Технологическая карта интегрированного урока (химия — биология) на тему Возникновение жизни на Земле

Технологическая карта интегрированного урока (Химия – Биология)
Тема урока: Возникновение жизни на Земле. Химическая эволюция»
Тип урока: по дидактическим целям – изучение нового материала, по используемым методам обучения – проблемный.
Дидактическая цель: создание условий для активного осмысления новой учебной информации.
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть понятие жизни;
Познакомить учащихся с основными гипотезами о возникновении жизни.
Раскрыть различия в подходах к объяснению возникновения жизни с религиозной и научной позиций.
Показать, как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления научных знаний.
Раскрыть этапы химической эволюции согласно современной теории возникновения жизни на Земле.
Развивающие:
Развивать умения находить необходимую информацию в тексте;
Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать свои знания и знания одноклассников;
Развивать умение находить взаимосвязь: строение – структура – функции.
Развивать умения работать творчески, умения мыслить и рассуждать.
Воспитательные:
Обеспечить условия сотрудничества преподавателя и учащихся в процессе педагогических технологий на основе активации и интенсификации деятельности учащихся.
Содействовать воспитанию у детей уважения к историческому пути познания, создавать условия для воспитания любви ко всему живому.
Содействовать формированию мировоззренческих идей познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Патриотическое воспитание.
Межпредметные связи – химия, биология
Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания об основных этапах возникновения и развития жизни на Земле.
Личностная значимость материала: каждый человек – частица органического мира.
Методы и методические приемы:
Эвристическая беседа
Работа с ключевыми терминами
Проблемное изложение
Работа в парах (группах)
Работа с информационным текстом
Ключевые понятия урока: жизнь, свойства живых организмов (обмен веществ, саморегуляция, наследственность, изменчивость, дискретность, рост, развитие),полимеры, биополимеры, мономеры, реакции полимеризации, поликонденсации, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты, виды РНК, ДНК, нуклеотид, химическая связь (ковалентная полярная, пептидная, водородная), аллотропия.
Понятия, знания которых необходимо для успешного усвоения материала:
Полимеры, мономеры, биополимеры, реакции полимеризации, поликонденсации, репликация ДНК, биосинтез белка, функции белка, функции РНК.
Материалы и оборудование:
Средства мультимедиа (проектор,экран широкомасштабной визуализации)
Электронная урок – путешествие «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Модель «Строение ДНК»
Дидактический материал: мыслительный лист, информационные листы (основные теории возникновения жизни на Земле)
Плакаты, маркеры, доска.
Ход урока:

1. Этап учебного занятия: Организационный момент.
Время: 1 минута
Цель: Включение в деловой ритм и подготовка студентов к работе.
Компетенции: Знать правила поведения на уроке. Уметь готовиться к уроку.
Методы и методические приемы: словесный метод
Форма: фронтальная беседа
Используемые цифровые ресурсы: нет
Деятельность преподавателя
Деятельность студента

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку. Приветствуют преподавателя.


2. Этап учебного занятия: Актуализация знаний об эволюции.
Время: 3 минут
Цель: Контроль усвоения знаний
Компетенции: Знать движущие силы эволюции, основные направления эволюции.
Методы и методические приемы: фронтальный опрос.
Используемые цифровые ресурсы: нет
Деятельность преподавателя
Деятельность студента

Проводит фронтальный опрос
Участвуют во фронтальном опросе.


3. Этап учебного занятия. Изучение нового материала.
Время: 15 минут.
Цель: Настроить на осознанное восприятие нового материала; раскрыть понятие жизни, вспомнить основные свойства живых организмов, рассмотреть основные теории о возникновении жизни на Земле, выяснить основные условия возникновения жизни на Земле.
Компетенции: умение быстро включаться в работу, слушать, выбирать главное, воспринимать цели, обобщать, делать выводы.
Методы и методические приемы: проблемное изложение, эвристическая беседа, мозговой штурм, сообщения учащихся, работа с информационными листами, работа в группах.
Используемые цифровые ресурсы: нет
Деятельность преподавателя
Деятельность студента


1.Активизация познавательной деятельности
Постановка познавательной задачи урока
Проводит эвристическую беседу:
А) Когда, где и как возникла жизнь?
Б) Какие основные условия были необходимы для ее возникновения?
В) Что такое жизнь?
Г) Чем живое отличается от неживого?
Сформулируйте цели урока?
2. Работа с понятием «жизнь»





3. Почему именно белкам и нуклеиновым кислотам отводится главная роль в жизни?

4. Благодаря чему ни способны выполнять эти функции?

5. Какие вещества называются полимерами? Почему белки и нуклеиновые кислоты называют биополимерами? С помощью, каких реакций образуются полимеры? В чем различие этих реакций?
6. Напишите уравнения полимеризации на примере этилена, поликонденсации на примере образования аланилглицилглицина.


7. Какая связь между атомами углерода в полиэтилене?
Между атомами С и N в молекуле пептида? Какая связь называется пептидной?

8. Постановка познавательной задачи. Как человек изучает явления, происходящие в природе?
Чем гипотеза отличается от теории?

Существует несколько теорий, которые пытаются объяснить где, как и когда возникла жизнь. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными из них.
Инструктирует о работе с информационными листами.
Ваша цель раскрыть сущность предложенной вашему вниманию теории, узнать, кто является сторонником данной теории, познакомить остальных с данной теорией, составив опорный конспект.
9. Самостоятельная работа с информационным текстом.
Выступление лидеров групп.

Могут ли данные теории на сегодняшний день объяснить нам как возникла жизнь?
А почему? Что нужно знать, чтобы предположить, как возникла жизнь?

Вспомните из курса географии, истории, что собой представляла планета Земля в те далекие времена?
Что происходило на Земле? Какой была атмосфера Земли? Мы выяснили в начале урока, что жизнь есть там где есть белки и НК? Были ли они в тогда на Земле? Какие газы присутствовали? Был ли кислород? Почему?
Как могли возникнуть органические вещества – белки и нуклеиновые кислоты?
Чтобы ответить на все наши вопросы, выяснить, правы ли мы в своих предположениях предлагаю отправиться в путешествие на космическом корабле в те далекие времена. В ходе путешествия, будьте внимательны, можете делать записи на мыслительных листах. Счастливого полета!
Просмотр электронного урока.
45 минут

Участвуют в эвристической беседе.

Слушают преподавателя.

Формулируют тему урока и записывают ее на мыслительном листе «Возникновение жизни на Земле. Химическая эволюция»

Формулируют цели и задачи урока.
 
 2 учащихся выступают перед классом с диалогом «Спор скептика и оптимиста», знакомят с понятиями жизни, которые дали Ф.Энгельс и Волькенштейн.
Работа с определениями жизни, которые записаны на мыслительном листе.
 Учащиеся формируют основные функции белков и нуклеиновых кислот.


Рассматривает строение белков и нуклеиновых кислот.

Дают понятие полимерам, биополимерам.

Продолжают участвовать в беседе: с помощью реакций полимеризации и поликонденсации.
Записывают уравнения полимеризации этилена, с образованием полиэтилена. Работа с понятиями: мономер, структурное звено, степень полимеризации.
Записывают уравнения реакции поликонденсации, находят признаки сходства и отличия этих реакция.
Определяют типы химической связи (в полиэтилене между атомами С – С ковалентная неполярная, одинаковая электроотрицательность; в пептиде пептидная).

Отвечают (выдвигает гипотезу).
Находят различия между гипотезой и теорией.







Учащиеся делятся на 4 группы (креационизм, панспермии, самозарождения) . Работают с информационными листами, делают опорный конспект на ватманах.
Опорный конспект
Название теории
Сущность теории
Сторонники теории
Доказательства теории

Защита опорных конспектов.

Нет


Когда? И где?
Называют примерные даты возникновения жизни.
Выдвигают предположения.

Рассуждают, отвечают на вопросы.
Выясняем. Что на Земле присутствовали вулканические газы, называют их, записывают в мыслительные листы.


Из аминокислот, углеводов, липидов.





Просматривают электронный урок, делаю записи в мыслительных листах, отвечают на вопросы викторины.


4. Этап учебного занятия Закрепление знаний.
Время: 15 минут
Цель: проверить степень усвоения знаний по теме: «Возникновения жизни на Земле»
Компетенции: умение быстро включаться в работу, слушать, выбирать главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Методы и методические приемы: наглядно-практические: схема «Условия возникновения жизни на Земле»,

Деятельность преподавателя
Деятельность студента

Эвристическая беседа
Кто является автором современной теории возникновения жизни на Земле?
Почему первые этапы возникновения жизни – это химическая эволюция?
Какой была первичная атмосфера Земли?
Под действием, каких условий возникла жизнь?
Какой результат этих воздействий? 
С какого этапа начинается биологическая эволюция?
А почему именно в воде возможна была жизнь?

Рефлексия. Сделайте вывод по сегодняшней теме урока.

Оцените свою работу на уроке, ответив на вопросы мыслительного листа.
Участвуют в эвристической беседе.
Делают записи в мыслительном листе.




Размышляют, письменно оформляют свои мысли.





Выходят «скептик» и «оптимист», ведут диалог.

Делают выводы к уроку.
 

Отвечают на вопросы.



5. Этап учебного занятия Заключительная часть
Время: 1- 2 минуты
Запишите, пожалуйста, домашнее задание.
Домашнее задание
1. § 51, стр. 183 – 185,
2. предложить свою гипотезу о возникновении жизни на Земле, попробовать доказать её.
3. используя, дополнительную литературу, интернет – ресурсы познакомится с теориями, которые мы не рассмотрели на сегодняшнем уроке.
Большое спасибо всем за работу. Вы сегодня очень хорошо отвечали и заработали за урок следующие оценки (комментарии оценок).
В заключении отмечу: мы всегда вынуждены находиться в мире предположений и догадок. Возможно, быстрое развитие науки и техники откроет нам новые горизонты исследований, и появятся новые проблемы, решения которых приведет нас к разгадке тайн природы.








13PAGE 15


13PAGE 14115