Урок музыки для 8 класса Великая Отечественная война. Вставай, страна огромная!
УРОК ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 8 КЛАССА
ТЕМа: «Великая Отечественная Война и музыка». «Вставай, страна огромная»
Цель урока: показать способность искусства воздействовать на чувства, мысли, поступки человека на примере музыки военных лет «Священная война» А.А. Александрова , «Симфония №7» Д. Шостаковича.
Образовательные задачи – знакомство учащихся с музыкой военных лет; освоение знаний о взаимосвязи музыки и жизни, о воздействии музыки на человека; знакомство с творчеством отечественных композиторов, выдающихся хоровых коллективов, симфонических оркестров.
Развивающие задачи – развитие умения слушать музыку и размышлять о ней; развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся, способности к сопереживанию; развитие исполнительских навыков: вокально-хоровых, музыкально-ритмических; развитие мышления, памяти, воображения; развитие музыкальных способностей.
Воспитательные задачи – воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою страну; воспитание интереса к музыке своего народа, воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Структура урока:
1. Введение в тему урока;
2. Слушание и обсуждение песни А.В. Александрова- В.И Лебедева-Кумача «Священная война»;
4.«Ленинградская» симфонии №7 Д. Шостаковича. Беседа об истории создания, исторической обстановке;
5. Слушание 1части симфонии «Эпизод нашествия», обсуждение услышанного;
6. Домашнее задание.
Тип урока – сообщение новых знаний
Методы обучения: словесные
беседа, рассказ, объяснение;
наглядные: иллюстрации, видео, фото.
Музыкальные: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.
Музыкальный материал: песня «Священная война» А.В. Александрова - В.И Лебедева-Кумача. «Ленинградская» симфонии №7 Д. Шостаковича.
Оборудование: фортепиано, синтезатор, компьютер,стереоколонки,СД диски, мультимидийная доска.
ХОД УРОКА
Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, -
Как один человек весь советский народ
За свободную Родину встанет!
( В.И. Лебедев-Кумач)
1. Введение в тему урока.
Здравствуйте! В этом году мы будем с вами отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне.
ВОЙНА – короткое и жесткое слово, за которым – ГЕРОИЗМ, слезы, боль, смерть.
Великая Отечественная Война никого не обошла стороной. Нет ни одной семьи, у кого не погибли бы отец, сын, брат, сестра, дочь или мать. Для нас этот праздник одновременно горестный и радостный. Радостный, потому что мы победили; горестный, потому что много людей не вернулось с войны, земля была обагрена кровью. Этот праздник напоминает нам о том, что произошло, и о том, что не должно больше НИКОГДА произойти. Сегодня и на протяжении последующих уроков мы с вами будем вспоминать Великую Отечественную Войну, говорить о роли искусства в этой страшной войне.
Давайте перенесемся с вами в то время, в 41-й год. Представьте, что вы жители одного из городов Советского Союза. Лето, каникулы, выпускные... 41-й год... 22 июня... И вдруг, голос Левитана из репродуктора...
СообщениеСовинформбюроонападениифашистской Германии на СССР.
Что бы вы почувствовали, когда услышали сообщение о том, что началась война, что немцы захватывают наши земли, стремительно идут вперед? (Страх, тревогу, недоверие, шок)
Вот что сказал композитор А.В. Александров по поводу начавшейся войны: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это – песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие...»
И действительно, не только те, кто ушел на фронт, помогали своей стране. Люди, оставшиеся в тылу, прикладывали все усилия для победы. Артисты, композиторы, поэты – все творческие люди, которых специально не брали на фронт, посвятили себя, свое творчество людям, военным и работникам тыла, чтобы помочь им выжить, побороть врага, расслабиться в редкую минуту отдыха, не сойти с ума от напряжения, событий, потрясений; чтобы поддержать мужество и решительность защитников Отечества.
2. Слушание и обсуждение песни В.И Лебедева-Кумача - А.В. Александрова «Священная война».
Война подняла весь народ на борьбу с врагом. С первых же дней войны стали появляться военные песни. Уже 27 июня А.В. Александровым на стихи В.И. Лебедева-Кумача была написана легендарная песня «Священная война». Песня стала символом того времени, своеобразным военным гимном.
Послушайте, пожалуйста, внимательно. Подумайте о характере музыки, как композитор использует средства музыкальной выразительности для передачи смысла песни?
·Песня«Священнаявойна»висполненииАнсамбляпесниипляскиим.А.В. Александрова. (Наэкранепроецируетсяплакат«Родина-матьзовет!»).
Что выражает эта песня? Что чувствуется с первых интонаций? (Призыв)
Посмотрите, как начинается песня (слайд с текстом песни):
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Эти слова наполнены патриотизмом, они призывают всю страну встать на бой с фашистами, противостать им. А как призыв выражается в самой музыке? (Интонация призыва.Восходящая мелодия).
Какой ритм у песни? (Прохлопывание ритмического рисунка). (Четкий).
О чем нам это говорит, на что похожа песня? (На марш).
Чертымаршевости, даже слышится солдатская поступь. Как вы думаете, от темпа зависит характер песни? (Да, зависит). Какой здесь темп? (Средний). О чем это говорит, что вы чувствуете? (Напряженность, собранность).
Обратите внимание на то, что поэт сравнивает фашистов с черной силой. Враги налетели на нашу Родину внезапно, неожиданно.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война!
Как хорошо слова соотносятся с мелодией! Какое совмещение несовместимых слов: «ярость благородная»! Почему ярость и вдруг благородная? (Потому что «наше дело правое», мы стоим на защите своего Отечества, а фашисты нападают на нас). Посмотрите на вторую строчку: «Вскипает, как волна». Как эти слова отображены в музыке? Куда идет интонация на этих словах? (На слове «вскипает» - вверх, достигая вершины; «как волна»). Действительно, мелодия движется по нарастающей, постепенно достигая своей наивысшей точки – кульминации.
Обратите внимание, как композитор с помощью ритма, интонации выделяет слова «народная», «священная».
·Припевпесни«Священнаявойна».
Послушайте, что сказал о военных песнях В.И. Лебедев-Кумач: «Должны быть всяческие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, - это самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве и что нам предстоит сделать по линии песен Победы... Надо подойти к созданию песни с трепетом сердечным, с горячей душой. Только так и можно создавать песни, потому что песня – это, прежде всего, взволнованная речь».
Такой взволнованной речью поэта и композитора и самой первой песней Победы, до которой оставалось 4 года, стала «Священная война», бессмертная песня, как назовет ее впоследствии Георгий Жуков, маршал Советского Союза.
Плакат «Родина-мать зовет» художника И.М. Тоидзе и песня «Священная война» оказывали огромное эмоциональное воздействие на фронтовиков. Влияние этих произведений на людей было намного сильнее, чем беседы политруков. Созданный в первые дни войны плакат «Родина-мать зовет!» был размножен миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше даже почтовой открытки фронтовики хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей. Известен случай: бойцы покидали город, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его
3.Разучивание и исполнение песни.
4. «Ленинградская» симфонии №7 Д. Шостаковича.
«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,
моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию»
(Д. Шостакович)
Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих строках глухие их шаги,
Их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
Кто проходил огонь, и смерть, и лед.
Я говорю, как плоть твоя, народ,
По праву разделенного страданья...
(Ольга Берггольц)
В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, сотни тысяч советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион. В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Шостакович начал работу над своей Симфонией №7. Он прежде никому не посвящал свои крупные произведения, но эта симфония стала подношением Ленинграду и его жителям. Композитор был движим любовью к родному городу и этими поистине героическими временами борьбы.
Работа над этой симфонией началась в самом начале войны. С первых дней войны Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог.
Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого уникального музыканта-публициста в голове уже созревал крупный симфонический замысел, посвященный всему происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Вторую он писал в сентябре уже в блокадном Ленинграде.
В октябре Шостакович вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев. В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одном дыхании, работа над финалом двигалась плохо. Неудивительно, что последняя часть долго не получалась. Композитор понимал, что от симфонии, посвященной войне, будут ожидать торжественного победного финала. Но для этого пока не было никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце. И только тогда, когда Красная Армия отогнала фашистов от Москвы,Шостакович смог написать жизнеутверждающий финал симфонии. 27 декабря 1941 г. симфония была закончена. Власти настаивали на срочной премьере. Ведь симфония была посвящена автором подвигу родного города. Ей придавалось политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. Но самая замечательная премьера состоялась в осажденном Ленинграде. Музыкантов для ее исполнения собирали отовсюду, Многие из них были истощены. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета, дирижировал Карл Элиасберг . В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов.В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу - подкормить, подлечить.
Среди оркестрантов был наш земляк - ДжаудатКараматуллович Айдаров, которого нашли в мертвецкой палате одной из больниц и случайно выяснилось, что он еще жив. Вылечили. Айдаров исполнял партию барабана, если б его не нашли играть на барабанах было бы некому и исполнение симфонии было невозможно.
В 1951 году Ж. К. Айдаров закончил дирижерско-хоровое отделение Ленинградской консерватории . Был дирижёром Оркестра народных инструментов Читинского радиокомитета (19511952), художественным руководителем рабочей хоровой капеллы Ижорского завода (19541958), хормейстером карельского ансамбля «Кантеле» и главным хормейстером декады Карельского искусства в Москве (19581959). С 1959 по 1965 год руководил Ансамблем песни и танца Татарской АССР. Под его руководством ансамблю в 1960 году присуждена премия имени Г. Тукая. В 1963-75 годы преподаватель Казанской консерватории, с 1969 по 1973 год директор Средней специальной музыкальной школы при консерватории.В 1975-96 годы преподаватель Казанского музыкального училища. Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1985). Умер 18 ноября 2000 года в Казани.
В день исполнения симфонии все артиллерийские силы были брошены на подавление огневых точек врага. Ничто не должно было помешать этой премьере.Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.
Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны.
Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначалаказалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
Писатель А. Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Кажется, что ученые крысы, покорные воле крысолова, вступают в бой.
Эпизод нашествия написан в форме вариаций на неизменную тему - пассакалии.
Еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему, сходные по замыслу с Болеро Равеля. Он показывал ее своим ученикам. Тема простая, как бы приплясывающая, которую сопровождает бой малого барабана. Она разрасталась до огромной мощи. Сначала она звучала безобидно, даже фривольно, но вырастала в страшный символ подавления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что этот эпизод написан раньше. Так что же хотел изобразить им композитор? Страшное шествие фашизма по Европе. В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. В музыке слышатся стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва.
После мощной кульминации реприза звучит сумрачно и мрачно. Тема главной партии в ней звучит как страстная речь, обращенная ко всему человечеству, полная великой силы протеста против зла. Особенно выразительна мелодия побочной партии, ставшая тоскливой и одинокой. Здесь появляется выразительное соло фагота.
Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Только в коде главная партия звучит в мажоре, как бы утверждая преодоление сил зла. Но издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается.
Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.
Финал симфонии - восхождение к торжеству, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.
9 августа 1942 года. В этот день в осажденном Ленинграде состоялось знаменитое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича.
Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг – главный дирижер оркестра Ленинградского радио. Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. « Действительно, вспоминал кларнетистВиктор Козлов, включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку». Спустя много лет после войны немцы говорили: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»
19 июля 1942 г. симфония прозвучала в Нью-Йорке, и после этого началось ее победное шествие по миру.
5.Слушание и обсуждение «Ленинградской симфонии» д. Шостаковича.
-Что вы испытывали при слушании?
-Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для воплощения музвкальнлго образа?
«Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться...»
(В. А. Гергиев)
6. Д/з и оценка урока.
Подготовить сообщение о роли музыки, песен в годы Великой Отечественной войны.
Учащиеся оценили урок, как эмоциональный. Им захотелось побольше слушать музыку военных лет.
Список использованной литературы:
Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 38. Самойловка Сигиллярии. 1955г.
Надим АЙДАРОВ Служение музыке: страницы воспоминаний Ж. К. Айдарова//Журнал Musicus, № 1 январь-март 2012
Главная песня Великой Отечественной.- Восточно-Сибирская правда, 28 июля 2001
Заголовок 215