Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей
6 класс. Литература
Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Духовный мир
крестьянских детей
Цели урока:
образовательные: раскрыть образы крестьянских мальчиков; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;
развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;
воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественного произведения. Задачи: закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.
Оборудование урока: презентация к уроку Microsoft Power Point, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners, портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
…Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал
«добрые чувства», то то же самое
и с такою же справедливостью
мог сказать о себе и Тургенев. М.Е. Салтыков- Щедрин
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока.(Слайды 2,3)
Учитель читает стихотворение И.З. Сурикова « В ночном».
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
3.Работа в группах.
Обсудите:
1.Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
2.Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)
3.Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)
4.Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)
4.Слово учителя (слайд 4). По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником».Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.
(Слайд 5) Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.
(Слайд 6) Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.
Народные верования и предания Сельские поверья (Слайд 10)
Домовой, русалка.
Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры.
Родительская суббота- одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников.
Предвидение небесное- солнечное затмение
Праведная душа летит на небо.
Словарная работа(Слайд 11)
Армячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна
Баял- говорил
Гуртовщики-хозяева и погонщики гуртов
Гурт- стадо, которое гонят на продажу
Замашная рубаха- рубашка из холста
Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть
Словарик диалектных слов (Слайды 12,13):
-авось,
-зачнется,
-откентелева,
-куды,
-межа,
-полати.
5. Работа с текстом(Слайд14) Найдите в тексте
Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун...
Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним...
Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…
Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…
5.Индивидуальная работа. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока (Приложение 1).
Вопросы к обучающимся:
-Что вы видите? (текст)
-Что это за текст? (Описание, портрет)
-А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении) (Слайды 16-18)
-Что можно узнать по портрету?
-Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
Задание: ( Приложение2) заполните таблицы и подготовьте связный рассказ о том герое, который вам более интересен.
6.Выступления групп.
7.Закрепление материала.
Вопросы учителя:
1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете?(Федя. По одёжде) 3) Сколько лет было детям? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
4)Что готовили мальчики?( Картошку)
8. Выполнение задания по кругу ( задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу) Обсуждение в группах.
1.О чём говорят мальчики у костра? (Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе)
2.Какие поверья бытуют среди ребят? (О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут)
3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых)
Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
Подведём итоги урока. В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Какие они?
(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)- Дети интересны охотнику? (Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям).- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? (Слайд 20)С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться. Всем этим детям свойственно: трудолюбие,смелость, любознательность, любовь к природе,сила, выносливость, нет подражания иностранному. Труд для них - большая радость, праздник «Пригонять на утренней заре табун»)- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
Домашнее задание. 1. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)
2. Напишите сочинение-миниатюру «Характеристика литературного героя».(Приложение 3)
Приложение 1
Тексты
1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.
(Федя)
2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша)
3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки.
(Илюша)
4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.
(Костя)
Приложение 2
Персонаж Возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление
автора
Приложение 3
План характеристики 1. Портрет мальчика. 2. Его роль среди товарищей. 3. История, которую рассказал герой. 4. Поведение мальчика. 5. Характер героя. 6. Отношение к нему автора и ваше.