Рабочая программа внеурочной деятельности Мы и окружающий мир 1-4 классы


ПРОГРАММА
внеурочной деятельности научного клуба младших школьников
«Мы и окружающий мир»
(135 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях права ребенка в Российской Федерации», редакция от 13.07.2015 г.
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3 «Образование», редакция от 08.08.2009 г.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Указом Президента РФ от 4.02.2010 г. №271.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), 2010 г.
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ гимназии №120 (ООП НОО).
Авторская программа по С.Н.Ямшина - «Программы по внеурочной деятельности», М.: Академкнига/Учебник, 2013 г. – Ч.1: 240 с)

Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников 1-4 классов МАОУ гимназии №120 в школьном научном сообществе (научном клубе) «Мы и окружающий мир» на основе авторской программы С.Н. Ямшиной с учётом особенностей образовательного учреждения и социального заказа. Имеет спортивно-оздоровительную, социальную и общекультурную направленность.
Форма организации внеурочной деятельности: школьное научное сообщество.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира. Форма организации внеурочной деятельности: школьное научное сообщество. Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки. Первый класс считается подготовительным к вступлению в научный клуб «Мы и окружающий мир». В конце первого класса учащиеся выполняют практическую работу, которая позволяет им стать членами научного клуба (учебник «Окружающий мир»,1 класс, с.76–77). Вступить в клуб можно и во 2–4 классах, выполнив задания для членов клуба. Начиная со второго класса идет непосредственная деятельность школьного научного сообщества. Переписка может осуществляться через почтовое письмо. Ответы на задания можно присылать по следующему адресу: 117997 Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607, клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир». В учебниках 2– 4 классах «Окружающий мир» расположены задания для членов клуба и учащихся, собирающихся вступить в клуб. Задания обозначены с помощью условного обозначения «Напиши нам письмо» (конверт) и появляются не чаще одного раза в четверть. Для учащихся, желающих участвовать в электронной переписке существует web-клуб, его электронный адрес naych_club@ mail.ru. В web-клуб можно присылать задания, расположенные в корпусе учебника, а также задания, выполненные ребенком в рамках деятельности школьного научного сообщества.
По результатам переписки в течение 4 лет самым активным учащимся высылаются сертификаты участника научного клуба «Мы и окружающий мир», а педагогам — сертификаты организатора внеурочной деятельности.
Место занятия в плане
Продолжительность курса внеурочной деятельности научного клуба «Мы и окружающий мир» определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В рамках деятельности курса расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное или внеаудиторное занятие 1 раз в неделю.
Объем часов в год: 33 ч — 1 класс; 34 ч — 2–4 классы
Класс Кол-во часов
1 класс 33
2 класс 34
3 класс 34
4 класс 34
Итого: 135 часов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья. Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Готовимся стать членами клуба «Мы и окружающий мир» (68часа)
Тема 1. Школьник и его жизнь в школе. Презентация «Я—первоклассник»
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — самопрезентация. 1час: Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой портрет. 1час: Я и моя семья (возможно с привлечением родителей). Примечание к теме 1. Материал, подготовленный учащимися о себе и семье, можно использовать для оформления портфолио учащегося.
Тема 2. Школьник и его жизнь в школе. Что такое научный клуб
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — диалог. Что такое научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (работа по учебнику «Окружающий мир» 1 класс, с. 74–75). Кто может вступить в клуб. Какие вопросы из окружающего мира интересуют учащихся (для уточнения тематического планирования). Мое домашнее животное или растение (рисунок, рассказ).
Тема 3. Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по городу (селу и т.п.). Где можно узнать адрес дома? Как найти человека, зная его адрес. Адрес моей школы.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита минипроекта «Путешествие от дома до школы».
Тема 4. Живая и неживая природа. Кто живет в цветке или для чего нужна лупа? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в лес. Как можно рассматривать окружающий мир. В чем отличия живой и неживой природы. Что такое лупа. Насекомые — часть
живой природы. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Оформление настольной игры «Живое–неживое».
Тема 5. Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа?
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Кожа — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Что можно увидеть на коже через лупу. Уход за кожей. Правила безопасности.
Тема 6. Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый?
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Язык — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Секреты языка. Правила ухода за полостью рта. Правила безопасности.
Тема 7. Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Опыт со снегом. Как очистить загрязненную воду. Что такое фильтр. Какие бывают фильтры. Как сделать фильтр своими руками. Подготовка отчета о выполненной работе в форме фотографий, рисунков.
Тема 8. Времена года. Почему год круглый?
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, путешествие по временам года. Времена и месяцы года. Когда я родился. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. Игры на каждое время года.
Тема 9. Человек — часть природы, или чем я отличаюсь от живых организмов.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Человек — часть живой природы. Отличия человека от живых организмов. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка.
Тема 10. Живая и неживая природа. Как путешествуют растения? Основные способы распространения растений. Возможно проведение экскурсий.
Аудиторное (2 ч). Защита мини-проекта «Путешествие семян». Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка, фотографий.
Тема 11. Природа моего края. Что такое Красная книга?
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Исчезающие растения и животные родного края. Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу. Оформление результатов наблюдений с помощью книжки-малышки.
Тема 12. Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой?
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Помощь животным.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Конструирование кормушки.
Тема 13. Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера.
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Подготовка к защите проекта «Календарь природы».
Тема 14. Природные явления. Правила безопасного поведения. Внеаудиторное (1ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Природные явления: снег, ветер…
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Правила безопасного поведения при сходе снега и падании сосулек. Подготовка к защите проекта «Календарь природы».
Тема 15. Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно?
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Признаки весны (высокое солнце, тело, таяние снега и льда, прилет птиц и т.п.).
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Защита проекта «Календарь природы».
Тема 16. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. На конференции учащиеся представляют свои творческие работы, выполненные в течение учебного года.
На конференцию можно пригласить учащихся других классов, родителей.
Тема 17. Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб!
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Учащиеся самостоятельно выполняют задания для будущих членов клуба «Мы и окружающий мир», расположенных в учебнике 1 класса «Окружающий мир» (с. 76–77). Учитель и родители помогают заполнить два конверта!
2 класс
Деятельность научного клуба младшего школьника
«Мы и окружающий мир» (34 часа)
Тема 1. Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом!
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Живая и неживая природа. Где и как найти ответы на вопросы (энциклопедия, атлас, Интернет и т.п.).
Тема 2. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вода. Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 59–60).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Олимпиада проводится в два этапа: 1 этап — практическая часть. Опыт «В любом растении есть вода», «Какая вода чистая».2 этап — ответы на вопросы олимпиады. Подведение итогов, отчет.
Тема 3. Для чего растениям солнце. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Жизнь и значение растений». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 70–71).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, сад. Наблюдения за растениями. Значение солнца в жизни растений.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта, олимпиада «Жизнь и значение растений в жизни человека».
Тема 4. Красная книга. Растения нашего края. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Размножение растений». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 85–86).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, сад. Способы размножения растений нашего края.
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «Размножение растений», олимпиада «Дыхание, питание и размножение растений».
Тема 5. Практическая мини-конференция. Тема «Культурные растения». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Классификация растений». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 107–108). Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятий — практическая работа, олимпиада. 2 часа — практическая мини-конференция «Культурные растения нашего края»; 2 часа — олимпиада. Культурные растения. Классификация растений. Размножение растений. Рисунок «Моё любимое растение».
Тема 6. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».
Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 119–120). Форма проведения занятия — конкурс, практическая работа.
Аудиторное (2 ч). Звезды и планеты. Живая и неживая природа. Сезонные изменения в природе. Свойства воздуха и воды. Размножение растений. Разработка экологических знаков. Заповедные места твоего края.
Тема 7. Как защищаются животные? Внимание, конкурс!
Выполняем олимпиадные задания «Животные и их разнообразие». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 41).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — практическая работа, олимпиада. 1 час — защита животных. Способы защиты диких животных от хищников. 1 час — олимпиада. «Животные и их разнообразие».
Тема 8. Для чего необходим режим дня. Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — практическая работа. Защита проекта «Режим рабочего и выходного дня». Правила здорового образа жизни.
Тема 9. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Органы чувств человека». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 70). Форма проведения занятий — олимпиада Аудиторное (2 ч). Олимпиада «Органы чувств человека». Значение природы в жизни человека.
Тема 10. Как избежать беды. Правила безопасного поведения на улице и дома. Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 90).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по улицам города, поселка. Правила безопасного поведения на улице. Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «Правила безопасного поведения». Ответы на данные задания отправляются почтовым письмом в клуб для участия в конкурсе.
Тема 11. От кого зависит чистота на улице. Проект «Самый чистый школьный двор». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания. Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 91).
Внеаудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — экскурсия на школьный двор. Анализ состояния школьного двора. Акция «Убери школьный двор».
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — олимпиада. Правила безопасного поведения на улице.
Тема 12. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 119, 121). Форма проведения занятия — конкурс.
Аудиторное (2 ч). Разновидности животных. Охрана животных. Условия для жизни человека. Правила гигиены (конкурс разработки предупреждающих знаков) Правила здорового и безопасного образа жизни. Государственная символика. Исторические достопримечательности моего края.
Тема 13. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 2 класс.
3 класс
Деятельность научного клуба младшего школьника
«Мы и окружающий мир» (34 часа)
Тема 1. Письмо экологам. Учебник окружающего мира (3 класс, часть 1, с. 6).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Наблюдение за жизнью животных и растений летом. Экологическая обстановка в родном крае. Обсуждение деятельности работы научного клуба младших школьников на учебный год.
Тема 2. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Ориентирование на местности. Компас». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 42).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Глобус и карта: сходство и различие. Ориентирование на местности
с помощью компаса.
Тема 3. Фотоконкурс «Живая и неживая природа».
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Тела. Вещества. Частицы». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 56).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк. Фотографирование объектов живой и неживой природы.
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, олимпиада. Подготовка к выставке «Этот удивительный мир». Олимпиада. Тела живой и неживой природы. Отличия тела
от вещества.
Тема 4. Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 75).
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — выставка фото, рисунков. Проведение выставки «Этот удивительный мир».
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Свойства воды в газообразном, жидком и твердом состоянии.
Тема 5. Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!». Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 95).
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Источники загрязнения воды в нашем крае. Способы очистки воды. Значение воды в жизни человека.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Свойства воды.
Тема 6. Выполняем олимпиадные задания «Свойства воздуха» (3 класс, часть 1, с. 109).
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — лабораторный практикум. Практическое рассмотрение свойств воздуха.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Описание результатов лабораторной работы.
Тема 7. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 123, 124).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурс. Карта, глобус, меридиан. Ориентирование по физической карте России. Стороны горизонта. Тела, частицы, вещества. Свойства воздуха и воды. Темы заседаний научного клуба.
Тема 8. Мини-конференция «Береги дары природы». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 2, с. 29).
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — конференция. Коллекции полезных ископаемых родного края. Охрана полезных ископаемых родного края. Проект природоохранных знаков «Береги полезные ископаемые».
Тема 9. Безопасное поведение в лесу. Конкурс экологических знаков.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Тема 10. Помощь животным весной. Доклады. Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 2, с. 102).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Проект «Скворечник своими руками». Доклады для первоклассников «Как помочь животным весной».
Тема 11. История моего края (города, села, поселка).
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — проектная работа.
Тема 12. Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по времени. Золотое кольцо России». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 2, с. 123).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Древнерусские города. Золотое кольцо России.
Тема 13. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (3 класс, часть 1, с. 137–139).
Ответы на данные задания отправляются почтовым письмом в клуб для участия в конкурсе.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурс. Полезные ископаемые. Почва. Человек и природные сообщества. Исчезающие животные родного края.
Тема 14. Конференция. Защита портфолио. Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба
«Мы и окружающий мир» за 3 класс.
4 класс
Деятельность научного клуба младшего школьника
«Мы и окружающий мир» (34 часа)
Тема 1. Культура моих предков.
Внеаудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в исторический (краеведческий, школьный) музей.
Тема 2. Традиции, праздники моего народа, моей семьи.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — проект. Народные праздники. Любимый праздник моей семьи.
Тема 3. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вращение Земли». «Природные зоны». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1, с. 64).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. Природные зоны.
Тема 4. Роль леса в жизни людей.
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба.
Тема 5. Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края. Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1, с. 141, 145).
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — проект.
Тема 6. История моей школы.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — проект.
Тема 7. Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 1, с. 64).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурс.
Тема 8. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 41–42).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Как устроен организм человека. Органы пищеварения, кровообращения и дыхания. Как человек двигается. Нервная система человека.
Тема 9. Человек — часть природы.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция.
Тема 10. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 67–68).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Органы чувств человека. Органы пищеварения и дыхания.
Тема 11. 10 городов мира, которые надо увидеть. Внимание,конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по странам мира». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 91–92).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — проект.
Тема 12. Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — проект.
Тема 13. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Москва как летопись истории России». Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с.1–7–108).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Достопримечательности Москвы. Бородинская битва. Герои Великой Отечественной войны.
Тема 14. Человек в мире природы и культуры. Учебник «Окружающий мир» (4 класс, часть 2, с. 160).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Тайны твоего организма. Государства и столицы мира. Конституция Российской Федерации.
Тема 15. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — итоговая конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба
«Мы и окружающий мир».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
33 часа в год, 1 раз в неделю
№ п\п Тема занятия Кол-во часов
Школьник и его жизнь в школе. Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой портрет. 2
Я и моя семья. 2
Школьник и его жизнь в школе. Что такое научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир». Кто может вступить в клуб. 2
Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать? 2
Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать? Защита минипроекта «Путешествие от дома до школы». 2
Живая и неживая природа. Кто живет в цветке или для чего нужна лупа? 2
Живая и неживая природа. Творческая работа. Оформление настольной игры «Живое–неживое». 2
Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа?
Кожа — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. 2
Органы чувств человека. Что можно увидеть на коже через лупу. Уход за кожей. Правила безопасности. 2
Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? Язык — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир 2
Органы чувств человека. Секреты языка. Правила ухода за полостью рта. Правила безопасности 2
Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры? 2
Опыт со снегом. Как очистить загрязненную воду. Что такое фильтр. Какие бывают фильтры. Как сделать фильтр своими руками. Подготовка отчета о выполненной работе в форме фотографий, рисунков. 2
Времена года. Почему год круглый? 2
Времена и месяцы года. Когда я родился. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. Игры на каждое время года. 2
Человек — часть природы, или чем я отличаюсь от живых организмов. 2
Человек — часть живой природы. Отличия человека от живых организмов. Оформление результатов наблюдений
с помощью рисунка. 2
Живая и неживая природа. Как путешествуют растения? Основные способы распространения растений. Возможно проведение экскурсий. 2
Защита мини-проекта «Путешествие семян». Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка, фотографий. 2
Природа моего края. Что такое Красная книга? 2
Исчезающие растения и животные родного края. Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу. 2
Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой? 2
Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Помощь животным. Конструирование кормушки. 2
Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера.
Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны. 2
Подготовка к защите проекта «Календарь природы». 2
Природные явления. Правила безопасного поведения. Природные явления: снег, ветер… 2
Правила безопасного поведения при сходе снега и падании сосулек. Подготовка к защите проекта. 2
Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно?
Признаки весны (высокое солнце, тело, таяние снега и льда, прилет птиц и т.п.). 2
Защита проекта «Календарь природы». 2
Конференция. Защита портфолио. 2
Конференция. Защита портфолио. 2
Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб! 2
Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб! 2
Итого: 66
2 класс
34 часа в год, 1 раз в неделю
№ п\п Тема занятия Кол-во часов
Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом! 1
Живая и неживая природа. Где и как найти ответы на вопросы. 1
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вода. Свойства воды» 1
Опыт «В любом растении есть вода», «Какая вода чистая».
Подведение итогов, отчет. 1
Для чего растениям солнце. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Жизнь и значение растений».
Наблюдения за растениями. Значение солнца в жизни растений. 1
Защита мини-проекта, олимпиада «Жизнь и значение растений в жизни человека». 1
Красная книга. Растения нашего края. Способы размножения растений нашего края. 1
Растения нашего края. Экскурсия в парк, сад. 1
Защита мини-проекта «Размножение растений», олимпиада «Дыхание, питание и размножение растений». 1
Защита мини-проекта «Размножение растений», олимпиада «Дыхание, питание и размножение растений». 1
Практическая мини-конференция. Тема «Культурные растения».
1
Классификация растений. Размножение растений. 1
Выполняем олимпиадные задания «Классификация растений». 1
Рисунок «Моё любимое растение». 1
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Звезды и планеты. Живая и неживая природа. Сезонные изменения в природе. Свойства воздуха и воды. 1
Размножение растений. Разработка экологических знаков. Заповедные места твоего края 1
Как защищаются животные? Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Животные и их разнообразие» 1
Способы защиты диких животных от хищников. 1
Для чего необходим режим дня. 1
Защита проекта «Режим рабочего и выходного дня». Правила здорового образа жизни. 1
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Органы чувств человека» 1
Значение природы в жизни человека. 1
Как избежать беды. Правила безопасного поведения на улице и дома 1
Экскурсия по улицам города, поселка. Правила безопасного поведения на улице. 1
Защита мини-проекта «Правила безопасного поведения». 1
Защита мини-проекта «Правила безопасного поведения». 1
От кого зависит чистота на улице. Проект «Самый чистый школьный двор. 1
Экскурсия на школьный двор. Анализ состояния школьного двора. 1
Акция «Убери школьный двор». 1
Правила безопасного поведения на улице. 1
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Разновидности животных. Охрана животных. Условия для жизни человека. Правила гигиены (конкурс разработки предупреждающих знаков) Правила здорового и безопасного образа жизни. 1
Государственная символика. Исторические достопримечательности моего края. 1
Конференция. Защита портфолио. 1
Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 2 класс. 1
Итого: 34
3 класс
34 часа в год, 1 раз в неделю
№ п\п Тема занятия Кол-во часов
Письмо экологам. Наблюдение за жизнью животных и растений летом. 1
Экологическая обстановка в родном крае. Обсуждение деятельности работы научного клуба младших школьников на учебный год. 1
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Ориентирование на местности. Компас. 1
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Глобус и карта: сходство и различие. Ориентирование на местности с помощью компаса. 1
Фотоконкурс «Живая и неживая природа». 1
Выполняем олимпиадные задания «Тела. Вещества. Частицы». 1
Экскурсия в парк. Фотографирование объектов живой и неживой природы. Подготовка к выставке «Этот удивительный мир». 1
Олимпиада. Тела живой и неживой природы. Отличия тела
от вещества. 1
Фотоконкурс «Живая и неживая природа». Проведение выставки «Этот удивительный мир». 1
Олимпиада «Свойства воды в газообразном, жидком и твердом состоянии». 1
Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!». Выполняем олимпиадные задания «Свойства воды». 1
Источники загрязнения воды в нашем крае. Способы очистки воды. Значение воды в жизни человека. 1
Выполняем олимпиадные задания «Свойства воздуха». 1
Практическое рассмотрение свойств воздуха.
Описание результатов лабораторной работы. 1
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Карта, глобус, меридиан. Ориентирование по физической карте России. Стороны горизонта. 1
Тела, частицы, вещества. Свойства воздуха и воды. Темы заседаний научного клуба. 1
Мини-конференция «Береги дары природы». 1
Коллекции полезных ископаемых родного края. Охрана полезных ископаемых родного края. 1
Проект природоохранных знаков «Береги полезные ископаемые». 1
Проект природоохранных знаков «Береги полезные ископаемые». 1
Безопасное поведение в лесу. 1
Конкурс экологических знаков ( практическая работа). 1
Помощь животным весной. Проект «Скворечник своими руками». 1
Доклады для первоклассников «Как помочь животным весной». 1
Проект «История моего края». 1
Проект «История моего края». 1
Проект «История моего края». 1
Проект «История моего края». 1
Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по времени. Золотое кольцо России». 1
Древнерусские города. Золотое кольцо России. 1
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Полезные ископаемые. Почва. Человек и природные сообщества. 1
Исчезающие животные родного края. 1
Конференция. Защита портфолио 1
Подведение итогов работы школьного научного клуба
«Мы и окружающий мир» за 3 класс. 1
Итого: 34
4 класс
34 часа в год, 1 раз в неделю
№ п\п Тема занятия Кол-во часов
Культура моих предков. 1
Экскурсия в исторический (краеведческий, школьный) музей. 1
Традиции, праздники моего народа, моей семьи.
Народные праздники. 1
Проект «Любимый праздник моей семьи». 1
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вращение Земли». «Природные зоны» 1
Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. Природные зоны. 1
Роль леса в жизни людей. Заседание научного клуба. 1
Роль леса в жизни людей. Заседание научного клуба. 1
Роль леса в жизни людей. Заседание научного клуба. 1
Роль леса в жизни людей. Заседание научного клуба. 1
Проект «Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края». 1
Проект «Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края». 1
Проект «Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края». 1
Проект «Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края». 1
Проект «История моей школы» 1
Проект «История моей школы» 1
Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир» 1
Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир» 1
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека» 1
Как устроен организм человека. Органы пищеварения, кровообращения и дыхания. Как человек двигается. Нервная система человека. 1
Конференция «Человек — часть природы» 1
Конференция «Человек — часть природы» 1
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека» 1
Органы чувств человека. Органы пищеварения и дыхания. 1
10 городов мира, которые надо увидеть. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Путешествие по странам мира» 1
Проект «Путешествие по странам мира» 1
Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. 1
Проект «Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г.» 1
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Москва как летопись истории России» 1
Достопримечательности Москвы. Бородинская битва. Герои Великой Отечественной войны. 1
Человек в мире природы и культуры.
Государства и столицы мира. Конституция Российской Федерации. 1
Человек в мире природы и культуры.
Государства и столицы мира. Конституция Российской Федерации. 1
Конференция. Защита портфолио. 1
Подведение итогов работы школьного научного клуба
«Мы и окружающий мир». 1
Итого: 34