Урок литературы в 6 классе на темуУрок-путешествие по рассказу И.С.Тургенева Бежин луг
Урок-путешествие по рассазу И.С. Тургенева ”Бежин луг”
Учитель русского языка и литературы
Шекерли М.И.
Гимназия с. Чишмикиой2013г.
Дата: 24.01.2013
Предмет: литература
Класс: 6
Тип урока: урок закрепления и обобщения
Цели и задачи урока:
Показать взаимосвязь человека и природы
Выявить роль пейзажа в произведении
Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста
Развитие литературоведческих понятий ”пейзаж”, ”экспозиция”
Воспитание трепетного отношения к природе
I Организационный момент
Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото? (1,2 слайды) (Это окрестности города Комрата)
Какие чувства вызывают у вас картины родной природы? Вы любите свой город? (Предполагаются утвердительные ответы)
II Актуализация знаний
– Наш сегодняшний урок будет посвящён творчеству удивительного русского писателя 19 века И.С. Тургенева.
-С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (Рассказ «Муму» )(Видео – презентация Бежин луг)
Тургенев провёл детство в имении матери, Спасском – Лутовинове, расположенном в Орловской губернии. Впечатления детства нашли отражение в цикле рассказов “Записки охотника”. Рассказывая о жизни крепостной деревни, о русской природе, писатель знакомит нас с героем повествователем, охотником. Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Вот с таким интересным человеком и предстоит вам сегодня встретиться, и не просто встретиться. Он приглашает вас в путешествие на речку Снежить, где мы посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, увидим утреннее пробуждение природы.
– Каков же он, Бежин луг? (чтение текста)
СЛАЙД 2
– Вас наверное увило название рассказа? А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин.
-Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?(Мини-сочинения учащихся)
– Наше путешествие будет проходить в несколько этапов: они перед вами на доске:
СЛАЙД 3
Анализ пейзажа
Встреча с героями рассказа.
В мире народного фольклора.
У костра (конкурс чтецов).
Мой Бежин луг.
Живопись словом.
III. Путешествие:
Анализ пейзажа
- С чего начинается рассказ? ( С описания июльского дня ).
-Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве(и живописи в том числе) ? (Пейзаж)
-Запишем определение в тетради:
Пейзаж-картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.
- Какое настроение создается при чтении этого пейзажа? ( Создается настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой).
2. Работа над художественно-изобразительными средствами.
- У мастеров различных видов есть свои изобразительно-выразительные средства.
У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос.
А у писателя – скажите, что? ( Писатель создает описания с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т д. – образных средств. Самостоятельная работа
- Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте. ( В течение 5 минут работают самостоятельно ).
- Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?
1 группа. Описание летнего дня. ( В этой картине у Тургенева преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой ).
- Но на смену дню приходит ночь. Изменился ли тон рассказа? Почему?
2 группа. Описание ночи. ( Картина наступления ночи передана изобразительными средствами языка: )И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра. Какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждении летнего утра?
3 группа. Пробуждение летнего утра. ( Писатель использует в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, т.к. говорится о пробуждении природы).
- Итак, рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях – светлых, открытых и таинственных, непонятных. Блуждание охотника по лесу их связывает и объединяет.
- А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью? ( Картины наступающей ночи вызвали у художника чувства беспокойства и тревоги, а картина летнего утра и дня- чувства радости жизни ).
- Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение? ( Природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая на автора и на его героев – мальчика ).
3. Встреча с героями рассказа.
– Представьте себе тихую росистую ночь; неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней. Давайте познакомимся с ними. СЛАЙД 4
– Узнайте героев рассказа по описанию:
Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ) СЛАЙД 5
Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША) СЛАЙД 6
Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША) СЛАЙД 7
Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ) СЛАЙД 8
Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ) СЛАЙД 9
– Чем занимаются эти мальчики? СЛАЙД 10
– Тяжелы ли для них обязанности пастухов?
4. В мире народного фольклора.
– Ребята, а что мы называем фольклором? СЛАЙД 11
– А что–нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?
– Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков. О чём они рассказывают?
– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?
– Домовой СЛАЙД 12
– Леший СЛАЙД 13
– Водяной СЛАЙД 14
– Все эти существа – нечистая сила. А можно ли как – то от неё уберечься?
– Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?
– Кто из героев рассказа вам понравился больше и почему?
5. У КОСТРА
СЛАЙД 15
– На этом этапе нашего путешествия вы должны показать все свои навыки правильного, грамотного, выразительного чтения. А читать мы будем былички.
– Как вы думаете, каким тоном, с какими эмоциями мальчики рассказывали былички друг другу?
(Чтение быличек: 2 (Гаврил и русалка), 3 (Ермил и барашек), 5 (баба Ульяна).МОЙ БЕЖИН ЛУГ
– На этом этапе путешествия вас ждёт конкурс – защита рисунков по прочитанному рассказу. СЛАЙД 16
(Обучающиеся комментируют свои рисунки, делятся впечатлениями о прочитанном)
ЖИВОПИСЬ СЛОВОМ
– Я приглашаю вас сегодня побыть не просто читателями, а читателями – творцами, читателями – соавторами. Откройте свои души, дайте волю мыслям и чувствам. Думается, что сегодняшняя встреча с природой очарует, обворожит вас, ибо И.С. Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. Л.Н. Толстой писал о его мастерстве: “Одно, в чём мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две – три черты, и пахнет”.
– Что такое живопись? СЛАЙД 17
– Посмотрите на нашу картинную галерею. Здесь прекрасные пейзажи русских художников. Здесь прекрасные картины русской природы, той самой, о которой писал И.С. Тургенев, той самой, о которой писали А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, С. Есенин и другие русские поэты и писатели.
– Посмотрите на эти образцы живописи, вспомните Тургенева и подумайте, что же такое живопись словом?
– Тургенев – один из тех писателей, которому удавалось писать картины с помощью замечательной, могучей, прекрасной русское речи, передавать оттенки красок, завораживать читательское воображение мощью цветовой гаммы. Послушайте… (читаем начало рассказа)
– Вот она – живопись словом!
– Обратимся к картине утреннего пробуждения природы. Попробуйте представить, ощутить дуновение ветерка, услышать голоса, почувствовать запахи. (Чтение текста) СЛАЙД 18
(звучит музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”)
– В чём же мастерство И.С. Тургенева? Почему же “его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…”? (И.С. Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух обоняние, зрение)
– Почему в этом произведении так много картин природы?
– Природа – сила, воздействующая на рассказчика и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, – это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека, с материнской нежностью заботится о его благе, но горе ему, если он сам забудет о жизненных человеческих ценностях.
IV. Рефлексия:
– Ребята, что вам понравилось на уроке?
– Что нового вы узнали?
– В конце урока предлагаю послушать стихотворение Ивана Демьянова и ещё раз увидеть пейзажи родной природы: СЛАЙДЫ 19 – 28
(Звучит музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”)
Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба на притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру – огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!
V. Подведение итогов урока
– Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
– Выучить наизусть понравившийся отрывок.