Конспект урока по литературному чтению на тему Знакомство с художественным произведением К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»

Тема урока: Знакомство с художественным произведением К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»
Цель: формировать представления о главных особенностях художественного текста;
Задачи:
Обучающие:
-вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением;
-делить текст на части;
-вести наблюдение за средствами создания выразительности;
-познакомить с понятием «художественный текст» и выявить его особенности;
Развивающие:
-развитие литературно-творческих способностей;
-развитие образного мышления, речи;
Воспитательные:
-расширение кругозора;
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.
Личностные: наличие интереса к учебному труду.
Регулятивные: умение сохранять и принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: умение устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные: умение формулировать своё отношение и позицию, учитывая мнение других.
Образовательные ресурсы: иллюстрация «Лиса»
Организационный момент
- Прозвенел звонок. Какое у вас настроение? Закройте глазки, возьмите ладошки перед собой. Представьте, что у вас на ладошках стоит свеча. Загадайте желание и задуйте ее. Пожелайте всем добра, любви. Откройте глазки. К какому уроку вы приготовились?
-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А о чем вы будете читать, узнаете, когда отгадаете загадку.
«Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка! Это кто?»
- К нам сегодня на урок пришла Лиса. Она приготовила нам сюрпризы - загадки. Думаю, что мы сможем правильно их разгадать.
- Какие русские народные сказки вы знаете, где главная героиня - Лиса?
Игра «Отгадай сказки»: - Я буду зачитывать отрывки из сказок, а вы должны отгадать из какой это сказки.
1. «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса - тут как тут: села под окошечко и поет:
- Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслина головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку»
«Петушок - золотой гребешок»
- Какая здесь лиса? (Коварная, сначала она явно льстит петушку, затем вызывает обиду и зависть).
2.«Колотил да колотил, По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом»
Дети: «Лиса и журавль».
- Какой здесь показана лиса?
(Не только хитрая, но ещё недобрая, коварная, злая насмешница).
3.«Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: - Стук-стук-стук»
(«Лисичка со скалочкой»)
- Какая здесь лиса? (Глупая)
- Почему? (Ей удается обмануть двух хозяев, а третий перехитрил ее).
Вывод: вот такой лиса показана в сказках.
в) работа по картинке «Лиса»
-На доске изображение лисы. Ребята, рассмотрите картинку. Какой представлена лиса? Какая голова? Глаза? Уши? Туловище? Окраска? Ноги? Хвост? (голова с удлинённой мордой, очень выразительные глаза, большие заострённые уши, туловище длинное и приземистое, окраска на спине ярко-рыжая, будто золотистая, ноги гибкие, тонкие, брюхо с грудкой белое, хвост пушистый с белым кончиком).
Сообщение темы урока.
-Откройте учебники на с. 7.Прочитайте, как называется новое произведение ? Кто автор? («Лиса Патрикеевна», К. Д. Ушинский)
У: Ребята, а вы слышали когда-нибудь об этом авторе? (нет) К. Д. Ушинский-это известный русский писатель и ученый. В его честь в нашем городе назван педагогический университет, где учатся будущие учителя.
У: Ребята, а что такое Патрикеевна? Меня зовут Олеся Михайловна, вашу учительницу- Людмила Борисовна, а Лиса Патрикеевна. Что это? (отчество)
У: А вы слышали такое имя Патрикей? И почему Лиса Патрикеевна, а не Ивановна, например? (нет)
У: Катя Сухарева приготовила для вас небольшое сообщение. Она нам сейчас и постарается ответить на все вопросы (ученице заранее было дано задание-пересказать подготовленный учителем ответ)
Сообщение девочки: «Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна».
У: Ребята, вы поняли, почему у Лисы это отчество? (да, потому что она хитрая)
Словарная работа.
- Ребята, посмотрите на доску. Прочитаем написанные слова (читают хором)
Рыльце Кума Жилет Кладовые Принаряжена Пригибается
- Как вы понимаете значения этих слов? (дети обьясняют значение известных им слов)
Значения некоторых слов детям не известны.
У: Ребята, а что нужно делать, если мы не знаем значение слова? (посмотреть в словарик)
У: Правильно. Вчера на уроке мы уже с вами работали со словарем. Давайте посмотрим, есть ли эти слова в словарике? (дети ищут в конце учебника словарь, находят слова рыльце, кума, жилет и зачитывают значение)
Физкультминутка.
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.

Первичное чтение произведения.
У: Ребята, вам интересно, что же написал Ушинский о лисе? (да) Читаем это произведение. (Шепотное чтение. Потом учитель спрашивает ученика, хорошо читающего, прочитать это произведение)
Выявление первичных впечатлений.
У: Ребята, какая Лиса? (ответы детей)
Анализ произведения.
У: Ребята, а автор описывает нам лису? (да) Что он говорит? (ответы детей) Кто нашел описание лисы? Прочитай. (читает ученик)
У: Почему автор называет лису не кума, а кумушка, говорит, что у нее не зубы, а зубушки? (ласковые слова) Что это значит? ( автор хорошо относится к лисе)
У: А кто прочитает, как Лиса принаряжена? (ученик читает) Какой же у Лисы наряд? (ответы детей) А почему шерсть у лисы золотистая? Она из золота? (нет, потому что рыжий цвет, блестит) Красиво одета Лиса? (да)
У: Давайте найдем в тексте, как автор описывает нам поведение Лисы. (ученик читает) А как ходит лиса? ( пригибается) Почему она так ходит? (прячется, хитрит) А почему автор говорит, что она улыбается? Разве животный улыбаются? (это сказка; чтобы не поняли ее обман)
У: Ребята, а говорится ли в произведении о том, где живет лиса? (да) Кто нашел? Прочитай. (читает ученик) Почему лиса роет глубокие норы? (прячется)
У: Молодцы. Как вы думаете, как автор относится к лисе? (хорошо, вежливо, уважает лису) А как вы это поняли? (много ласковых слов, называет по отчеству) Какие ласковые слова? (умница, кумушка, зубушки, спаленка, травушка.)
Введение нового понятия.
У: Ребята, читаю про Лису Патрикеевну, вы увидели её золотистую шерсть, острые белые зубки, пушистый хвост. Вы представили себе ее нору, где есть кладовые и спаленки, а полы выстланы мягкой травушкой. Всё это автор описал, нарисовал словами, как художник красками. Такой текст называется художественным. Есть еще и другие виды текстов, но с ними мы познакомимся на следующих уроках.
У: На стр. 6 в учебнике есть еще один текст про Лису. Давайте прочитаем его. (шепотное чтение) Какой текст вам понравился больше? ( про Лису Патрикеевну) А почему? ( там есть ласковые слова, он понятный)
У: С каким новым понятием мы познакомились сегодня на уроке? (художественный текст) Как узнать, что это художественный текст? ( ответы детей)
У: Я вам прочитаю пословицы о лисе. Попробуем обьяснить, что они обозначают.
У лисы и во сне ушки на макушке.
Старую лису хитростям не учить.
Каждая лиса о своем хвосте заботится.
Учитель помогает детям понять и обьяснить значение пословиц.
Итог урока. Рефлексия.
У: Ребята, с каким текстом мы познакомились? (с художественным) Какие у него особенности?
-Вам понравилось это произведение про Лису Патрикеевну? Почему? (ответы детей)
-Что нового вы узнали о лисе?
-Так ли описывается лиса в других сказках? Какая лиса? (ответы детей)
Домашнее задание.
Прочитать второй текст о лисе еще раз и нарисовать рисунок «Какой я вижу Лису Патрикеевну».











15