Конспект урока по окружающему миру Вода и ее свойства, материал может быть использован со 2-4 класс
МОУ гимназия №23
Конкурс: «Открытый урок»
Номинация: «Преподавание в начальной школе»
Урок открытия нового знания
по теме: «Вода и ее свойства»(3 класс)
Автор работы: Екатерина Владимировна Шальнова
Место работы: МБОУ
«Гимназия №23» г. Иванова,
Должность: преподавание
в начальных классах
Иваново 2015г.
Пояснительная записка
В основе организации мной учебного процесса лежит деятельностно- компетентностный подход. Цель, которого заключается в формировании и развитии у школьников набора ключевых компетентностей, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Своей педагогической задачей, считаю развитие у детей способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта элементом, которого является и собственный опыт учащегося.
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках позволяет создавать условия для развития способностей учащихся распознавать проблемы, возникающие в окружающем мире, которые могут быть решены с помощью знаний, полученных при изучения предмета «Окружающий мир», формировать эти проблемы на языке изучаемого предмета, анализировать использованные методы и решения, интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы, формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной задачи.
Тема урока: «Вода и ее свойства».
Цель урока: Установление основных свойств воды в процессе опытов.
Задачи урока:
Предметные умения:
Провести простейшее исследование по определению свойств воды;
Закрепить знания по теме: «Кому и для чего нужна вода»;
Определить способы и приемы для определения тех или иных свойств воды;
Составить план действий по определению свойств воды;
Метапредметные умения:
Раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;
Определять свойства воды и обосновывать свое мнение;
Различать свойства воды, и обосновывать свое мнение;
Использовать приобретенные знания и использовать их в экстремальных ситуациях;
Выполнять задания в соответствии с целью;
Выполнять учебные действия в соответствии с планом;
Формировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
Согласовывать позиции с группой и находить общее решение;
Грамотно использовать речевые средства для представления результата;
Личностные умения:
Формировать экологическую культуру учащихся;
Воспитывать бережное отношение учащихся к воде;
Осознавать собственные достижения при освоении темы;
Место изучения урока:
Данная тема изучается в 3 классе по учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир», в разделе «Эта удивительная природа» - подраздел «вода».
Тип урока: урок решения частных задач.
Вид урока: урок-исследование.
Форма урока: лабораторная работа.
Оборудование:
3 стакана, соль, сахар, речной песок, ложечка, пипетка, стеклышко, чашка, блюдце, кубик, стакан с чистой водой, бусины или полоски цветной бумаги, губка, фильтровальная бумага, клип «Охрана воды», таблицы наблюдений.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I этап
Организационный момент. ( 3 мин.)
Цель этапа (учителя)
Приветствие учащихся
Эмоциональный настрой
Цель этапа (ученика)
Приветствие учителя
Настроиться на работу
- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, давайте поприветствуем друг друга.
Дети приветствуют учителя, выполняют задание. Проверяют готовность к уроку.
II этап
Актуализация знаний ( 5 мин.)
Цель этапа (учителя)
Проверить знания, полученные на предыдущем уроке.
Дети разбиты на 5 экспертных групп.
- Ребята, какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке?
- А, чтобы вспомнить, где и как люди используют воду, я предлагаю выполнить вам следующее задание в группе. На столах у вас лежит текст стихотворения, ваша задача подчеркнуть те слова, которые объясняют использование воды .
***
Течет река
Течет река
Поит леса и города,
Несет и лодки, и суда
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне
Ты хороша река весной и осенью
И в летний зной!
Купанье, что за благодать!
Кому попробуй угадать!
Приятней плыть в живой волне.
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне.
- Давайте, проверим, где же вода нашла себе применение? Фронтальный опрос.
- Молодцы!
Цель этапа (ученика)
Вспомнить материал по пройденному уроку
***
Течет река
Течет река
Поит леса и города,
Несет и лодки, и суда
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне
Ты хороша река весной и осенью
И в летний зной!
Купанье, что за благодать!
Кому попробуй угадать!
Приятней плыть в живой волне.
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне.
Ответы детей.
III этап
Формирование темы урока.
и цели урока. ( 5 мин. )
Цель этапа (учителя)
Смотивировать учеников на работу.
Цель этапа (ученика)
Определить тему урока и поставить перед собой цель, которую бы хотели достичь, изучая данную тему.
- А, сейчас ребята, я загадаю вам загадку, она станет эпиграфом к нашему уроку. Послушайте ее внимательно!
***
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю и бегу,
И стеклянной быть могу!
- Что это?
- В каких трех состояниях может находится вода?
- Какой сделаем вывод?
- Кто сможет определить тему нашего урока и назвать ее.
- А, чтобы мы хотели узнать сегодня на уроке?
- А для чего нам нужно знать свойства воды?
- Покажите на диаграмме свои знания по этой теме?
- Это вода.
- Может быть в виде ручья - жидкая, стеклянная - твердая, и в виде тумана – газообразная.
- Вода может быть разной.
- Вода и ее свойства.
- Узнать какими свойствами обладает вода. Исследовать эти свойства.
- Чтобы применять эти знания в жизни.
IV этап
Изучение нового материала ( 10 мин.)
Цель этапа (учителя)
Цель этапа (ученика)
Прежде, чем начать работать, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
- Ребята, мы сегодня продолжаем говорить о воде, о самой удивительной жидкости на свете!
- Ребята, скажите, а кто занимается исследованиями?
- Как называется место, где ученые проводят свои исследования?
- А, кто знает, как работают ученые в лаборатории?( нужные фразы фиксируются на доске в виде символов).
- Дети выполняют физкультминутку.
- Ученые.
- В лаборатории.
- Работают группами, ставят вопросы, строят предположения, поверяют опытным путем, наблюдают и записывают, делают выводы, представляют на презентацию.
- У вас на столах стоит сосуд с водой, рассмотрите и опишите ее. Результаты наблюдений запишите в протокол.
Проверка.
- Обсудите какими опытами, можно доказать ваши наблюдения. Подойдите к демонстрационному столу и выберите необходимые предметы.(один представитель тянет жребий – лист с таблицей наблюдений) См.приложение 1.
Учитель организует работу в группах по типу индивидуальных вкладов.
1.
Не имеет цвета.
2.
Прозрачная.
3.
Не имеет вкуса и запаха.
4.
Приняла форму сосуда.
5.
Является хорошим растворителем.
6.
Можно очистить.
7.
Текучая.
- Аргументируют свой выбор.
- Дети исследуют свойства воды, доказывают с помощью опытов, что вода обладает тем или иным свойством.
V этап
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Давайте, подведем итог вашей работы.
- Первый опыт выполняла 1 группа, попросим их выступить со своим отчетом.( 2-3 ученика выходят к доске и рассказывают о проведенном ими опыте)
- Что же вода делает с веществами?
- Прочитайте, в учебнике как называется свойство воды, когда она растворяет вещества. (На доске появляется карточка)
- Ребята, а если в воде растворены вредные вещества, можно ли пить такую воду? Что может произойти?
- Молодцы!
- Слушаем 2 группу.
-Что определяла ваша группа?
Что выяснили?( Появляется карточка)
- Выслушаем 3 группу с отчетом.
- Расскажите нам о проведенных опытах.
-Что определили?
-Как бы вы назвали это свойство.
-Найдите в учебнике, как называется это свойство воды?
- Что выяснили про вкус и запах воды?
- А может ли вода приобретать вкус и запах?
- А как люди используют это свойство воды?
- Что нам расскажет следующая группа
(4 группа).
- Какой же вывод можно сделать о форме воды?
- Молодцы!
- И так, последняя 5 группа расскажет нам еще об одном свойстве воды.
- Какой опыт выполняли?
- Как по-другому называется очистка воды?
- Давайте, найдем значение слова фильтрация в толковом словаре.
- С помощью чего вы очищали воду?
- Что осталось на стенках бумаги?
-Какая вода стала после очистки?
- Молодцы!
- Поднимите руку, у кого дома есть фильтры? Кто знает, что такое фильтр? Для чего они служат?
Рассказ учителя об устройстве фильтра!
- Ребята, а как вы думаете, какие еще способы очистки воды существуют.
(Если не могут ответить, задаются наводящие вопросы, например: Для чего люди кипятят воду? Можно ли пить воду из пресных природных источников?
- Ребята, а почему человек вынужден очищать воду?
- А, кто загрязняет воду? И как?
- А к чему может привести загрязнение воды?
Описывают опыт.
- Проведя данный опыт, мы выяснили, что соль в воде растворилась, сахар тоже, а речной песок не растворился.
- Она может их растворять.
Вода - хороший растворитель.
- Такую воду пить нельзя, можно получить отравление.
-Наша группа определяла прозрачность воды и ее цвет.
-Вода прозрачна, и не имеет цвета – она бесцветна.
Прозрачная
Бесцветная
- Рассказывают об опытах.
- Вода при наклоне стекает вниз.
Ответы детей.
Текучая
- Не имеет вкуса, значит она безвкусна.
Безвкусная
- Не имеет запаха.
Не имеет запаха
- Может, когда в нее что-то добавляют.
- При приготовлении пищи, например супы, компоты, соленья и т.д.
- Мы определяли форму. Сначала она принимала форму стакана, затем тарелки, потом вазы и наконец мензурки.
Она может принимать любую форму, в которой она находится. Постоянной формы не имеет.
Принимает форму сосуда
- Мы очищали воду.
- Фильтрация.
Фильтрация – это способ очистки жидкостей от примесей.
- С помощью специальной бумаги – фильтровальной.
- Частички песка и глины.
- Прозрачной.
-Ответы детей. Работа с толковым словарем.
Фильтр - это приспособление для очистки воды.
- Вода загрязнена.
- Воду загрязняют люди, сбрасывают производственные отходы в реки, на полях используют ядохимикаты, которые попадают в водоемы, просто выбрасывают бытовой мусор, моют машины вблизи водоемах, также воду загрязняет водный транспорт.
- Погибнут подводные обитатели, человек не может без чистой воды.
VI этап
Рефлексия
- А теперь ребята, я предлагаю вам представить следующую ситуацию. Мы с вами отправляемся в поход, но к сожалению, забыли питьевую воду. Что будем делать?
- Если зимой?
- Вернемся к круговой диаграмме, покажите как изменился объем ваших знаний после нашего урока.
- У кого оказался закрашен весь круг?
- А, что это значит?
- Чтобы ваши знания о воде стали еще глубже, я предлагаю вам дома ответить на вопросы.
- Ответы детей.(Главные мысли фиксируются на доске в виде карточек)
Как очистить воду?
Фильтр.
Уголь.
Марганцовка.
Кипячение.
Таем снег и кипятим.
- Изображают на диаграмме уровень своих знаний по теме «Вода».
Таких детей нет.
- Ответы детей.
VII этап
Подведение итога урока
- Какую тему изучали?
- Какую цель ставили перед собой?
- Выполнили ее ?
- Молодцы!
Выставление оценок за активную работу.
- Вода и ее свойства.
- Изучить свойства воды.
- Да.
VIII этап
Домашнее задание
- Откройте дневники, запишите домашнее задание.
- Задание на листах из книги «Окружающий мир 2,3,4 класс.Компетентностно –ориентированные задания» авторы Д.Н. Жадаев, Р.А. Брехач и др. с 65 ответить на вопросы.
-
- Записывают д.з.
15