Урок по литературному чтению «Точность поэтических образов», 2 класс

Класс: 2 класс
Тема раздела: Мир глазами поэта.
Тема урока: «Точность поэтических образов».
Форма проведения: урок с мультимедийным сопровождением.
Цель урока: создание целостного эмоционального впечатления о зиме на примере стихотворения «Опрятней модного паркета » из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Задачи урока:
показать разнообразие и точность поэтического образа зимы, созданного А.С.Пушкиным;
развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические образы;
вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста;
воспитывать любовь к природе, к поэзии.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
План урока (продолжительность урока - 45 мин)
Этап самоопределения. (8 мин.)
Оргмомент.
Актуализация знаний учащихся. Подготовка к первичному восприятию произведения.
Основной этап. (35 мин.)
Постановка проблемы.
Первичное восприятие произведения.
Проверка первичного восприятия.
Мотивация перечитывания и анализа произведения.
Обобщение результатов анализа.
Подготовка к выразительному чтению.
Выразительное чтение.
III. Рефлексия. (2 мин.)

Ход урока.

Этап самоопределения.
Оргмомент.
Сегодня на уроке нас ждет много интересного. За окном последний месяц осени. Пока стоит теплая погода, но уже чувствуется дыхание зимы. А вот какая погода будет царить, на нашем уроке, во многом зависит от нас с вами.
Актуализация знаний учащихся. Подготовка к первичному восприятию.
Слайд 1-3
Нашу страну называют страной зимы. Как вы думаете, почему? Нигде в Европе, за исключением севера Норвегии, Швеции и Шотландии, нет такой суровой зимы. А нам она нравится, нам она кажется сказочной:
А вы любите зиму? За что вы её любите?
В русской природе зима особенно привлекала художников и композиторов. Ей посвящены лучшие музыкальные произведения и полотна.
Слайд 4
Сейчас зазвучит музыка. Отрывок из цикла «Времена года» П.И. Чайковского (Декабрь «Святки»). Вслушайтесь в звучание, всмотритесь в картины художников. Найдите созвучную картину. Интуиция должна вам подсказать.
Какую картину вы выбрали?
Слайд 5
Что вы себе представили, слушая музыкальный отрывок? Какой характер зимы вы почувствовали?
С помощью чего композитор помог нам почувствовать образ зимы? (С помощью звуков.)
Что вы чувствуете, когда смотрите на выбранную вами картину? (Чистый морозный воздух обволакивает предметы) Представьте себя участниками изображённого.
Как художнику удалось передать образ зимы? С помощью чего? (Художник донес до нас то, что хотел с помощью красок и кисти.)

Основной этап.
Постановка проблемы.
А может ли поэт так передать образ зимы, что мы её почувствуем в любое время года? Я прошу вас не торопиться с ответом. Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам совершить медленное путешествие в далекое, далекое прошлое (начало XIX века), в то время, когда жил А.С.Пушкин.
Слайд 6
Первичное восприятие.

Представьте деревенский зимний пейзаж. (Прослушивается аудиозапись стихотворения, или учитель сам читает его.)
Слайд 7
Проверка первичного восприятия.
Что вы представили, прослушав это стихотворение? Создалось ли у вас ощущение праздника?
А вот как поэт создаёт ощущение праздника, давайте попробуем разобраться.
Чтобы нам ответить на следующий вопрос, надо перечитать стихотворение. (Дети читают молча.)
Какие образы предстали перед нашим героем: много ли их? (4: речка, мальчишки, гусь, снег)
Слайд 7 (4 щелчка)
Физминутка.
Мотивация перечитывания и анализа произведения.

Первая картинка.
Слайд 8
Давайте перечитаем первые 2 строки и выясним, что придаёт образу речки особую праздничность. С чем сравнивает поэт речку? (Гладь реки сравнивается с паркетом: т.е. она до блеска начищена морозом. Прозрачна – даже гусь обманулся – и, очевидно узорчата, раз сравнивается с «модным» паркетом; узорчатой её делают, видимо, пируэты конькобежцев. Поэт называет речку «опрятной», т.е. чистой и гладкой.)
Сравните два глагола «блестит» и «блистает». О ком или о чём можно сказать «блистает»? (Дама на балу блистает в своём наряде, можно блистать остроумием, т.е. это глагол, который не просто отмечает, что предмет блестящий, но подчеркивает его необыкновенные качества.)
Почему Пушкин называет речку блистающей?
Вторая картинка.
Слайд 9
Прочитайте следующие 2 строки. Почему поэт называет мальчишек «радостным» народом? Какой образ тем самым создается? (Оживления, гомона, общения, движения.)
Третья картинка.
Слайд 10
Давайте обратимся к следующей картине, перечитаем её. Какое впечатление к общей праздничной атмосфере добавляет картинка с гусём? (Комическое.)
На чём держится комический эффект? (По привычке, спускаясь к реке, тяжелый сытый гусь, мгновение раздумывает и обманутый прозрачностью льда, важно ступает на него, скользит и падает. Падение и создаёт комический эффект.)
Четвёртая картинка.
Слайд 11
Прежде чем обратимся к последнему образу, я прошу вас вспомнить первый снег в этом году. Какой он был?
Прочитайте, как поэт создаёт образ первого снега. Что придает этому образу праздничность? (Первый снег – особенно яркий, он видимо сухой и мелкий, раз он «мелькает и вьётся», поэтому видны звёздочки – «звездами падая на брег».)
Почему поэт в такой очередности расположил эти образы? (Чтобы сложилась целостная картина зимнего денька)
Что здесь главное: красота зимнего пейзажа или его наполненность звуками? (Важно и то и другое; дети перечисляют движения и звуки.)
Обобщение результатов анализа.
Давайте теперь вернёмся к нашему вопросу. (А может ли поэт так передать образ зимы, что мы её почувствуем в любое время года?) Удалось ли нам почувствовать, представить образ зимнего дня.
Какой предстала зима в этом стихотворении? (выбирают эпитеты).
Слайд12
Много ли в стихотворении красок? (нет, цветовая гамма у Пушкина как всегда сдержанна). Тогда с помощью чего поэту удалось передать образ зимнего дня, что мы его почувствовали. (Поэт – это тот же художник. Кисти и краски ему заменяют слова.)
Слайд 13
А зачем мы выполняли эту работу? (Чтобы лучше прочувствовать текст и прочитать его выразительно.)

Подготовка к выразительному чтению.
Какие три условия надо соблюдать, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Выбрать нужный тон, выделить главные слова, определить скорость чтения.)
Слайд 14
С одинаковой ли интонацией мы будем читать стихотворение? От чего будет зависеть тон чтения. (От содержания) Выберите для каждой картинки тон чтения. (опора)
Слайд 14, гиперссылка на 16 слайд
Все ли слова произносятся с одинаковой силой? Найдите слова, которые надо выделить голосом.
Слайд 14
Что поможет нам определить место остановок (пауз)?

Выразительное чтение стихотворения. (конкурс чтецов) .
Рефлексия.
Слайд 15
Урок подошел к концу. Создать теплую дружественную обстановку помогла ваша работа, заинтересованность, любознательность.
Какое домашнее задание вы хотели бы получить?


Методическая литература.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Версия 2008г.
Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса./ Под редакцией Чураковой Н.А. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Пушкин А. С. Евгений Онегин. М. : Художественная литература, 1981.
Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А.Чураковой. 2 класс – Москва: Центр общего развития, 2000.

Интернет-ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.km.ru
http://files.school-collection.edu.ru
http://www.maslovka.org
http://ru.wikipedia.org
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://classic.chubrik.ru


Самоанализ урока литературного чтения.
2 класс.
В классе 25 учащихся. На уроке присутствовало 25 учащихся. Уровень детей разный: 2 человека с высоким уровнем развития, 18 человек – среднего уровня и 5 человек – низкого уровня развития. Дети активны и работоспособны на протяжении всего урока.
Урок по теме «Точность поэтических образов» является вторым в разделе «Мир глазами поэта».
При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой урока.
Отличительной особенностью работы на данном уроке было использование мультимедийной презентации, в которой слайды демонстрируются последовательными рядами, содержат гиперссылки, а также включают аудиосопровождение.
Тип урока – открытие новых знаний с элементами интеграции.
Целью урока было создание целостного эмоционального впечатления о зиме на примере стихотворения «Опрятней модного паркета » из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Дидактическая – показать разнообразие и точность поэтического образа зимы, созданного А.С.Пушкиным; вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста.
Развивающая – развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические образы. Развивать коммуникативные умения.
Воспитывающая - прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к природе, к поэзии.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
Этап самоопределения. Цель: создание соответствующей эмоциональной атмосферы; оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия.
Основной этап. Цель: пробуждение интереса к анализу; углубление восприятия произведения через аналитическую работу.
Рефлексия. Цель: подведение итога урока.
Выбранная структура урока позволила рационально решить задачи, поставленные на уроке. Все этапы урока были продуманы, логично связаны и распределены по времени, что позволило хорошо усвоить материал урока.
Выбранные методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Так, были использованы методы по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке первичного восприятия, при анализе картин, на этапе рефлексии);
наглядные (на основном этапе – демонстрация слайдов).
По виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый (сопоставление иллюстраций на этапе самоопределения; на основном этапе – при определении и характеристике образов);
практические (работа с текстом на основном этапе - перечитывание, выборочное чтение)
Все эти методы, форма урока и средства помогли осуществлению триединой дидактической задачи.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание эмоциональной активности и творческого воображения учащихся на протяжении всего урока. На уроке была создана атмосфера непринужденного общения заинтересованных собеседников.
Демонстрация картин на большом экране помогла учащимся сохранить эмоциональность и непосредственность восприятия произведения искусства. Ценность урока заключается и в том, что в рамках одного урока учителю подвластны и аудиосопровождение и изобразительные средства.
На уроке учитывался валеологический компонент – релаксация (отдых учащихся после этапа работы).
























13PAGE 15


13PAGE 14415