позолоченными монетами, столы для кушанья, ковры из шкур зверей, зеркала.
На Руси мебель так же приобретает большую популярность. Историки утверждают, что мебель на Руси имела особое значение, так как обязательно для чего-нибудь предназначалась.
Первой мебелью были лавки и скамьи. Позже появляются сундуки, но имели их только люди с большим достатком (торговцы). Царь же мог выбирать себе понравившеюся и удобную мебель: кресло с деревянным корпусом, мягкой тканью, великолепно сработанная спинка, обшитые тканью подлокотники и табурет для ног. Но самой распространенной "мебелью" была все-таки печь, которая была как удобным, так и теплым предметом интерьера. В наше время у нас есть огромный ассортимент мебели, от которой разбегаются глаза, а в то время люди довольствовались малым.
- Сейчас я проверю, как вы знаете предметы мебели, загадав вам загадки.
Я удобный, очень мягкий,Вам не трудно угадать, Любят бабушки и внукиПосидеть и полежать. (диван)
Если ты устал играть,То ложишься на(кровать)
Здесь и вешалки, и полки,Словно в доме этажи.Брюки, кофточки, футболки По порядку все лежит. (шкаф)
Под крышей четыре ножки.
На крыше суп да ложки (обеденный стол)
- Скажите, а можно ли все эти предметы разместить в кухне?
- Нет.
- А почему?
- В кухне не нужны кровать, диван и кресла, так как они предназначены для других комнат.
-А в квартире в каждой комнате одинаковая мебель?
- В каждой комнате разная мебель.
- От чего зависит какую мебель и в какую комнату следует ставить?
- Смотря для чего мебель предназначена.
- Верно мебель в комнату подбирается в зависимости от предназначения. Посмотрите на следующий слайд! Назовите мебель, которая здесь находиться.
Дети перечисляют.
- Куда бы вы её поставила у себя в доме?
-В кухне.
Воспитатель. Молодцы, это мебель для кухни. Назовите для чего предназначен каждый предмет мебели на кухне.
Дети объясняют предназначение мебели.
- Посмотрите на следующий слайд. В какой комнате и почему стоит такая мебель?
Дети объясняют предназначение мебели для гостиной.
На доске вывешены карточки с названиями комнат: кухня, гостиная, спальня, прихожая.
-Какой комнаты не хватает? (ванной). Для чего она нужна?
1. Игра «расстановка мебели».
Дети «расставляют» предметы по «комнатам».
-Я загадываю загадку, показывает отгадку владелец карточки.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Стол.)
- Куда поставить этот предмет мебели?
В ходе рассуждения выясняется, что стол может находиться в любой комнате, но столы эти разные по виду и по назначению.
Работа над понятиями: письменный, журнальный, обеденный, кухонный, туалетный.
V. Физминутка.
Стул и стол, диван, комод –
Мебелью зовет народ.
Шкаф нам нужен для того,
Чтобы класть туда белье!
Для чего нужна кровать?
Чтоб удобно было спать!
Мебель создает уют
И на даче, в доме, тут!
VI. Игра «Дорисуй стол».
-где делают мебель? Как называется профессия человека, делающего мебель? Куда потом поступает мебель с фабрики? Кто собирает мебель в магазине?
-В мебельный магазин привезли столы, правильно ли их собрали сборщики?
Дорисуйте недостающие части.
(слайд №6)
2. Табурет, стул.
На кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный (табурет)
-С каким предметом часто путают табурет? Чем они похожи и отличаются?
В какую комнату поставим стул, табурет?
3. Кровать
Михаил Потапыч спать
Лег в большущую (кровать)
4. Диван, кресло
На нем сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденья –
Он разместит гостей.
О чем стихотворенье,
Ответьте поскорей. (диван)
- Чем похожи с кроватью и чем отличаются? В какую комнату поставим?
По соседству с диваном стоит
В нем отдыхающий сидит. (кресло)
Что общего с диваном и в чем разница? В какую комнату поставим?
5.Шкаф, буфет.
Меня в комнате каждый приметит,
А открыв меня,
Зиму и лето встретит. (шкаф)
-какие бывают шкафы, куда их можно поставить?
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется (буфет)
6. Далее разбираются оставшиеся карточки с мебелью (комод, тумбочка, полка) по той же схеме.
VII. Физминутка.
Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.
VIII. Игра «Четвёртый лишний».
Детям раздаются карточки , они находят лишний предмет и объясняют свой выбор.(игра «Четвертый лишний)
IX. Паззлы «Собери мебель». (слайд №7,8)
X. Итог урока
-Что такое мебель? Для чего нужна? Какую мебель в какие комнаты поставим?
XI. Домашнее задание
Раскрасить на картинке мебель коричневым цветом, остальные предметы по желанию.(слайд №9)