Интегрированный урок математики и технологии Танграм — математическая головоломка


Тема танграм – математическая головоломка
Цели 1) повторить знания об изученных геометрических фигурах;
2) познакомить учащихся с геометрической головоломкой – ТанграмЗадачи 1) вспомнить признаки геометрических фигур;
2) совершенствовать навык складывания фигуры из многоугольников с помощью геометрической головоломки Танграм;
3) способствовать привитию интереса к изучению геометрических фигур;
4) развивать логическое и образное мышление;
5) воспитывать ответственность за результат учебного труда, формирование эстетического наслаждения от выполненной работы
Планируемые результаты Личностные: понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, оценивать свои результаты деятельности;
Предметные: представление об игре «Танграм».
Метапредметные: Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
познавательные УУД:
сравнивать геометрические фигуры: находить общее и различие, группировать, классифицировать фигуры на основе существенных признаков, по заданным критериям;
коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета, вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Демонстрационный материал «волшебный квадрат» - Танграм, слова (тан, многоугольники, Танграм, головоломка), примеры на карточках, ответы с буквами, силуэтная картинка зайца и дома из игры «Танграм»
Раздаточный материал конверты с танами, листы картона, ножницы, клей – карандаш ПВА, салфетки, клеёнки, квадратики зеленого, желтого, красного цветаХод урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
Организационный момент - Сегодня на урок к нам пришли гости, давайте поприветствуем их:
Здравствуй, мир!
Здравствуй, свет!
Здравствуй, добрый человек!
-Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь Психологический настрой - К нам на урок залетели 2 облачка: веселое и грустное. Скажите, какое выберем для работы на уроке и почему?
- У вас на партах лежат квадратики разного цвета. Зеленый — у вас на уроке все получится, желтый — вы не уверены в себе, красный — у вас ничего не получится. Положите сверху какой-то квадратик. Выберем веселое, т.к. познакомимся с чем-то новым. Нам нравится урок математики
3. Актуализация знаний. Введение в тему урока
Устный счет
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. В один урок у нас объединились сразу два урока. Это урок математики и технологии. Поэтому на доске записано только число. Давайте прочитаем его вместе.
- Что вы можете сказать про число 5?
- А тему урока мы с вами не знаем. Для того, чтобы ее узнать, вы будете выполнять задание в парах. Задание написано на листочке. Прочитайте его.
- Что нужно сначала сделать?
- А потом?
- Что значит «в порядке убывания»?
60+20= Т 3+6= Г 10-6= А 90-50= А
9-9 = М 70-60= Н 4+2 = Р- Проверим.
- Что вы можете сказать об ответах в этих выражениях?
- Какое слово получилось?
- Верно. Танграм – это тема нашего урока. Слышали вы когда-нибудь это слово?
- Что означает слово «головоломка»?
- Давайте посмотрим в словаре.
-Как думаете, чем мы на уроке будем заниматься? 5 апреля
Нечетное, однозначное, соседи числа 4 и 6, состоит из 1 и 4, 2 и 3
Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке убывания.
Сосчитать.
Расположить в порядке убывания.
От большого числа до маленького.
Числа 80 40 10 9 6 4 0
Буквы Т А Н Г РА М
Однозначные, двузначные, четные, нечетные
ТанграмЭто головоломка.
Это непростая задача, для решения которой требуется сообразительность, а не специальные знания
Узнаем значение слова танграм, попробуем сложить фигуру
4. Изучение нового материала
1)Сведения о танграме.
- Давно-давно, когда было мало настольных игр, а компьютер даже и не придумали, одним из основных развлечений для большинства детей была игра - геометрическая головоломка «Танграм». Базовым или главным элементом танграма являются таны, которые появляются при разрезании квадрата на семь геометрических фигур. Из них можно сложить большое количество фигур (животные, птицы, орудия труда и т.д.)
- Ребята, напомните мне, что такое тан? (вывешивание карточки с новым словом)
- А кто скажет мне, на сколько геометрических фигур разрезают танграм?
- Слово танграм означает «семь дощечек мастерство». Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складываются определенным образом для получения другой, более сложной фигуры.
- Существует несколько легенд о создании головоломки. Сегодня я вам расскажу одну из них. Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику нравилось целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов: математика, художника, философа (мыслителя). Он повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, где была изобретена игра?
- Для кого?
Физкультминутка (музыкальная)
2)Работа с танграмом- Для того, чтобы собрать нам фигуру, что нужно сделать?
- Повторим правила работы с ножницами .- Разрежьте квадрат на таны.
- Сколько всего геометрических фигур получилось?
- На какие две группы можно разделить фигуры?
- Еще можно разделить на группы?
- Сколько больших треугольников?
- Средних?
- Маленьких?
- На какие группы можно разделить четырехугольники?
- Найдите один квадрат. Второй называется параллелограмм.
3)Задание «Расскажите о себе!» (метод «вживания»)
- Представьте, что вы четырёхугольники и треугольники из Танграма. Составьте рассказ о себе.
4)Игра «Сложи фигуру»
- Поупражняемся в складывании фигурок. Из двух больших (маленьких) треугольников получите квадрат, параллелограмм, большой треугольник.
- Какой вывод можно сделать?
- Итак, складывая фигуры по-разному, мы получаем новые контуры.
- На первый взгляд, игра очень проста. Все, что требуется, это сложить из деталей фигуру. Однако, задача только кажется легкой. У каждой игры есть свои правила. Прочитайте их.
- Из этих танов мы с вами сделаем много силуэтных фигур животных. Сегодня мы будем составлять с вами первую фигурку, а какую, вы узнаете, отгадав загадку.
В нём живёт моя родня,Мне без неё не жить ни дня.В него стремлюсь всегда и всюду,К нему дорогу не забуду.Я без него дышу с трудом,Мой кров родимый, тёплый …
- Посмотрите, как его можно собрать.
- Попробуйте также построить и вы.
Физкультминутка
- Отгадайте загадку:
Даже по железной крышеХодит тихо, тише мыши.На охоту ночью выйдетИ, как днем, она все видит.Часто спит, а после снаУмывается она.
- Назовите части тела, из которых сделана кошка.
- Из каких геометрических фигур сделана голова?
- Уши?
- Туловище?
- Хвост?
- Кошка может быть и вот такой.
- А теперь на картоне составьте кошку по образцу.
- Приклейте. Не забудьте правило: приклеиваем рядом
- Расскажите, как вы сделали свою кошку Это фигура
На 7
В Китае
Для сына императора
Разрезать на фигуры, таны
Работай ножницами только на своем рабочем месте. Следи за движением лезвий во время работы. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперед. Не оставляй ножницы открытыми. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
7
По форме: четырехугольники и треугольники.
По размеру: большие, средние, маленькие.
2
3
2
Квадраты и неквадраты.
1)Я - четырёхугольник. У меня четыре стороны, четыре вершины, четыре угла. У меня есть братья - квадрат, прямоугольник, параллелограмм.
2) Я - квадрат. У меня все четыре стороны равны. У меня прямые углы, поэтому меня ещё называют прямоугольник.
3) Я - треугольник. У меня 3 угла, могут быть одинаковые по длине стороны или разные
Из двух фигур можно получить знакомую фигуру, но уже другую (было два треугольника – получили квадрат, сложили по-другому – параллелограмм или еще больший треугольник.1.В каждую собранную фигуру должны входить все 7 элементов.
2.При составлении фигур таны не должны налегать друг на друга.
3.Таны должны примыкать один к другому.
4.Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Дом
Кошка
Голова, уши, туловище, лапы.
Из квадрата.
Треугольники
Треугольники
Параллелограмм
5.Рефлексия - Давайте вспомним, что вы узнали для себя нового сегодня на уроке?
- Из каких фигур состоит танграм?
- Что такое тан?
- Где была создана игра и для кого?
- А что мы с вами повторили? (геометрические фигуры)
- Что вам удалось сегодня на уроке?
- Что не получилось? Почему?
У нас с вами сегодня, друзья,
Получилась увлекательная игра.
А помог в этом нам
Разрезной квадрат … танграм