Работа над художественным произведением. Формирование музыкального мышления.
Разработка открытого урока на тему:
«Работа над художественным произведением.
Формирование музыкального мышления»
Подготовила Куанышбекова Э.С.
УРАЛЬСК 2016 ГОД
Тема урока:
«Принципы достижения художественного образа»
Цель урока:
Работа над материалом конкурсным материалом, для создания целостного образа
Задачи:
Создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом.
1. проанализировать развитие музыкального образа
2. прочитать и осмыслить ремарки.
3. проанализировать основные технические моменты (аппликатура, штрихи).
4. обнаружить наиболее заметные элементы выразительности.
5. осознать целостность содержания пьесы на основе музыкально- теоретического анализа.
Методы:
краткий музыкально-теоретический анализ произведении.
показ педагога.
сольфеджирование.
дробление на звенья.
простукивание ритмического рисунка отдельных голосов до игры на инструменте.
отработать приёмы переходов из позиции в позицию
На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом.
Ход урока:
Эдуард Лалло Испанская симфония
Прежде всего, следует рассказать ученику о создателе произведения (будь то композитор или народ); об эпохе, в которую оно возникло; о стиле и требуемой манере исполнения; о его содержании, характере, сюжете; основных темпах; о форме, структуре, композиции. Эту беседу необходимо построить живо, интересно, приводя для иллюстрации произведение в целом и его фрагменты, лучше – в собственном исполнении педагога.
Знакомлю ученика с краткой биографией и творчеством композитора
Эдуард Лало- французский композитор, родился в Париже в 1823 году. По происхождению был испанцем. Его считают одним из сильных мастеров инструменталистов второй половины 19 века. Автор нескольких произведений для музыкального театра, также известен как инструменталист. Большую популярность и по сей день принадлежит его Испанской симфонии, которую Лало написал для своего друга Пабло Сарасате в 1874 году.
Анализируем развитие музыкального образа, выявляем кульминацию, определяем форму. Грамотный, музыкально – осмысленный разбор создаёт основу для правильной дальнейшей работы, поэтому значение его трудно переоценить. Время, занимаемое разбором, его музыкальный – художественный уровень будут самыми разными для учащихся различной степени музыкального развития и одарённости, но во всех случаях на данной начальной ступени работы не должно быть неряшливости, небрежности.
Также обращаем внимание на ведение звука, чистую интонацию/ правильную и точную фразировку. Обращаю внимание ученика на правую руку, не забываю напомнить о функциональных задачах каждого пальчика на смычке. Еще раз проигрываю произведение, при этом прошу Леонида более внимательно проследить мелодическую линию по нотам. Выясняю, в чем же по ее мнению заключается сложность произведения. Если ответ неверный находим верное решение совместными усилиями.
Переходим к чтению текста с помощью инструмента.
Чтение текста с помощью инструмента помогает освоить технические вершины, выявить приёмы, способствующие их правильному воспроизведению и художественному осмысливанию. Работа над исполнительским анализом помогает установить структурное строение произведения, динамическую направленность к местной или главной кульминации, понять, как строится произведение в деталях, и какое их значение в раскрытии целого. Мелодическая, ритмическая, темповая структуры и т.д. взаимосвязаны и своими специфическими средствами определяют общий характер произведения. Роль каждой из них помогает раскрыть содержание. Исполнитель не должен изменять эти выразительные средства композитора. Они лишь помогают найти верный путь к прочтению сочинения.
Ни в коем случае нельзя допускать разучивание произведения по тактам, то есть выучивать один такт за другим. К тому же начало музыкальной фразы не всегда совпадает с началом такта, а её окончание – с окончанием такта, поэтому, разрывая музыкальную фразу, учащийся теряет ощущение целого.
Разумеется, поясняя ученику размер, тактовое членение и основы нотной записи, следует познакомить ученика со счётом и научить его пользоваться им. В особых трудных случаях можно предложить ученику просчитать отдельные места на уроке в присутствии педагога. Иногда можно просчитать во время игры ученика.
Большую помощь учащемуся при начальном проигрывании оказывает дирижирование педагога. Не тактирование или счёт вслух, а именно дирижирование, которое помогает ученику понять характер произведения.
Играем с дирижированием.
Примерно такое же значение имеет совместное исполнение пьесы учащимся и педагогам. Кроме того, эти приёмы не позволяют ученику останавливаться из – за мелких ошибок и, следовательно, способствуют его более цельному восприятию произведения.
Выбор аппликатуры при игре на скрипке (имеются в виду все инструменты скрипичного семейства) подчиняется требованиям фразировки, динамики, звучания и ритма, а также связан с индивидуальной интерпретацией произведения исполнителем
Аппликатура, обладая разнообразными техническими возможностями, позволяет наиболее полно раскрыть колористические качества инструмента.
Использование приёмов рациональной аппликатуры развивает свобо.у ориентировки на грифе, способствует чистоте интонации, облегчает преодоление трудностей, что в свою очередь помогает при чтении с листа.
Анри Вьетан Тарантелла.
Это произведение также начинаем со знакомства с биографией композитора. В общих чертах рассказываю о творческой деятельности, о выдающихся произведениях композитора.
Анри Вьетан- бельгийский скрипач. Родился в городе Вервье в 1820 году в семье ремесленник- ткача, скрипача- любителя. Жана Франсуа Вьетана.
Работа над произведением начинается с точного интонирования, а также четкого ритма . Обращаем внимание на штрих, на правильное распределения смычка. Пьеса начинается в быстром темпе, необходимо обратить внимание ученика на развитие мелкой техники. Произведение насыщено всякого рода украшениями (акценты, форшлаги)Над каждым моментом работаем отдельно. Объясняю принципы исполнения акцентов (за счет остановки в правой руке, непосредственно перед акцентируемой нотой).
В практике подчас работа над штрихами (особенно в начальном периоде обучения скрипача) заметно отрывается от развития других компонентов исполнительского мастерства, в частности от развития звуковысотной интонации, беглости пальцев левой руки, смен позиций и пр., что влечет за собой нарушение целостности воспитания музыкального слуха и интонационного мышления ученика.
Между тем, различные параметры музыкально мышления, в частности его тембровые и звуковысотные характеристики, представляют собой неразрывное единство, которое служит направляющим фактором музыкального восприятия и адекватных ему исполнительских действий.
Другим не менее важным систематизирующим фактором является неотделимая от высотнотембровых характеристик звучания метроритмическая сторона мелодии. Последняя во многом зависит от протекания так называемых устанавливающих и переходных акустических процессов, которые образуются в результате соответствующего штрихового оформления звука.
Следовательно, богатые в своих выразительных возможностях скрипичные штрихи являются не просто одним из необходимых компонентов художественного интонирования на скрипке – они интегративны по своей роли в процессе постижения и воплощения различных сторон мелодической речи. Поэтому важно глубже исследовать некоторые общие свойства штрихового оформления скрипичного звука, в частности – те, которые связаны с ритмической стороной музыкально-слухового восприятия и существенны с точки зрения выразительности. Свойства эти состоят в различном сочетании четырех основных форм переходных акустических процессов: 1) возникновение звука; 2) эволюция между моментом возникновения и окончанием; 3) окончание звука; 4) непрерывный переход от звука к звуку в legato.
Работа над средней частью (кантилена). Выстраиваем фразы, выводим правильно мелодическую линию. Особое внимание обращаем на интонацию, правильное распределение смычка.
Звучание при разборе зависит, конечно, от характера произведения и его выразительных основных особенностей. Игра ученика должна определяться вслушиванием в музыку и её пониманием, хотя бы в общих чертах, а не представлять собой бессодержательного, пусть и правильного чтения нотных знаков. Так, в частности необходимо, чтобы учащийся с самого начала обязательно обращал внимание на фразировку, иначе его игра будет лишена всякого смысла”. При разборе надо приучать слышать фразу, воспринимать каждую в развитии и “вести” её. Нередко ученики, не успев дослушать одно построение, “набрасываются” на следующее. Причина заключается в невнимании к смыслу исполняемого, и,, как следствие,, к “дыханию” в музыке. Конечно, вдумчивая, часто весьма длительная работа над фразировкой, её выразительностью приводится в основном позже, но важно, чтобы начало ей было положено, и ученик умел сознательно, как музыкант, разбирать новые для себя сочинения.
Естественно, что до того, как ученик сможет приобрести самостоятельность, его надо этому учить, помогать усваивать необходимые навыки работы.
Продолжаем работу над пьесой, в частности над штрихом спиккато.
Spiccato по звучанию и артикуляционным особенностям в известной мере напоминает martele. Штрихи эти в наибольшей мере отличаются друг от друга технологически: martele исполняется верхней частью смычка, а spiccato – нижней (или средней) частью смычка, приподнимаемого в паузах над струной.
Одна из главных особенностей данного штриха – относительно умеренный темп, так как каждый звук воспроизводится отдельным движением руки. Цельность же мелодической линии достигается благодаря фразировке, распределению смысловых акцентов и кульминаций, громкостной динамике и т.д.
Известно, что скрипичные штрихи предоставляют исполнителю широкий простор для варьирования характера звучания. Применительно к spiccato эти возможности связаны со способом атаки звука. Исходя из этого критерия, можно определить два вида данного штриха: 1) более мягкое; условно назовем его обыкновенным spiccato; 2) острое, «цепляющее» spiccato. В данном произведении мы используем более острый штрих, здесь он служит своеобразном пульсом. Работаем над четкостью и артикуляцией.
Заключение:
Итак, в работы над произведением учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьес.
Необходимо воспитывать скрипача–артиста и формировать в нем художественно-технический синтез. В работе с учениками надо использовать весь огромный багаж композиторских стилей и направлений музыки разных эпох.
Дети по своей природе реалисты. Поэтому они не всегда прилежно выполняют задания, если не видят перед собой ясной и достижимой цели. Серьезная задача педагога – поставить перед учеником выполнимые задачи, которые приведут к желаемому результату.
Ни одна установка или форма работы не будет учеником прочно усвоена, если он не будет достаточно часто практиковаться в ней на самом уроке под наблюдением педагога.
Литература:
1. Гинзбург Л.С. «История скрипичного искусства» «Музыка» М,1990
2. Маркиз Л.И. Давид Ойстрах “ Музыка” М,1977
3. Раабен Л.Н. “Жизнь замечательных скрипачей” “ Просвещение”
С-Петербург,1969
4 А.Ширинский «Штриховая техника скрипача»,
Москва, «Музыка» 1983 г.
5 . Т.В.Погожева. «Вопросы методики обучения игре на скрипке», Москва, «Музыка» 1966 г.