Опыт работы по реализации программы Формирование нравственно-этических ориентиров в жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья
Из опыта работы по реализации программы «Формирование нравственно – этических ориентиров в жизни подростка с ограниченными возможностями здоровья»
Нравственный мир моих воспитанников.
«Я сею надежды и сею сомненья.
О чём-то тревожусь, О чём-то жалею.
Я всё не взрослею, Никак не взрослею»
(ученица VIII класса)
Одним из самых доступных способов нравственной оценки подростков является анализ их высказываний о самих себе, о своём поколении, анализ их ответов на вопросы и т.д. Обратимся к некоторым проблемным ответам ребят моего класса, характеризующим, на мой взгляд, их наиболее типичные затруднения (выдержки из анкет, приложение):
« Меня в классе ребята не уважают, потому что я не так успешна в учёбе как мои одноклассники, и не так красива»
«Прежде всего, я хотел бы изменить в себе характер, лицо и многое другое»
«Я считаю, что с моим мнением ребята в классе не считаются. Причину не знаю»
«Меня в классе ребята не уважают, потому что меня всё время бьют и обижают»
«Хочу обсудить с ребятами любые проблемы, кроме личных»
«Я бы хотела поговорить с ребятами о будущей профессии»
«Я хочу быть здоровой!..»
«Хочу научиться гасить эмоции»
«Меня не уважают, потому что я шалун и разбойник. Ко всем лезу»
«С моим мнением в классе ребята считаются потому, что я всем помогаю»
«Человек, который пользуется всеобщим уважением должен быть отзывчивым, добрым»
«Я в классе пользуюсь уважением у ребят»
Вопросы, высказывания, мысли Можно продолжить их перечень. Они обращены к учителям, воспитателям, родителям, к друзьям Но главный адресат всех этих вопросов - сами ребята. Ничего не волнует их так сильно в годы ранней юности, как проблемы: «Кто я?», «Я-личность?», «Каковы мои достоинства?», «На что я способен?», «Кому я нужен?».
Работа по данной программе мною начата с воспитанниками, когда они учились в 4 классе.
«Познай самого себя» (4 класс) и «Принятие себя»(5-7 класс)
Диагностика - вид педагогической деятельности, с помощью которой можно определить уровень развития ребёнка, его потенциальные возможности, те изменения, которые в нём происходят, выстроить перспективы, в случае необходимости провести коррекцию его сознания и поведения, составить точное представление о проблемах учащихся и невысказанных вопросах. Отбирая методики, я исходила из соображений компактности описания самой методики, относительной легкости её проведения и обработки.
Авторы используемых мною методик (Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова), являются практикующими педагогами, Данные методики прошли долгий путь практической апробации различными видами коррекционных учреждений, а также экспертную оценку учёных в области коррекционной педагогики, психологии, методики включены в воспитательный процесс.
Одной из первых методик, используемых мною при знакомстве с ребятами 4 класса, был тест «Несуществующие животные». Цель- выяснение некоторых особенностей характера ребёнка. Детям предлагалась нарисовать несуществующее (фантастическое животное). Анализ рисунков я проводила в зависимости от расположения рисунка на листе бумаги, учитывая также выполнение ребёнком отдельных элементов рисунка. (см. Приложение, тест «Несуществующие животные»).
Имя
Название рисунка
Особенности характера
Рушан
«Годзилла за правосудие»
Самооценка в норме
Ребёнку присущ реализм, он стремиться обдумать, спланировать дело
Характерна некая агрессия (возможно, в качестве защитной реакции)
Основательность, рационализм
Уверенность в себе
Артём
«Сумасшедший кактус»
Неуверенность в жизни, нет опоры (проблемы при движении)
Эгоцентризм, обращённый на себя
Некоторая легкомысленность
Мечтательность
Серёжа
Любопытство
Основательность
Рационализм
Уверенность в себе
Христина
Детскость
Нет уверенности в жизни, опоры (проблемы при движении)
Широта взглядов
Эгоцентризм, обращённый на себя
Вадик
«Нечто из-под кровати»
Неуверенность в себе
Легкомысленность
Заниженная самооценка
Широта взглядов
Это творческое задание позволило выявить особенности характера воспитанников, послужило отправной точкой в дальнейших исследованиях воспитанников.
Интересны результаты методик на выявление потребностей, желаний учащихся. Для ребят 4, 5 класса данные методики я проводила в виде беседы, т.к. наряду с высказываниями, письменными ответами можно фиксировать переживания учащегося, его мимику. Понять, почему принял данное решение, совершил этот поступок и т.д.
«Если бы я был волшебником, то» Интересно, какой ответ дал бы взрослый человек? Ответы ребят четвёртого класса меня поразили своей взрослостью: «я бы изменил себя. Я бы сделал так, чтобы дети с таким осложнением стали счастливыми и чтоб у меня было побольше друзей. Мне нравятся в себе черты моего характера», «я бы спустила с неба облака и всем подарила по облачку. Я бы подарила всем бессмертие». Есть и другие варианты: «я бы сделал классную машину и ездил бы по Перми.(рисунок прилагается), «у меня был бы богатый дом и я был бы богатым». И как итог: «Волшебником быть хорошо, а человеком – лучше». В ответах присутствуют материальные потребности, желания для себя и для других.
При сравнении методики «Если б я был волшебником» (4 класс) и «Мои желания» (5 класс) я заметила положительную динамику. Если в четвёртом классе в равной степени ребятами были названы как духовные, так и материальные желания, то уже в пятом классе процент материальных ценностей значительно снизился и составил всего 3%. Приятно констатировать такое изменение потребностей и желаний подростков.
№
Имя
Желания
Для себя
Для других
Матери
альные
Духов
ные
Разруши
тельные
Для близких
Для людей
Для товариш.
1.
Христина
4
2, 9,11
3,5
2.
Серёжа
4
9,11,12
3,5
3.
Рушан
4
2,9,11
5
4.
Ксенья
4,6,8
211,12
3,5
5.
Дима
4
2,9,11
5
6.
Анна
8,9,11
3,5
7.
Наташа
1, стать парикма
хером
2,9
3,5
8.
Артём
4
2,9
3,5
На выявление самооценки в 4 и 7 классам были проведены мною следующие методики. Анализ методики «Какой Я?» (4 класс, см. Приложение, анкета № 2) и методики Дембо – Рубинштейна (7 класс, приложение, анкета№9) выявил следующую динамику:
Для демонстрации динамики я выбрала лишь три идентичных параметра, т.е. счастье, способности, характер, которые отразили, что
дети стали более уверенными, самооценка их возросла. В частности, у Артёма, Христины, Ксюши.
Об этом также свидетельствует анализ методики Дембо-Рубинштейна, где для диагностики я увеличила количество параметров, учитывая возраст учащихся.
В суждениях ребята раскрываются разными гранями: плохими и хорошими, неординарными и обыденными. Их искренние высказывания свидетельствуют о том, что процесс формирования системы нравственных отношений протекает не менее напряжённо, чем становление других черт характера. Подростки волнуются, беспокоятся, переживают, ищутВсе их волнения (переживания по поводу собственных недостатков, недостатков в отношении к другим людям) указывают на наличие нравственных принципов.
Ответы ребят дают неоценимый материал, особенно по вопросам выбранной мною темы «Формирование..
Что же имеется в виду под этим емким и распространённым сегодня понятием «нравственные ориентиры»?
Совесть, честность, доброта... Понятия, которые всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. С этими понятиями мы знакомим детей с начальной школы. Вступая в подростковый возраст, ребёнок имеет багаж знаний и умений. Опираясь на субъективный опыт подростка, мы вместе продолжаем путь нравственного взросления.
Порядочность, милосердие, гуманность, уважение к себе и к окружающим, надёжность, верность, долг, ответственность, честь, достоинствоВот те ориентиры нравственного воспитания, на которые я опиралась в своей работе. На мой вопрос: «Какими чертами характера должен обладать человек, который пользуется всеобщим уважением?»- абсолютное большинство назвали честность, справедливость, порядочность (анкета №5, приложение).
Исследование проводилось в шестом и седьмом классе. Положительные ответы на второй вопрос анкеты («Как ты думаешь, считаются ли с твоим мнением ребята в классе? Почему?») повысились с 57% (43% - не знаю) до 64%. (36% - не знаю).
Ответы на третий вопрос анкеты («Есть ли в классе ребята, которые пользуются у тебя уважением? Кто это?») остались практически без изменений, и составили 85% в 6 –м и 90 % в 7 – м классе (по 42% опрошенных ребят отдали предпочтение Диме и Рушану, 28% - Артёму)
Мои воспитанники, ставшие подростками, стали более свободны в общении, раскованнее и в тоже время для них снизился авторитет взрослых, родителей, учителей, воспитателей, окружающих людей.
На четвёртый вопрос анкеты ребята: «Кто из взрослых в школе является для тебя авторитетом?» ответили однозначно: «Много кто, перечислять не буду», «Почти что все»». К счастью, я ошиблась. Такие взрослые, которые пользуются авторитетом у моих воспитанников есть, и это очень радует. Ведь именно для нравственного воспитания так важно, что бы рядом с подростками был человек, которому можно поверить, прислушаться к его словам и мыслям, т. к. в них содержатся ответы на вопросы, волнующие юных ребят.
В «Толковом словаре живого русского языка» В.И.Даля дано такое определение: «порядочный человек – любитель порядка или ведущий себя изрядно, прилично, как должно». Это определение легло в основу ответов ребят на третий вопрос анкеты. Воспитанники действительно ценят
такие важные качества как искренность, отзывчивость, честность, порядочность. (6 класс, см. Приложение, анкета №5). Да и сами ребята стали стараться соответствовать этим требованиям, переживать отступления от норм порядочности. К сожалению, не все из них и не всегда придерживаются норм в своём поведении. Усугубляет ситуацию отсутствие коммуникативных навыков, что ведёт к трудностям в общении.
В классе учится Серёжа Б.У него не всегда получается находить общий язык не только с ребятами, но и с окружающими. Возникла необходимость использования коммуникативных тренингов. Формой работы стала «Школа общения», ориентированная на развитие коммуникативной культуры личности как активного участника культурного диалога. Занятия рассчитаны на уже имеющийся у учащихся багаж знаний и коммуникативных навыков.
Ребятам были занятия интересны. (7 класс, см.Приложение «Методические и практические рекомендации по проведению коммуникативных тренингов»)
Мы с ребятами составляли картотеку творческих личностей 7 класса. Нужно было расшифровать каждую букву своего имени. Ответы ребят были интересны. Где-то точны, а где-то заставили задуматься. Вот некоторые из них:
Имя
Расшифровка букв имени
Артём
Активный, Радостный, Тёплый, Милый;
Анна
Активная,Наивная, Нравственная;
Натали
Находчивая, Активная, Терраризирую маму, Любимая в семье, Интересуюсь музыкой;
Ксения
Красивая, Симпатичная, Если грустно, то пою, Никому не подражаю, Интересуюсь музыкой, Я люблю танцевать.
Христина
Хорошая, Радостная, Интересная, Скромная, Терпеливая, Наивная, Аккуратная.
Данное задание вызвало трудность у Христины. Ей помогли ребята, очень точно дали ей характеристику. В занятии «мост симпатий» ребята тоже друг другу сказали много доброго и хорошего: «Дима, мне нравится, что ты надёжный друг», «Христина, мне нравится как ты улыбаешься» и т.д.
Анализ занятия «Волшебная рука» показал, что ребята хорошо знают свои сильные и слабые стороны. Из хороших черт ребята отмечали, что они отзывчивые, ответственные, добрые, смелые, красивые и т.д.. В себе ребята хотят искоренить «вредность, упрямство, не брать чужое, всё тихо делаю, плохо учусь, грубость, средне умный»
Данные тренинги позволяют повысить коммуникативную компетентность подростка, способствуя тем самым популярности подростка в общении с окружающими. Это связано с ведущей мыслью известного американского философа Эмерсона Ральда: «Единственный способ иметь друга – научиться самому быть другом».
Ребята с удовольствием посещают кружки. 90% ребят нашли дела по душе. Ранее, когда дети были младше, то они с удовольствием занимались бисероплетением и лепкой из солёного теста. Ребята подросли, их интересы поменялись. Сейчас посещают кружки «Народная мастерская», «Декоративно-прикладного творчества», хор, кружок «Петелька», двое ребят ходят в бассейн и занимаются в конной секции.
В прошлом году мы с ребятами приняли участие в городском литературно–творческом конкурсе «Давай откроем вместе книгу» (библиотека Л.Кузьмина), в городском конкурсе детской фотографии «Радужный объектив», организованных и проведённых Пермским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Поддержка президентских программ по делам инвалидов». Также приняли участие в районном слёте волонтёров «Доброе дело – в подарок», в сентябре участвовали в районной экологической акции «оБЕРЕГАй» и в городском фестивале детского творчества «Синяя птица». Работы ребят никогда не остаются без внимания жюри. В таких поездках ребята знакомятся с интересными людьми, видят, что у других ребятишек тоже бывают проблемы со здоровьем. Они становятся добрее, отзывчивее.
У всех ребят есть постоянные интересы. Одни из них любят слушать музыку, петь, танцевать, выжигать, «стряпать», читать детективы и, конечно, же 60% ребят любят играть в компьютерные игры. (см. Приложение, анкета №4).
Некоторые ребята задумываются о выборе будущей профессии. Определение профессии – важное звено нравственного выбора личности. В настоящее время среди подростков престижными считаются профессии экономиста, юриста и т.д. Период романтизма в выборе профессии прошёл, на его смену пришёл мотив материальной выгоды. Ребята с интересом рассматривают рекламные листки о различных учебных заведениях нашего города и области. Причём, подходят к этому вопросу очень объективно, учитывая свои возможности. На моё предложение «быть парикмахером» Христина ответила отказам (хотя профессия её привлекает), т. к. «тяжело целый день стоять на ногах». Она выбрала для себя специальность швеи. Наташу Родину, напротив, эта профессия привлекает. Желание девочек видеть себя в роли парикмахера навела меня на мысль познакомить их поближе с тонкостями этой профессии, и мы организовали парикмахерскую «Улыбка» у себя в классе (см. Приложение №2). Остальные ребята ещё не определились. Вадик считает, что «мама должна за него всё решить и устроит».
Может, в будущем интересы ребят перерастут в профессию.
«Помни, что ты Человек!» - направление работы, целью которого приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование заботливости, сострадания, уважения к окружающим.
К празднику Победы, я провела ряд занятий о Великой Отечественной войне. В четвёртом классе ребятам было интересно чтение рассказов о пионерах – героях и их подвигах. Я пыталась на примере художественного произведения показать мужество ребят – сверстников, показать истинный патриотизм.
Работая с картой микрорайона Гайва в пятом классе, ребята обратили внимание на улицы им. Ф.И. Толбухина, Д.М.Карбышева. Чтение материалов из интернета расширило знание ребят об этих героических личностях Великой Отечественной войны, изменило их взгляд на названия улиц города.
Чтение отрывков из книги Л.В.Экхаут «Молчать нельзя!» о концентрационном лагере Освенцим в шестом классе, оставило неизгладимое впечатление у учащихся. В процессе беседы ребята задумались об истинном смысле таких слов, как «концентрационный лагерь», «нацисты». Закрепление знаний о городах-героях было также просмотр буклетов, фото «Хатынь», «Дорога Жизни». Эти занятия способствуют развитию чувство патриотизма и гордости за свою Родину, формирование чувственно-эмоциональной сферы.
Итогом этих занятий стала, проведенная мною анкета в 6 классе.
Как ты считаешь, нужно ли говорить о Великой Отечественной войне, вспоминать имена героев и их подвиги, ведь война давно закончилась? Поясни свой ответ?__________________________________________
Как ты думаешь, в настоящее время есть место подвигу?____________
Что значит для тебя «Быть героем?»_____________________________
Сможешь ли ты совершить геройский поступок?__________________
Ответы на первый вопрос были содержательны: «Подвиги и имена героев необходимо вспоминать, не смотря на то, что война давно закончилась потому, что они совершили подвиг, сохранили мир на нашей Земле».
«Много солдат погибло, чтобы мы жили спокойно»
«Мы должны вспоминать героев. Они изо всех сил стремились к победе, и если бы не они, то нас бы не было».
«Люди должны помнить тех, кто был на войне и тех, кто там погиб».
Конечно же, герои воин не являются кумирами, авторитетами для сегодняшних подростков, но ответы ребят свидетельствуют о любви к истории, о желании изучать её страницы.
На первый вопрос положительно ответили 100% ребят. Ответы на другие вопросы так же содержательны.70% ребят считают, что в настоящее время тоже есть место подвигу, а на геройский поступок смогут решиться 20%, 10% сомневаются.
Подготовка к празднику «Путешествие в страну Доброты» для младших ребят ориентировала на миротворческие отношения с окружающими, определение каждым тех основ поведения, которыми он руководствуется в жизни. (см. Приложение).
Одно из направлений моей работы «Малая родина. Культура твоего народа». Один блок данного направления был направлен на воспитание интереса к народной культуре, уважения к истории Отчизны. Я постаралась охватить наиболее известные праздники, познакомить с народными традициями, приметами, донести до ребят истории происхождения праздников. Праздники «Рождество», «Весёлые святки», «Масленица» и.т.д.
На масленичной неделе к нам в гости пришли мамы и бабушки. Их блины очень понравились ребятам. Ребята угощались, а родители делились тонкостями приготовления блинов.
В этом году г. Перми исполнилось 285 – лет. Данному событию я посвятила цикл бесед об истории нашего города. В подготовке материалов использовала книгу Баяндиной «Пермь купеческая». Просмотр слайдов «Достопримечательности нашего города» показали, что ребята знают значимые памятники, театры нашего города. Вопрос «на засыпку»: «Где находится памятник «пермяку – солёные уши», заставил ребят обратиться за помощью к родителям. Выставка фотографий о нашем городе, лекция «Род Строгановых», экскурсия с мемориальный дом-музей В.Каменского способствовали закреплению и расширению знаний о нашем городе и крае.
Когда я пришла в этот класс, дети уже три года обучались вместе. За этот период у детей сформировался дружный коллектив. На любую мою просьбу, предложение они реагировали охотно. Им было всё интересно. Работать в этом классе одно удовольствие. Но, как и любом классе, есть дети, которые не всегда придерживаются норм в своём поведении.
Есть ребята, которые сознательно нарушают нормы поведения. А некоторые считают, что эти правила существуют для рядовых, для всех, а не таких исключительных личностей, к каким они себя относят, общие установки не распространяются. Пренебрежение к нравственным устоям проявлялись в пропусках уроков, недобросовестном выполнении общественных поручений, обязанностей, отказе от участия в коллективных делах. К счастью, таких подростков немного, и радует растущее возмущение ребят их поведением.
В данном классе обучается Серёжа Б. Его дерзости, грубости, поведение делало Серёжу в глазах других ребят взрослым. Они иногда, исподволь поддерживали его в не совсем хороших поступках. Вадик Ш. становится в его присутствии неуправляемыми. Мною было проведено множество собраний - «пятиминуток», индивидуальных и групповых бесед с ребятами, где решались вопросы о том, нравиться ли им поведение Серёжи и Вадика, их предложения по решению этой проблемы. Вначале их недовольство носило пассивно – созерцательный характер: плохо, когда рядом непорядочные люди, плохо, что мешают заниматься, плохо, что срываются уроки. А дальше – то что? Дальше – пусть учителя, воспитатели, Совет старшеклассников думают, что делать, а мы посмотрим
Постепенно я хотела убедить ребят, что это их проблема, а не только педагогов. Они стали ему делать замечания, выражали ему своё недовольство.
Мне необходимо было наладить контакт с мамой Серёжи, и в содружестве с ней, другими воспитателями, ребятами убедить Серёжу в том, что должны быть разумные формы самореализации. Ещё в четвёртом классе мама стояла на позиции, что её ребёнок всегда прав, защищала его, оправдывала. К счастью, сейчас эта позиция изменилась. Мы с мамой в содружестве решаем проблемы. Родители также понимают важность данного вопроса.
Родители приходят в школу не только когда их вызывают, но и заходят или звонят просто поинтересоваться учёбой ребёнка, решить бытовые вопросы, поинтересоваться здоровьем и т.д. Родители Ани, Наташи, Вадика, Серёжи частые гости в нашем классе. Они хотят воспитать в своих детях «доброту и трудолюбие», «порядочность и настойчивость». Кто-то считает, что «все положительные качества уже воспитаны», но отмечают, «что ребёнку не хватает «ответственности, уважения к старшим и не только к близким. Чтобы ребёнок был опорой и защитником».
Ответы родителей на анкету показали, что мы хотим воспитать наших детей «честными, добрыми, отзывчивыми, ответственными». Одни из них хвалят детей часто «за помощь», «за хорошие поступки», «за всё, что Дима делает и добивается цели», «за хорошие отметки», «за честность», а наказывать «просто не умеют или не за что». Могут наказать «за плохое поведение, лень», за «враньё и недобросовестность». Родителям не нравятся в своих детях такие черты характера, как «упрямость, неуравновешенность, лень, невнимательность, вспыльчивость», но они любят своих детей за то, что они «добрые и умеют за себя постоять», «честные и ответственно выполнят поручение», «отзывчивые» и т.д. Ответы родителей показали, что они очень хорошо знают своих детей, потому детям были заданы такие же вопросы и ответы были практически идентичны (приложение, анкета№8).
«Корнями дерево сильно» - одно из направлений моей работы. Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; при этом рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье. Были использованы следующие приёмы:1. Анкетирование и анализ ответов родителей; 2.. Анализ бесед с родителями и детьми;
3. Участие родителей в мероприятиях. «Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности формируются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль», - с этих позиций я оценивала роль семейного воспитания.В моём классе все семьи, можно сказать, благополучные. Может не столько в финансовом отношении, а именно в духовном. Не смотря на то, что в силу каких – то обстоятельств из девяти семей три неполных, но абсолютно все дети любимы в своих семьях, окружены заботой и вниманием. На протяжении всего периода работы в данном классе, всегда чувствовалась поддержка родителей, их желание, участие в делах класса.
Бывает, что родители допускают огрехи. Мама Вадика воспитывает сына одна. Она настолько опекает ребёнка, что этим уже наносит ему вред. Педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивает ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем». Об этом я неоднократно напоминаю родителям.
Я предложила маме принять участие в составлении альбома «Корнями дерево сильно». Совместная работа мамы и Вадика дала некоторый результат. В процессе совместной работы мама рассказала Вадику о предках, забавные истории из их жизни, традиции, которые существовали в их большой семье. Между Вадиком и мамой появилось чувство общности интересов.
Но не всегда родители бывают столь педагогически слепы. Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью к педагогам, социальному педагогу, психологу и прислушиваются к их советам.
Учитывая всё вышеизложенное, можно сделать следующий вывод:
только при уверенности ребёнка в родительской любви, доброжелательной обстановке в семье, доверительных отношениях, обоснованной строгости возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Телевидение играет большую роль в формировании нравственно – этических ориентиров в жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку большую часть свободного времени в воскресные дни подростки проводят дома у телевизионных экранов, то я решила выявить предпочтения подростков нашего класса.
Для диагностики и выявления предпочтения в просмотре телепередач методом исследования я выбрала анкетирование, которое проводилось в 7 (см. Приложение). Обработка проводилась мною в классе, причем существенной разницы в ответах учеников не было, из чего можно предположить, что предпочтения всех школьников данного возраста примерно одинаковы, по крайней мере, в нашем классе.
Среднестатистичные ответы указаны в таблице:
№
Вопрос
Ответ
Комментарии
1.
Что ты любишь смотреть по телевизору?
84% любят сериалы (такие как «Ранетки, Папины дочки» «Моя прекрасная няня».
50%-познавательные передачи («Галилео», «Непутёвые заметки», «Кто умнее пятиклассника?», «Самый умный»)
2% - новости
Негативной тенденцией можно считать количество детей, которые предпочитают боевики, анкеты этих детей, кстати, не богаты языком и фантазией, в своем вымышленном телевизионном друге они главным считают умение драться и побеждать в схватках.
2.
Что смотреть не нравится смотреть по телевизору?
62% - боевики, ужасы и страшилки
25% - новости
11% - не любят рекламу, единодушно – Дом - 2
Большинству все же не нравятся драки на экране, они предпочитают более мирные программы и позитивные передачи.
3.
Сколько часов в день смотрите телевизор?
30% - «весь день», «неограниченно».
3о% - 3 часа
по 20 % - 6, 8 и 9 часов.
«Всегда по-разному», «Почти весь день», «не знаю – много смотрю».
Ответы на данный вопрос нельзя считать стопроцентно правдивыми – дети не засекают время просмотров, но даже примерная прикидка показывает, что более половины детей смотрят телевизор больше трёх часов в день. Такое положение устраивает многих родителей, но не способствует улучшению здоровья учащихся.
4.
Зачем люди изобрели телевидение?
40 % - «Развиваться умом», «чтоб знать, что происходит в мире», «чтоб узнать много интересного» -
60% - «Когда делать нечего – включить и смотреть», «чтоб не было скучно одной дома», «чтоб развлечься» -
Цель-выяснить роль телевизора в жизни ребенка. Ответы показали, что главная роль телевизора – «отдыхать» и «развлекаться». И уже не важно ЧТО смотреть
Факт, что дети не видят в телевизоре источник информации, говорит с одной стороны о недостатке грамотных педагогических передач, а с другой – мотивация смотрения детей ограничена получением сиюминутного кажущегося удовольствия – посмеяться, поудивляться, повосхищаться.
5.
С кем из телевизион
ных героев хотел бы познакомить
ся и подружиться?
90% детей хотят познакомиться с героями сериалов А.Снаткиной, А. Заворотнюк («Моя прекрасная няня), Женька («Колдовская любовь», Ранетками.
10% - ни с кем.
Ответы сиюминутные. С демонстрацией нового сериала, появляются новые кумиры.
6.
Почему выбрали именно этих героев?
20%- нравится, мечта такая
на одном уровне – по 28% две группы приглянувшихся качеств:
красивые, успешные, здорово играют в фильме.
-смешные, радостные, прикольные.
14% – добрые и хорошие
4% - умные
В друзья себе они выбирают людей весёлых, красивых, удачливых. Кроме этого прослеживаются некоторые «корыстные» цели – получать материальные блага, научиться также одеваться.. При выборе звезд кино и эстрады дети руководствуются гламурными, внешними показателями. Они восхищаются и любуются этими людьми.
Ориентируясь на ответы учеников при разработке внеклассных мероприятий, я включила циклы бесед, направленных на выбор тематики просматриваемых передач, их избирательности, с целью показать не только развлекательную роль телевидения, но и познавательную. Ответы ребят на последние два вопроса побудили меня провести беседу.
Дети хотят дружить с сильными личностями. Они приводят примеры из фильмов, где их кумир поступил правильно, смело, не бросил в беде и т.д. Считают, что эти качества им помогут во взрослой жизни научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту. Вопрос: кто вам в жизни помогает в трудную минуту? - заставил ребят задуматься.
В результате мы пришли к выводу, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, родственники. Телегерои могут помочь, только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации.
Далее воспитанникам предлагалось вспомнить ситуации, когда они чему-то научились, посмотрев телевизор. Наташа рассказала, что узнала интересные рецепты, а потом с мамой приготовили обед. Артём узнал новую информацию о компьютерах и сотовых телефонах. Сделали вывод, что телевизор не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и овладеть некоторыми способами действия.
С появлением в классе домашнего кинотеатра, появилась возможность корректировать просмотр телевизионных программ. Детям на дисках я показывала такие фильмы как «»Мы из будущего», «Сволочи», «Звезда», «Чучело» и т.д. После просмотра фильма я задавала ребятам вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме. Для расширения кругозора детям показывала документальные фильмы о вселенной, дельфинах, Кунгурской ледяной пещере. Жанр документального кино просто перестал существовать для данного поколения подростков.
Поскольку реклама на экране телевизора занимает достаточно большое количество времени, то учащиеся должны научиться критически относится к рекламе, должны распознавать её скрытый смысл (особенно при просмотре рекламы пива и табачных изделий). Занятие «мы и реклама» как раз решало именно эту цель – воспитать в детях грамотное отношение к рекламе.
В исследовании я попыталась охватить по возможности более широкий спектр проявления нравственного опыта – особенности реального поведения, оценочные суждения, ответы, высказывания.
Одна из основных целей воспитательной работы нашей школы – формирование ценностных установок, сочетающихся с общечеловеческими ценностями и признанными традиционными ценностями российского культурного многообразия.
Согласуя свою работу с основной целью школы, я посчитала необходимо создание практической и методологической основы для работы по формированию нравственно-этических ориентиров в жизни подростков с ограниченными возможностями. Результатом моей работы по данной теме стала разработанная мною программа, представленная в данной работе.
IV. Заключение.
В настоящее время уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Решение систематизировать воспитательскую работу побудило меня пробовать новые эффективные методы и модели в работе с воспитанниками. Укрепили мою веру в себя, в собственные силы и возможности.
Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его возрастных особенностей. Мои воспитанники на следующий год перейдут в следующую возрастную группу, изменятся мотивы и ведущие виды деятельности. Большое значение для этого возраста приобретает так называемая молодёжная культура, под которой подразумевается «торопливое» подражание взрослому, ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому в моей работе «жанр» каждодневной, опеки должен быть, по всей видимости, сменён принципиально новой стратегией: оказание помощи молодёжи в создании «своей» культуры.
Становление личности подростка с ограниченными возможностями здоровья сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. Для решения этой проблемы мне будет отведена роль не просто партнёра, а человека, который должен развить у подростка уверенность в его социальной востребованности. Именно поэтому работа по профессиональному самоопределению, развитию общечеловеческих ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), освоение навыков построения перспектив становится наиболее значимыми для подростка. Эти цели и будут приоритетными в моей профессиональной деятельности.
Литература:
Н.П. Баяндина «Пермь купеческая», Пермь, 1997 г;
Ведерникова В.А. «Сценарии классных часов и вечеров» (7-9 классы);
Волчек Н.М. «Современная энциклопедия для девочек», Минск: современный литератор, 1999г.
Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М: 1998г.
Ди Спайдер «Практическая психология для подростков»;
Ерёменко Н.И. «Классные часы» 7 класс, В: Учитель – АСТ, 2005г.;
Журнал «Мы» ст. «Белый туман похож на обман» №9 2003 г.;
Кузьмин В.Д. «Курение, мы и наше потомство»;
Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности (опыт, разработки и использование) Москва, 2004 г.;
Материалы из Интернета: «Легенды истории. Ф.И. Толбухин, Д.М. Карбышев», Экхаут Л. В. «Молчать нельзя» (отрывок);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Толстых Н.Н. «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» - М.: Знание, 1990.;
Научно – методический журнал «Классный руководитель»;
Ст «Обновление воспитательного процесса в школе» стр. 18,
№8 2001 г.;
Ст. Личностно – ориентированное воспитание в условиях массовой общеобразовательной школы» стр.25 №8 2001 г.;
Научно – методический журнал «Классный руководитель» М: 1998г.
Ст. Программа изучения личности учащегося., стр 39.
Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребёнка и его значение», М: Педагогика, 1991г.;
Лихачёв Д.С. «Письма о добром и прекрасном», Школьная роман-газета;
Левандо В.А. «Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», М: 2000 г.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме, М.: АРКТИ, 2005г. (методическая библиотека);
«Салют, пионерия!» (рассказы о пионерах – героях).
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации, – С–П: Речь, 2001г.;
Чурилов И.И. «Мировосприятие ребёнка (личностное развитие от 7 до 18 лет) Пермь, 1997 г.
Фото, буклеты «Хатынь», «Дорога жизни», «Герои Советского Союза».
Щукина Г.И. «Классификация методов воспитания».
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 915