Современные представления о возникновении жизни

Современные представления о возникновении жизни.

Целевые ориентации урока
Личностные: формирование понимания значения образования для повседневной жизни и осознание выбора профессии учащимися.
Метапредметные: формирование исследовательских навыков, смыслового чтения.
Предметные: формирование материалистических представлений о возникновении жизни на планете Земля, установление причинно – следственных связей в процессе познания, решение вопросов проблемного характера.
Планируемые результаты:
Личностные умения: понимание значимости эволюционной теории о происхождении жизни на Земле, умение оценивать теорию С. Миллера и А. И. Опарина о разрешении проблемы происхождения жизни, понимание необходимости уважительного отношения к работам отечественных биологов о происхождении жизни, умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, оперировать как фактами так и доказательствами
Метапредметные умения:
познавательные: умение найти, выделить и формулировать познавательные цели темы; примение методов информационного поиска; работать по смысловому чтению; моделирование; выявление причинно-следственныех связей, выстраивание логические цепочки рассуждений;
коммуникативные: владение монологической и диалогической формой речи, участие в дискуссии, умение слушать одноклассников, понимание их позиции; умение учитывать мнения других; находить ответы на вопросы;
регулятивные: планирование, прогнозирование, целеполагание, организация различных видов деятельности, адекватное восприятия информации, составление плана ответа, корректирование, оценивание результатов работы.
Предметные умения:
Ученик должен уметь: давать определение понятиям; находить информацию по проблеме происхождения жизни; проводить анализ и оценивать работы С.Миллера и А.И.Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле; характеризовать роль эксперимента при разрешении проблемы; объяснять вклад эволюционной теории в формировании целостной научной картины мира; высказывать свою точку зрения о сложности вопроса происхождения жизни на Земле.
Ученик должен знать: ключевые понятия темы, теории происхождения, химическую и биологическую эволюцию жизни на Земле.

Организация образовательного пространства
Ресурсы: видеофрагмент, смысловое чтение, карточки-задания
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная
Ход урока
I. Актуализация и проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
1. Каковы были первые взгляды на вопросы возникновения жизни на Земле?
2. Как развивались представления о возникновении жизни позже?
3. Кто продолжил развитие идей Ф. Реди в дальнейшем?
4. Какие же гипотезы сформировались об изначальном появлении жизни на Земле? Индивидуальная работа
Представление творческих работ (мини–проектов) по результатам выполнения домашнего задания о гипотезах возникновения жизни на Земле
Критерии оценивания представления учащимися мини-проекта
Оценивание проекта


Критерии оценки
Предлага-емые
баллы
Выставленные баллы




Проект №1
Проект
№2
Проект
№3
Проект
№4
Проект №5
Проект №6

1
Четко поставлена цель проекта, раскрыта актуальность темы
2








Не поставлена цель проекта или раскрыта актуальность темы
0







2
Тема проекта раскрыта достаточно полно
4








Тема проекта раскрыта не полностью
2







3
Наличие вывода или практических рекомендаций
2








Отсутствие вывода или практических рекомендаций
0







4
Защита проекта выполнена на основе творческого подхода, с использованием наглядно иллюстративного материала
4







5
Ответы на вопросы в ходе презентации убедительны
4








Ответы на вопросы не убедительны
0







6
Итого:
18 или менее








II. Мотивационная деятельность
Существует много теорий возникновения жизни на Земле. Каждая из них по-своему интересна и заслуживают внимания.
Всегда ли жизнь была,
Иль создана могучею рукою?
Из космоса она пришла,
Иль зарождаться может заново, в покое?
Мы будем спорить, это обсуждать,
Доказывать, опровергать.
Нам чашу знаний нужно до конца испить...
Загадку жизни мы сумеем разрешить!

Показ видеофрагмента фильма «Возникновение жизни на Земле»

Целепологание (учащиеся сами называют тему урока и формулируют проблему происхождения жизни на Земле).
III. Учебно-познавательная деятельность
Групповая работа с текстом учебника п.15
Задания 1 группе - изучить текст учебника стр.89 – 92 назвать основные положения естественнонаучной теории происхождения жизни отечественным биохимиком А.И Опариным и американским ученым С. Миллером.
Задания 2 группе – изучить текст учебника стр. 92 и ответить на вопрос. Какие условия были на Земле, когда возникли первые организмы? Почему в водах мирового океана могла происходить химическая эволюция?
Задания 3 группе – изучить текс учебника стр. 92 – 95 рассказать, как возникли пробионты и описать , как могло происходить усложнение внутреннего строения первых организмов.
Афиширование результатов работы в группах
Подведение итогов работы в группах
Этапы эволюции:
1-й этап – абиогенный синтез низкомолекулярных органических веществ (биомономеров) из неорганических веществ.
2-й этап – образование биополимеров, полинуклеотидов, белково-липидных систем и др.
3-й этап- появление коацерватов (пробионтов).
4-й этап – возникновение молекул нуклеиновых кислот, способных к самовоспроизведению.
Диагностика качества освоения темы на базовом уровне.
Фронтальная работа
Вопросы и задания базового уровня:
1. Дать определение: химическая эволюция
2. Назовите этапы химической эволюции.
3. Кто экспериментально подтвердил абиогенный синтез?
4. Что такое коацерваты?
IV. Интеллектуально – преобразовательная деятельность
Парная работа
Задания. На каждый стол учитель выдает перечень вопросов на бумажном носителе. Каждая мини группа отвечает на вопросы. Ответ нужно найти в тексте учебника.
1. Каким образом образовались клеточные мембраны у коацерватов. Что в этом положительного?
2. Почему стало возможна способность к самовоспроизведению у коацерватов?
3. Какой способ питания был у первых существ? Почему?
4. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов?
5. Почему первые живые организмы были анаэробными?
6. Почему возникло аэробное дыхание?
7. Почему стал возможен выход организмов из воды на сушу? Этап проверки последнего задания с расширенными пояснениями.
Самостоятельная работа по смысловому чтению. Работа с текстом о происхождение и эволюции жизни на Земле.
Вопросы и задания к тексту:
1. Придумайте заголовок, наиболее точно передающий идею текста. Аргументируйте свое предложение.
2. Что составляет предмет обсуждения в тексте? Дайте определение жизни.
3.С какими другими предметами и понятиями связано понятие жизни?
4. Почему не существует общепринятого определения жизни?
5. Как вы думаете, как будут развиваться события в отношении борьбы человечества за выживаемость?
6.Подберите эпиграф к тексту, используя известные высказывания, афоризмы и изречения известных вам людей.
Критерии оценивания текста
Всего учащийся может набрать – 9 баллов
Шкала перевода баллов в оценку:
8 – 9 баллов - «5»
6 – 7 баллов - «4»
4 – 5 баллов - «3»
менее 3 - «2»
коллективная работа: сформулировать вывод по изученной теме
1. Наиболее распространенной гипотезой происхождения жизни на Земле является гипотеза Опарина – Бернала.
2. Жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. Биологической эволюции предшествовала химическая. Переход от неживого к живому – биопоэз.
Индивидуальная работа: сообщение учащегося о противниках современной теории происхождения жизни на Земле.
У каждого из вас своя дорога в жизни. Все они будут разные. И может быть кто-то из вас станет ученым – биологом и разрешит проблему, которую мы старались решить на этом уроке. Хочется дать вам напутствие и выразиться словами матери Терезы. Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, родилась в г.Скопье, современная Югославия (1910-1997г) – это женщина, которая неустанно занималась благотворительностью. Католическая монахиня, известная всему миру миссионерской деятельностью, в 1979 году была удостоена Нобелевской премией. Это имя уже стало именем нарицательным. Но мир помнит о ней.
«Жизнь – возможность, используйте ее,
Жизнь – красота, восхищайтесь ею,
Жизнь – мечта, осуществите ее,
Жизнь – игра, сыграйте ее».
V. Оценочно – рефлексивная деятельность.
Вы ожидали, что сегодня вам придется много потрудиться?
Какое настроение было у вас во время напряженной работы?
Оцените в баллах, на сколько вы проявили интерес.
10 баллов – очень заинтересовались;
5 баллов – было интересно, но не очень;
2 балла – не заинтересовала эта проблема.
Всем учащимся учитель объявляет благодарность за трудолюбие, коммуникабельность, настойчивость достижения намеченных целей.
Домашнее задание
Для всех учащихся - п. 15 вопросы для повторения и задания
По выбору – стр. 95 подумайте и выполните
Продвинутая группа стр. 95 – 96 работа со смысловым текстом












Лист самооценки учащегося
Фамилия Имя учащегося ______________________________
Этапы урока
Содержание знаний
Выставленные баллы в и отметки

i.актуализация
Фронтальный опрос:
1. Каковы были первые взгляды на вопросы возникновения жизни на Земле?
2.Как развивались представления о возникновении жизни позже?
3. Кто продолжил развитие идей Ф. Реди в дальнейшем?
4. Какие же гипотезы сформировались об изначальном появлении жизни на Земле?
Индивидуальная работа
Представление творческих
мини проектов
1 правильный ответ – 1балл





Максимальное количество
баллов - 18

III.Учебно-познавательная деятельность

Групповая работа с текстом учебника п.15

Фронтальная работа
Вопросы и задания базового уровня:
1. Дать определение: химическая эволюция
2. Назовите этапы химической эволюции.
3. Кто экспериментально подтвердил абиогенный синтез?
4. Что такое коацерваты?

2 балла – полный развернутый ответ;
1 балл – ответ неполный
1 правильный ответ – 1 балл

IV. Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Парная работа
1. Каким образом образовались клеточные мембраны у коацерватов. Что в этом положительного?
2. Почему стало возможна способность к самовоспроизведению у коацерватов?
3. Какой способ питания был у первых существ? Почему?
4. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов?
5. Почему первые живые организмы были анаэробными?
6. Почему возникло аэробное дыхание?
7. Почему стал возможен выход организмов из воды на сушу? Этап проверки последнего задания с расширенными пояснениями.

Самостоятельная работа по смысловому чтению. Работа с текстом о происхождение и эволюции жизни на Земле.
Вопросы и задания к тексту:
1. Придумайте заголовок, наиболее точно передающий идею текста. Аргументируйте свое предложение.
2. Что составляет предмет обсуждения в тексте? Дайте определение жизни.
3.С какими другими предметами и понятиями связано понятие жизни?
4. Почему не существует общепринятого определения жизни?
5. Как вы думаете, как будут развиваться события в отношении борьбы человечества за выживаемость?
6.Подберите эпиграф к тексту, используя известные высказывания, афоризмы и изречения известных вам людей.

1 правильный – 1 балл












Всего учащийся может набрать – 9 баллов
Шкала перевода баллов в оценку:
8 – 9 баллов - «5»
6 – 7 баллов - «4»
4 – 5 баллов - «3»
менее 3 - «2»








Критерии оценивания текста
Ответы
Критерии оценивания

Вопрос 1. Придумайте заголовок, наиболее точно передающий идею текста. Аргументируйте свое предложение.
Деятельность: определение учебной задачи
1 балл – правильный ответ

Вопрос 2 Что составляет предмет обсуждения в тексте? Дайте определение жизни
Деятельность: выявление информации в тексте
1 балл – правильный ответ

Вопрос 3 С какими другими предметами и понятиями связано понятие жизни?
Деятельность: выявление информации в тексте
1 балл – правильный ответ

Вопрос 4 Почему не существует общепринятого определения жизни?
Деятельность: применение полученных знаний

2 балла – ответ правильный, полный
1 балл – ответ включает не все элементы

Вопрос 5 Как вы думаете, как будут развиваться события в отношении борьбы человечества за выживаемость?
Деятельность: выявление информации в тексте
1 балл – ответ правильный

Вопрос 6 Подберите эпиграф к тексту, используя известные высказывания, афоризмы и изречения известных вам людей.

Деятельность: формулирование ответа с использованием дополнительных знаний
2 балла – ответ соответствует
1 балл – допущена неточность в ответе



Текст для смыслового чтения
Долгое время в отечественной науке использовалось определение жизни Ф.Энгельса, согласно которому она «есть способ существования белковых тел, продлевающих свое пребывание в мире путем самообновления химических составляющих этих тел». И.Н. Смирнов предложил свое определение: «Жизнь это частичная, непрерывная, прогрессирующая и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов, способ бытия систем, поддерживающих свое существование посредством преобразования и использования окружающей среды». Существует так же философское, религиозное и естественно научное определение жизни, но общепринятого определения нет. Ученые нашего времени, исследуя проблему жизни, выявили наличие общих свойств у всех живых организмов. Жизнь на Земле характеризуется обилием разнообразных форм, обладающих своеобразием строения и разнообразием функций. Живые организмы обладают двумя важнейшими признаками: целостностью и самовоспроизведением. В ходе эволюции организмы выработали способность существовать в относительной независимости от общественной среды, обладают способностью к раздражимости, росту, изменчивости, размножению, наследованию свойств. Иными словами, жизнь является результатом реализации внутренних глубинных свойств материи. Эти свойства в живых организмах используются путем самоорганизации для продления их существования во времени. Каждое живое существо на Земле проходит определенные этапы: оно возникает, развивается, достигает зрелости, стареет и умирает. Поддержание жизни возможно за счет поступления в организм вещества и энергии внешнего мира, которые он должен найти и употребить. Использование достижений в области изучения жизни способствовало совершенствованию знаний о природе и характере единства биологического и социального. Появление человеческого сознания означает одновременно и возникновение осознаваемых форм организации поддержания жизни. Человеческое сознание сейчас используется для качественно нового отношения к поддержанию жизни. Организация процессов жизнеобеспечения опирается на представления людей об их норме и патологии. Эти представления формируются на основе выявления и прояснения ценностей, содействующих поддержанию нормальной жизни людей. Необходимость улучшения жизни людей стимулирует развитие науки, накопление знаний и их последующее применение на практике. Движение человечества к совершенствованию условий жизни привело сегодня к тому, что люди, стали жить в безопасных условиях. Производство новых научных знаний и их применение в условиях современной цивилизации становится важной социальной задачей. В современных условиях от успешности функционирования науки и практики, применения научных знаний в производстве материальных благ зависит исход борьбы человечества за выживание.











ђђ Заголовок 1ђђ Заголовок 2ђђ Заголовок 3ђђ Заголовок 4ђђ Заголовок 5ђђ Заголовок 6ђђ Заголовок 7ђђ Заголовок 8ђђ Заголовок 915