План-конспект урока по химии для 10 класса «Медь и ее соединения»
план-конспект урока
Неделя
День
Урок 10 класс
Название занятия:
Медь и ее соединения.
Общая цель:
Сформировать знания о меди как химическом элементе и простом веществе, рассмотреть состав и свойства соединений меди с позиций окислительно-восстановительных процессов и кислотно-основных взаимодействий.
Ожидаемый результат:
- дать характеристику металла и его соединений по известному учащимся алгоритму;– научить школьников доказывать некоторые свойства меди и ее соединений при осуществлении химического эксперимента; – продолжить формирование навыка написания реакций с точки зрения ОВР, в свете ТЭД; – продолжить формирование навыка выполнения тестов;
Тип урока:
Изложение нового материала
Задания:
Групповая (каждая группа выполняет свое задание, а потом обучает школьников из других групп.
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия», компьютер, проектор, экран.
Для химического эксперимента:
Поднос 1: штатив для пробирок, пробирки, гидроксид натрия и сульфат меди.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Вводная часть
(3-5 мин)
ре
приветствие учеников
приветствие учителя, занимают рабочие места
Презентация
(10-15)
Вы уже познакомились с некоторыми представителями металлов: щелочными и щелочно-земельными, с алюминием, железом. Предлагаю вспомнить вам алгоритм изучения.
А сегодня я предлагаю вам познакомиться с металлом медью.
(учащиеся вспоминают алгоритм:
1. Положение металла в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение его атома.
2. Физические и химические свойства металла – простого вещества.
3. Соединения: оксиды, гидроксиды, соли.
4. Применение металла и его соединений).
Основная часть
(20 мин)
1 группа
Используя ПСХЭ Д.И. Менделеева, определите положение меди, изобразите строение атома, электронную формулу. Исходя из строения атома, предположите возможные степени окисления меди.
2 группа
Охарактеризуйте физические и химические свойства меди – простого вещества.Для работы используйте пособие «Переходные элементы и их соединения». При характеристике химических свойств запишите уравнения химических реакций.
3 группа
Соединения меди: оксид меди (II), гидроксид меди (II), важнейшие соли. Характеристика свойств. Используйте учебник. Проведите химический эксперимент.
Опыт. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой.
Опыт. Взаимодействие гидроксида натрия (II) с сульфатом меди. Запишите ионное уравнение реакции.
4 группа
Применение меди и ее соединений. Используя электронную энциклопедию Кирилла и Мефодия, выясните как применяется медь и ее соединения, ее роль для организма человека (откройте статьи «Медь» и «Малахит»).
Начинается отчет групп. Выступления четкие, учащиеся класса составляют конспект. Учитель после отчета каждой группы задает вопросы, расставляет акценты.
Вопрос к 1 группе: В периодической системе, изображенной в нашем учебнике, есть подсказка для написания электронной формулы. Вы заметили ее? Необычно то, что на внешнем уровне не 2 электрона, как у соседей меди, а 1 электрон. Я познакомлю вас с явлением «провал электрона».
Вопрос ко 2 группе: Пожалуйста, рассмотрите реакцию взаимодействия меди с хлором с точки зрения ОВР.
Вопрос к 3 группе. При демонстрации опытов, акцентируйте внимание на признаках проделанных химических реакций.
Вопрос к 4 группе.Чем опасен недостаток меди в организме человека?
Предлагаю вам полюбоваться красотой изделий из малахита, данные иллюстрации я нашла в Интернете (небольшая пауза, при которой учащиеся отдыхают, а учитель демонстрирует слайды).
контролирующий тест, итоги которого учащиеся оценивают сами.
В группах ребята работают 5-7 минут. Каждый член группы выполняет свое задание.
Лабораторная работа 10(1)
Критерии оценивании групп .
самопроверка
Подведение итогов
(5 мин)
Дом.задание. параграф 7.2 упр.5.6.7 стр 185
Рефлексия
интересный урок, узнал (а) много нового, буду применять знания на практике (если ученик согласен, то он ставит знак («!»)
тема заинтересовала, хочу еще узнать о влиянии веществ на мой организм (знак «..»)
на все возникшие вопросы я получил (а) ответы («?»)
Тест к уроку «Медь и ее соединения»
1 вариант
1. Сплав меди и олова
а) бронза
б) чугун
в) дюралюминий
2. Медь – металл
а) активный
б) средней активности
в) малоактивный
3. При взаимодействии меди с конц. H2SO4 выделяется газ:
а) SO3
б)SO2
в) H2S
4. В реакции, схема которой Cu + O2 CuO, сумма коэффициентов равна:
а) 3
б) 4
в) 5
5. В природе медь встречается:
а) только в самородном состоянии
б) только в виде соединений
в) и в самородном, и в виде соединений
Тест к уроку «Медь и ее соединения»
2 вариант
Сплав меди и цинка
а) мельхиор
б) латунь
в) сталь
2. Медь имеет кристаллическую решетку:
а) молекулярную
б) ионную
в) металлическую
3. При взаимодействии меди с конц. HNO3 выделяется газ:
а) N2O
б) NO2
в) NH3
4. В реакции, схема которой Cu + O2 Cu2O, сумма коэффициентов равна:
а) 3
б) 4
в) 7
5. Малахит имеет цвет:
а) ярко-зеленый
б) ярко – синий
в) ярко – желтый
1 группа
Используя ПСХЭ Д.И. Менделеева, определите положение меди, изобразите строение атома, электронную формулу. Исходя из строения атома, предположите возможные степени окисления меди.
_________________________________________________________________
2 группа
Охарактеризуйте физические и химические свойства меди – простого вещества. Для работы используйте пособие «Переходные элементы и их соединения». При характеристике химических свойств запишите уравнения химических реакций.
_____________________________________________________________
3 группа
Соединения меди: оксид меди (II), гидроксид меди (II), важнейшие соли. Характеристика свойств. Используйте учебник. Проведите химический эксперимент.
Опыт. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой.
Опыт. Взаимодействие гидроксида натрия (II) с сульфатом меди. Запишите ионное уравнение реакции.
__________________________________________________________________-
4 группа
Применение меди и ее соединений. Используя электронную энциклопедию Кирилла и Мефодия, выяснить, как применяется медь и ее соединения, ее роль для организма человека (откройте статьи «Медь» и «Малахит»).
Заголовок 215