Презентация по биологии Многообразие живого мира
Многообразие живого мираАвтор: Дъячук Л. В.ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
МолекулярныйЭлементарные единицы – белки, углеводы, липиды, НК. Элементарные явления – обмен веществ, превращение энергии, передача наследственной и информации.Уровни организации жизни
Клеточный уровеньЭлементарная единица – клетка.Главные процессы – способность к воспроизведению, запасание, расходование энергии, включение различных химических элементов в состав клетки.
Тканевый уровеньЭлементарные единицы – клетки, образующие тот или и иной вид ткани.Главные процессы зависят от той функции, которую выполняет данный вид ткани.
Органный уровень Элементарные единицы – ткани. Главные процессы – функции, выполняемые этими органами (например, кожа – это орган, который включает эпителий и соединительную ткань, которые вместе выполняют ряд функций, среди которых наиболее значительная – защитная функция).
Организменный уровеньЭлементарная единица – особь. Главные процессы – осуществление развития от момента зарождения до момента прекращения существования организма.
Популяционно-видовой уровеньЭлементарная единица – популяция – совокупность особей одного вида. В этой системе осуществляются простейшие эволюционные преобразования, рождаемость, смертность, выживаемость.
Биогеоценотический уровеньЭлементарной единицей является биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и факторов среды их обитания, объединённых обменом веществ и энергии в единый природный комплекс. Элементарные явления – потоки энергии и круговорот веществ.
Биосферный уровеньСтруктурные единицы – биогеоценозы и окружающая их среда. Основные процессы – круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.
Химический состав живогоВ состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объектах неживой природы, но соотношение элементов разное, в живых организмах больше всего содержится водорода, кислорода, углерода и азота.Основные свойства живого
Обмен веществСовокупность реакций поступления веществ, усвоение питательных веществ и выведение наружу продуктов жизнедеятельности.
СамовоспроизведениеЭто одно из основных свойств живых организмов. Размножение – это способность воспроизводить себе подобных.Этот процесс осуществляется практически на всех уровнях организации живой материи, самовоспроизведение тесно связано с явлением наследственности, т.к. в основе воспроизведения лежат реакции матричного синтеза.
НаследственностьСпособность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.ИзменчивостьСпособность организма приобретать новые признаки и свойства. Изменчивость является основой для естественного отбора – отбор наиболее приспособленных к данным условиям среды особей, что приводит к образованию новых видов.
Рост и развитиеРазвитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов живой природы. Результат этого процесса – новое качественное состояние организма. Развитие представлено онтогенезом – индивидуальное развитие и филогенезом – историческое развитие.
РаздражимостьЭто способность реагировать на изменение внешней и внутренней среды.Реакции живых организмов на раздражение окружающей среды через посредство нервной системы – рефлексы.
У простейших существ существуют другие реакции, выраженные в изменении характера движения – таксисы (тропизмы). Фототаксис – движение к свету, хемотаксис – движение в зависимости от концентрации веществ.
Тропизмы – определённый характер роста, гелиотропизм - рост наземных частей растений по направлению к солнцу.
ДискретностьЭто всеобщее свойство материи, означает, что отдельный организм состоит из отдельных, но тесно связанных между собой частей.Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности, она создаёт возможность постоянного самообновления его путём замены «износившихся» структурных элементов без прекращения выполнения функций.
СаморегуляцияЭто способность живых организмов в изменяющихся условиях внешней среды поддерживать постоянство своего химического состава. Недостаток каких-либо веществ в организме компенсируется благодаря деятельности регуляторных систем – нервной и гуморальной.
РитмичностьЭто повторение одного и того же события через равные промежутки времени (спячка животных, чередование фаз сна, отлёт и прилёт птиц), благодаря ритмичности происходит приспособление организма к меняющимся условиям среды.
ЭнергозависимостьЖивые организмы существуют за счёт поступающей из вне энергии (энергия поступает из пищи).
Задание для самостоятельной работы по новой темеЗаполните таблицу:Уровни организации жизниУровни организацииБиологическая системаЭлементы, образующие системуМолекулярный Клеточный Тканевый Органный Организменный Биогеоценотический Биосферный
Выберите один правильный ответ:1.Кодирование и передача наследственной информации начинается на уровне:А) организменномБ) клеточномВ) тканевомГ) молекулярном2. Вирус иммунодефицита человека отличается от холерного вибриона:А) отсутствием митохондрий;Б) наличием кольцевой ДНК;В) отсутствием ДНК;Г) наличием клеточной стенки.
3. Клеточного строения не имеют:А) цианобактерии;Б) водоросли;В) бактерии;Г) вирусы.4. В организме человека нельзя выделить уровень организации:А) молекулярный;Б) организменный;В) популяционно-видовой;Г) клеточный.
Эталоны ответов:1Г; 2Б; 3Г; 4В; 5: А-1; Б-2; В-1; Г-2; Д-2; Е-26: А-4; Б-1; В-5; Г-3; Д-2
Использованные источники1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с. 2. Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил.3. Общая биология [Текст]: учеб. для студентов средних спец. Учебных заведений / Мамонтов С.Г., Захаров В.Б; под ред. В.Н. Бараненковой. – М.: Высшая школа, 2000. – 317 с.: ил.4.Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.5. Яндекс картинки https://yandex.ru/images/search?textD0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8&stype=image&lr=65&noreask=1&parent-reqid=1475903999184409-13365433093687541860103608-sfront6-016&source=wiz