Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Царица – водица»
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: «Царица – водица»
Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности
Задачи урока:
Расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;
Формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;
Формировать умение общаться, сотрудничать;
Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;
Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.
Ход урока:
I Организационный момент:
Приветствие «Ладошка к ладошке»:
У: - Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.
Слайд 1: «С маленькой удачи начинаются большие успехи».
У: - Ребята, как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
У: - Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.
II Вхождение в тему:
У: - Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. С какой?
Д: - Научиться чему-то новому.
У: - «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?
Д: - Нужно учить новое, не забывая старого.
Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи:
У: - О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.
Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.
У: - Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Слайд3: «Царица – водица»
III Актуализация опорных знаний учащихся:
У: - Тема сегодняшнего урока «Царица – водица». Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Трудно представить, чтобы делало человечество без неё. По-видимому, его бы просто не существовало. Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Происхождение жизни на Земле обязано воде. Потребность человека в воде стоит на втором месте после кислорода. Вода необходима нам для жизни! Как известно, человек может прожить до 6 недель без пищи, но только одну неделю без воды.
У: - Сейчас ребята расскажут о воде.
Инсценировка стихотворения о воде: (дети читают наизусть по строчкам)
У: - Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Слайд 4: В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Слайд5: Как сосулька замерзает,
Слайд 6: В лес туманом выползает.
Слайд 7: Ледником в горах зовётся,
Слайд 8: Лентой серебристой вьётся.
Слайд 9: Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Слайд 10: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Слайд 11: Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
У: - Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Слайд 12:
У: - Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь Ты самое большое богатство на свете»
У: - Для нас вода – самое привычное вещество на Земле. Сколько только экспериментов не проводилось над водой во все времена. Люди давно пытаются достучаться до секретов воды и её тайн. Но знать о воде столько, сколько она знает о нас, пока не получается.Только сравнительно недавно были обнаружены уникальные, неизвестные и удивительные свойства воды, вызвавшие у людей сенсацию. Вода нас понимает! Вода обладает памятью! Она всё слышит, видит и записывает. Вода реагирует на все, что вокруг нее происходит, на любые действия. Такого, признаться, никто не ожидал. Будьте осторожны в присутствии воды! Хотя она – везде. И в нас, разумеется, не забыли? Следите за своими мыслями, словами, поступками – вас записывают Если человек обращается с хорошими и добрыми мыслями к воде, благословляет и боготворит ее, говорит ей «спасибо» - качество этой воды поднимается. Такая вода будет положительно влиять на тело человека и на его самочувствие. Очень важно помнить, что желая кому- то зла, ругаясь, злясь и завидуя, мы в первую очередь причиняем неприятности себе. Но в то же время, именно она обладает необычными свойствами, например, в отличие от других веществ, только вода при охлаждении расширяется. Это единственное вещество на Земле, которое может находиться сразу в трех состояниях. В каких? (ответы детей) Вы слышали об этом в стихотворении. Ученые называют воду бесценным компьютером. Так вода с её памятью в зависимости от внешнего воздействия образует кристаллы различного вида. Это убедительно показал президент Токийского института общих проблем доктор Массару Эмото, знаменитый японский ученый и целитель. Посмотрите на фотографии, которые заставляют крепко задуматься.
Слайд: 13, 14, 15, 16
Составление синквейна:
У: - Прослушав стихотворение о воде, используя свои знания, давайте скажем о ней: какая вода? (два прилагательных)
- Что делает? (три глагола)
- Составьте предложение из 4 слов, выразив свое отношение к воде, можно использовать пословицу.
- С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить свое чувство.
Вода
Прозрачная, чистая
Журчит, льется, бежит
Без воды нет жизни
Жизнь
IV Работа над темой, открытие нового знания:
Постановка целей урока:
У: - О чем важном сегодня пойдет речь на уроке?
Д: - О важности воды в жизни человека, растений и животных пойдет речь сегодня на уроке.
У: - Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?
У: - Нашу планету называют голубой. Почему?
У: - На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете? Выберите.
Слайд 17: озеро море река пруд ручей океан
болото ванна водохранилище
Региональный компонент:
У: - Какие из этих водоемов есть в нашем крае? (озеро, река)
У: - Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода, пропитывающая почву и горные породы (при копании – сырая земля).
У: - Не слишком ли много на свете воды? (проблемный вопрос)
У: - Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.
У: - Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для нужд человека. Почему? (ответы детей)
У: - В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная. Если представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет всего лишь полстакана (показываю посуду с водой).
У: - Составьте пословицу из слов: (рабочий лист - 1 задание)
Слайд 18: Не всякая водица для питья годится
У: - Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
У: - Почему нельзя пить воду из-под крана?
У: - Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно наносят ему вред.
У: - Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.
Исследовательская деятельность - работа с текстом :
У: - Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков.
Чтение стих. в учебнике «цепочкой» – стр. 20-21
У: - Как бы вы озаглавили? Дайте ему название. В каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)
У: - Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.
Слайд 19: Использование воды человеком
У: - О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)
У: - От простой воды и мыла у микробов тают силы!
Физминутка:
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
Самостоятельная работа:
У: - Продолжим работу по теме урока.
Чтение текста в рабочем листе (2 задание), используя метод «Пометки на полях» (или «Инсерт»)
Слайд 20:
У: - В процессе работы над текстом делайте пометки.
Проверка:
У: - Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.
V Закрепление изученного:
Методика «Хорошо - плохо»У: - Дождь идет, это хорошо - почему? Д: - Он поливает растения. У: - Дождь - это плохо, почему? Д: - Нельзя гулять У: - Вода – это хорошо – почему?
Д: - Вода нужна для питья; чтобы умыться и вымыть руки; можно водой закаляться; играть с водой; готовить еду; мыть посуду, полы, игрушки; стирать одежду; поливать цветы, растения в огороде; в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
У: - Но вода - это плохо. Почему?
Д: - Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
У: - Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.
Оценивание работы учащихся
У: - Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же надо относиться к воде?
Слайд 21: Воду надо беречь и охранять!
У: - К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле очень неразумно. В быту капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду оставляем открытой. Но такое расточительное расходование воды не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.
Решение экологических задач: (рабочий лист - 3 задание)
Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
У: - Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)
У: - Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы? Давайте разберемся.
Составление плана по охране водоемов:
У: - Как мы можем охранять пресную воду?
Д: - Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;
не мусорить на водоемах, в местах отдыха;
следить за чистотой природных источников.
У: - Что значит выражение «экономно расходовать воду»? (ответы детей)
Работа в парах:
У: - Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, на две части: в одну сторону положить картинки, как можно вести себя в быту, в другую сторону – как нельзя.
Проверка: дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет выбор.
Физминутка: игра «Согласен – не согласен»
У: - Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.
1. Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем)
2. Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем)
3. При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем)
4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем)
5. Воду можно пить из-под крана (топаем)
6. Без воды нет жизни (хлопаем)
Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
VI Рефлексия деятельности:
Слайд 22
У: - Закончите предложение:
Я не знал, что
Я хочу рассказать родителям
Теперь я буду
Теперь я не буду
Я понял, что
Упражнение «Сели, встали, встали выше»
У: - Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны находиться.
У: - Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?
У: - Покажите, насколько вы устали?
У: - Вам понравилось работать в парах?
У: - Какое у вас сейчас настроение?
У: - Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?
У: - А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, я вам дарю памятки с правилами поведения у водоемов. Помните о могуществе собственной мысли, о влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова. Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем спасибо за урок.
·ђЗаголовок 2·ђЗаголовок 3Заголовок 415