Пальчиковые игры на уроках марийского ( государственного) языка»

МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №1»








Пальчиковые игры на уроках
Марийского ( государственного)
языка на младшей ступени обучения


Выполнила учительница
начальных классов
Максимова М.В.










Морки 2014

Пальчиковые игры на уроках марийского ( государственного)
языка на младшей ступени обучения


Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки
Цели в работе над пальчиковыми играми:
Развитие мелкой моторики через художественное конструирование и через слово, движение .
Развитие факторов креативности (фантазии, изобретательности, оригинальности, многовариантности).
Развитие внимания, чувства партнерства, умения слушать и слышать.
Развитие четкого, ясного произношения словесного текста.
Изучение начального курса разговорного марийского языка.
Пальчиковые игры это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Перед выполнением упражнения, необходимо объяснить, как оно выполняется, показать позу пальцев и кисти.
Ниже я приведу пальчиковые игры, которые можно использовать на уроках марийского
( государственного) языка. Каждую строчку стишков и потешек показывать движением пальцев и кистей рук
Поро эр

Поро эр,кок шинча!
Те кынелында?
Поро эр,кок пылыш !
Те кынелында?
Поро эр,кок кидем !
Те кынелында?
Поро эр,кок йолем ! Те кынелында?
Поро эр, чевер кече!
Мый кынелынам


Ануш кокаем

Мыйын Ануш кокаемын
Тыгай изи пцртыштц
Илен кугу-кугу патыр.
Тудын лийын тыгай шинча
Тыгай пылыш,
Тыгай нер,
Тыгай умша,
Тыгай пуй,
Тыгай йылме,
Тыгай шяргц.

Тале мардеж

Тале мардеж пеш ляшка,
Пушенге – влакым тарвата.
Мотор куэ,
Патыр тум,
Ужар кож,
Вичкыж пянчц
Мардежлан сырен( куанен, шыдешкен) шогат

Шцртньц кол

Ш—ртнь— кол, Ш—ртнь— кол
Яндар вЎдым й—рата.
Шола велышке иеш,
Пурла велышке иеш,
Коклан( вара, ынде, южгунам) йырым-йыр п—рдеш

Кок каза пача

Ош каза пача
Кявар дене кудалеш.
Шем каза пача ваштарешыже толеш
Коктынат сырат, тЎкыштым шарат
ТЎкедат, тЎкедат
Толашат, толашат
ВЎдышк— пурен каят

Коля

Коля писын кудалеш
Да шагатым ончалеш
Шагат муралтен колта: « Бум»
Коля лЎдын кудалеш

Коля эркын кудалеш
Да шагатым ончалеш
Муралта тыге шагат: « Бум,бум»
Коля лЎдын кудалеш

Коля шыпак кудалеш
Да шагатым ончалеш
Шагат адак муралта: « Бум, бум,бум»
Коля лЎдын кудалеш

Олмапу

1,2,3..10
Корем воктен олмапу.
Тыге шотлен ончыктет гын,
Лу олмам тылат пуэм

1,2,3..10
Корем воктен олмапу.
Кунам шотлаш тунемат,
Лу олмам шотлен налат

1,2,3..10
Корем воктен олмапу.
Шере олмам кочнет гын
Шотлаш вашкерак тунем.

1,2,3..10
Корем воктен олмапу.
Ик укшышто лу олма,
Вес укшышто лу олма
Олюкна тыге шотла



ИЎр йЎреш

Чоп-чоп-чоп –
Тале йЎр йЎреш.
Чоп-чоп-чоп –
ЙЎрлан мо пеш куана?
Чоп-чоп-чоп –
ЙЎрлан кушкыл куана:( Сад-пакчаште кушкыл –влак)
Чоп-чоп-чоп –
Кияр, ушмен, помидор,
Чоп-чоп-чоп –
Шоган, чеснок, кешыр

Парня-влак малат

Шыпак, шыпак,ида лЎшк—
Парня –влак ласкан малат.
Эр шуэш, чевер кече ончалеш
Кайык-влак муралтат
Парня-влакым кынелтат:
1,2.3,..10

Мый пашам й—ратем

Ик кидыштем вич парня.
Вес кидыштем вич парня.
А чылаже лу парня.
Ынде нуно ончыктат
Мом ыштен моштат:
Возат, тЎрлат,сЎретлат,
Мыланем шотлаш полшат,
ШЎкшудым кЎрыт,мушкедат,
Руашымат н—штылыт.

Используя игры с пальчиками в различной деятельности с детьми, я пришла к выводу, что они способствуют развитию умственной деятельности ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.


15