Конспект урока по литературе Портреты крестьянских детей (Бежин луг)
Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» (Урок 3)
Уроки по творчеству И.С. Тургенева по программе для 6 класса (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)
И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя
РР Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»
Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Цели: углубить работу над литературными образами, показать примеры портретных зарисовок и цель их создания, познакомить с духовным миром крестьянских детей, развивать эстетическое восприятие иллюстративного материала, развивать критическое мышление.
Тип урока: комбинированный.
Виды деятельности учащихся: составление устной/письменной характеристики героев или групповой характеристики героев, нравственная оценка героев, анализ различных форм выражения авторской позиции, обсуждение произведений книжной графики и живописных полотен.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Метапредметные:
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: применять метод информативного поиска.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения эффективного сотрудничества и способствовать продуктивной кооперации.
Предметные: научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.
Технологии: ИКТ-технология, проблемное обучение, игровая, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.
Оборудование: презентация с иллюстрациями к рассказу, презентация с аудиорядом.
Подготовка к уроку: учитель готовит презентацию.
Ход урока:
Оргмомент. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. (7 минут)
Что общего между...
...числом 25 и термином цикл? (Из 25 рассказов состоит цикл «Записки охотника»)
...«Муму» и «Записками охотника», кроме их автора? (Тема: изображение крестьян)
...Спасским-Лутовиновым и Михайловским? (Это родовые имения писателей)
... изображением и описанием:
320040-148590Красивый мужчина, со светлыми (затем седыми) пышными волосами, типично славянским лицом. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями.
(Это портреты Тургенева: живописный и словесный)
Постановка цели урока. (1 минута)
Сегодня мы продолжим анализировать рассказ «Бежин луг» и рассмотрим героев этого произведения. Слайд 1.
В основе рассказа лежат реальные факты из жизни Тургенева: он действительно был охотником, содержал псарню, в 13 километрах от его имения находился Бежин луг. Какое место в жизни Тургенева занимала охота, нам расскажет докладчик. После его выступления составьте устно аннотацию доклада.
Сообщение учащегося об увлечении Тургеневым охотой. (7 минут) Слайд 2. Презентации.
И.С. Тургенев и охота
И. С. Тургенев был в своё время одним из самых знаменитых в России охотников. Любовь к охоте будущему писателю привил его дядя Николай Тургенев, признанный в округе знаток лошадей и охотничьих собак, занимавшийся воспитанием мальчика во время его летних каникул в Спасском. Также обучал охотничьему делу будущего писателя А. И. Купфершмидт, которого Тургенев считал своим первым учителем. Благодаря ему Тургенев уже в юношеские годы мог назвать себя ружейным охотником.
С годами увлечение переросло в страсть. Бывало, что писатель целыми сезонами не выпускал из рук ружья, исходил тысячи вёрст по многим губерниям центральной полосы России. Тургенев говорил, что охота вообще свойственна русскому человеку, и что русские люди с незапамятных времён любили охоту.
В 1837 году Тургенев познакомился с крестьянином-охотником Афанасием Алифановым, который в дальнейшем стал его частым спутником по охоте. Писатель его выкупил за тысячу рублей; тот поселился в лесу, в пяти верстах от Спасского. Афанасий был прекрасным рассказчиком, и Тургенев нередко приходил к нему посидеть за чашкой чая и послушать охотничьи истории. Рассказ «О соловьях» (1854) записан писателем со слов Алифанова. Именно Афанасий стал прототипом Ермолая из «Записок охотника».
Вокруг Тургенева сложился целый охотничий кружок — Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. Н. Островский, Н. Н. и Л. Н. Толстые, художник П. П. Соколов (иллюстратор «Записок охотника»)[85]. Кроме того ему доводилось охотиться вместе с немецким литератором Карлом Мюллером, а также с представителями царствующих домов России и Германии — великим князем Николаем Николаевичем и принцем Гессенским.
Иван Тургенев исходил с ружьём за плечами Орловскую, Тульскую, Тамбовскую, Курскую, Калужскую губернии. Он хорошо был знаком с лучшими охотничьими угодьями Англии, Франции, Германии. Им были написаны три специализированные работы, посвящённые охоте: «О записках ружейного охотника Оренбургской губернии С. Т. Аксакова», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Пятьдесят недостатков ружейного охотника или пятьдесят недостатков легавой собаки».
Источник: Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Тургенев,_Иван_СергеевичАннотация учащихся (3 минуты)
Физкультминутка. (2 минуты)
Работа над темой урока. Работа с презентацией. Слайды 3-8. Проверка домашнего задания. (20 минут)
Слайд 3. В чем разница между автором и рассказчиком? (Можно дать под запись)
Автор – создатель литературного произведения. Рассказчик – один из его персонажей, участник действия. .Автор выстраивает сюжет и описывает события, рассказывать о которых должен вымышленный герой – рассказчик.
Благодаря образу рассказчика может быть выражена авторская позиция по отношению к описываемым событиям.
В оценочных суждениях рассказчика частично проявляется мировоззрение автора.
На слайдах 4-8 изображены живописные портреты героев рассказа и их помещены их словесные портреты. Учащиеся должны угадать, о ком идет речь, и, пользуясь таблицей в тетради (домашняя работа), дополнить портрет каждого мальчика.
Слайд 9. Выражение собственного мнения.
Как вы считаете, художник отразил основные черты внешности и характера мальчиков?
Каково ваше мнение о второй картине, нарисованной школьницей?
Слайд 10. Анализ текста. Как этот отрывок помогает раскрыть внутренний мир крестьянских детей?
Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками
и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль Желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.
Какие средства выразительности вы видите? (Навострив уши, не давать покоя – фразеологизм, праздник – метафора, звонко хохочут – эпитет, поднимается желтым столбом – сравнение)Назовите стилистически-окрашенные слова. (Космач, клячонка, ребятишки, гиканье, бойкий).
Для чего писатель использует такие слова и тропы? (С их помощью писатель выражает свое восхищение крестьянскими мальчишками и описывает их мир, используя слова из крестьянского обихода)
11. Подведение итогов. (5 минут)
Как вы считаете, зачем Тургенев так подробно описывает крестьянских детей?
Можем мы ли мы догадаться, какое мнение сложилось у рассказчика о крестьянских детях?
Какие черты русского народа и детского крестьянского мира воспевает писатель в этом произведении?
Домашнее задание: подготовьте развернутый письменный ответ на вопрос: «Что именно можно узнать о России из этого произведения?