УРОК Путешествие по рассказу И.С. Тургенева Бежин луг


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок обобщение
Тема: урок – путешествие по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»
УМК: Коровина В. Я. «Литература»
Класс: 6 -е
Цели  урока:
образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;
воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;
развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.
Задачи:  1)найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2)показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  3) выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; 4) развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы; 5) воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, , презентация к рассказу “Бежин луг”
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся 1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
Настраиваются на урок, открывают текст произведения. 2) Актуализация знаний:
Создает проблемную ситуацию:
Мы снова возвращаемся к творчеству И.С. Тургенева. Эпиграфом к уроку служат слова самого писателя. “Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное  из всего, что я написал.
Почему рассказ называется Бежин луг?
Наше путешествие по Бежин лугу будет проходить в несколько этапов:
Пейзаж в рассказе
Встреча с героями рассказа.
В мире народного фольклора.
Защита рисунков детей.
Определите тему урока
Какие цели поставим?


А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин.
Урок - путешествие по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»
- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель использует выразительные средства языка для создания картин природы, для описания мальчиков, рассказать об историях, рассказанных мальчиками; посмотрим речь героев, нарисуем свои картинки по понравившимся моментам в рассказе и защитим их.
3) Путешествие
Работа в парах
Физкультминутка
Театр одного актера
Защита работ Пейзаж в рассказе
Любил свой родной край И.С. Тургенев. Будучи охотником, он исходил десятки верст по родной земле. Тонкий наблюдатель, психолог, художник, он мастерски отобразил увиденное в слове, создавая неповторимые пейзажные зарисовки, например, в цикле рассказов "Записки охотника". Один из этих рассказов - "Бежин луг".
И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.
1. Анализ пейзажей
– С чего начинается рассказ?

– Давайте послушаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).
– Какое настроение создаётся при чтении? Рассказчик описывает «прекрасный июльский день».Какие чувства вызывает у него июльский день
И вот он заблудился. Какие чувства он испытывает?
У вас на столах лежат отрывки описания пейзажа.
На задание даю 5 минут
Найти в отрывках выразительные средства языка.
Для чего они в тексте описания пейзажа?
И вот он увидел два огонька. Изменилось ли его настроение?
Встреча с героями рассказа.
Дети читают  стихотворение И. З. Сурикова « В ночном».
У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами.
Что значит «выйти в ночное»?
Что значит для мальчиков ночное?
И вот наконец-то рассказчик начинает знакомить читателей с мальчиками. Сколько их было и как их звали?
Я зачитаю портреты мальчиков, сопоставьте эти портреты и описание внешности, которые даны автором в рассказе и назовите кому из мальчиков они принадлежат.
««Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и пocтoянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы».
Каким показался старший мальчик Федя? Как к нему отнесся рассказчик?
«На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
«На вид было не более двенадцати лет», «лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».
«Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».У.Что заметил рассказчик у Кости? Как к этому отнесся?..

« …он лежал на земле, …и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».
Как нарисованы портреты героев?
Но наши герои раскрываются не только по внешнему виду, но и по….
И прежде чем перейти к страшным историям, сделаем небольшую физкультминутку с лешим
Раз грибок, два грибокПо тропинке леший шел,На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.) Раз грибок, два грибок,Вот и полный кузовок. (Приседания.) Леший охает: усталОт того, что приседал.Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.) А потом назад прогнулся,А потом вперед прогнулсяИ до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.) И налево, и направоПовернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.) Леший выполнил разминкуИ уселся на тропинку. (Дети садятся.) 
В мире народного фольклора.
Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

Россказни- измышления, выдумки.
-Предание - устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.
- Поверье - суеверное предание , а также убеждение, основанное на таком предании или приметах.
-Современные учёные называют их быличками.
-Былички - народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами.
Следующее задание пробовать себя в роли актера.
У меня на столе три билета, в каждом из них быличка, которую вам нужно рассказать и войти в роль самого рассказчика (изобразить все эмоции и манеру повествования)
На доске висят слова, которые вы должны употребить в речи вашего героя
Защита рисунков детей.
Домашнее задание у вас было нарисовать рисунок и рассказать, почему вы изобразили, именно это, чем привлек вас герой, пейзаж и.д.
С описания июльского дня
Слушают отрывок
Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой

Ему не по себе: его «охватила неприятная, неподвижная сырость», ему было как-то «жутко», мыши носились «таинственно». 
Иван Сергеевич учит не только любить родную природу, но и видеть ее, своими описаниями он как бы заставляет читателя раскрыть глаза на то, мимо чего скользил его взгляд.
Слово способно не только передавать мысль во всех её оттенках, но и рисовать, изображать.
Обрадовался. Появились наконец люди — «маленькая кудрявая голова».
Трое детей выходят к доске и рассказывают стихотворение
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
  Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
 Вот над лесом мчится леший
С головой космато,
 А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
Пастьба лошадей ночью
Свобода, самостоятельность
Пятеро — Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня
Федя
Он богатый. Поехал в ночное для забавы.
Рассказчик им любуется: красивый мальчик.
Федя нравится рассказчику: много уменьшительных суффиксов.
Павел
Малый был неказистый, но понравился рассказчику из-за своего ума.
Илюша
Он немного больной, слабый — «тупая, болезненная заботливость».
Он опрятный, аккуратный.
Но рассказчик подчеркнул и некоторую тупость, может быть, от болезни
Костя
Он возбудил любопытство рассказчика своим задумчивым и печальным взором.
Ваня
Младшего Ваню рассказчик сначала и не заметил, но все мальчики его заинтересовали.
Портреты ребят нарисованы с большой теплотой и нежностью.
Речи своей, эмоциями, которыми они полны когда рассказывают свои истории
“Былички в рассказе
И.С. Тургенева “Бежин луг”
Ильюша (про домового).
Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).
Ильюша (псарь Ермил и барашек).
Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).
Ильюша (гадание бабы Ульяны).
Костя (звуки из бучила).
Ильюша (про лешего).
Ильюша (про водяного и Акулину).
Костя (Феклиста и сын).
История о русалке (Костя)
История о Домовом (Илюша)
Бяша (Тришка) (Илюша)
Обучающиеся комментируют свои рисунки, делятся впечатлениями о прочитанномЭтап рефлексии учебной деятельности. Переходим к заключительному этапу нашего урока
На моем столе лежат вопросы, вы подходите берете вопрос и отвечаете на него.
Ребята, что вам понравилось на уроке?
– Что нового вы узнали?
- Что было трудного?
- О чем вас заставил задуматься рассказ Тургенева?  
Обучающиеся отвечают на вопросы, делают выводы по уроку. Выставление оценок
Задание на дом