Методическая разработка урока:«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»


Урок по теме: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
Тип урока: комбинированный(урок объяснения нового материала и закрепления изученного).
Форма проведения урока:
объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, беседа, работа в парах, индивидуальная работа.
Цели урока:- ознакомить учащихся со способами визуализации числовых данных;-научить применять эти способы при решении конкретных задач.
Задачи урока:
- образовательные:
практическое применение изученного материала;
закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умения составить таблицу для решения конкретной задачи;
развитие умения выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу и соответственно оформить;
оформление результатов задач в диаграммах;
формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.
- развивающие:
развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
- воспитательные:
развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;
профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию в будущей трудовой деятельности;
развитиекогнитивных компетенций.
Программное и техническое обеспечение урока:
персональные компьютеры;
мультимедийный проектор;
программа MS Excel.
Презентация
Практическая работа
Карточки с заданиями
Ход урока:
Организационный момент:- приветствие, доклад дежурного об отсутствующих.
Актуализация знаний:
Учитель:Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать возможности табличного процессора Excelи сегодня нам предстоит изучить новые возможности этой программы.
Но сначалаповторим теоретический материал, полученный на прошлом уроке. Для этого вы поработаете в парах - на ваших столах лежат карточки с заданиями. Одно задание на нахождение соответствия между понятием и верным ответом, второе– на работу с формулами. После выполнения задания поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
Учащиеся работают с заданиями. (Приложение 1).После выполнения краткое обсуждение правильных ответов.
Изучение нового материала:
Учитель:Итак, мы вспомнили и повторили основные понятия электронных таблиц.Возможности ЭТ велики - с их помощью можно решать разнообразные задачи, моделировать различные процессы и явления, выполнять вычисления. Но не только! ЭТ позволяют визуализировать полученные результаты, используя деловую графику. И цель сегодняшнего урока - узнать какие графические возможности есть у прикладной программы MSExcel, для чего используют диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму.
Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах».(слайд 1)Записывают тему в тетрадь.
Учитель:Рассмотрим типы диаграмм. Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах. Для сравнения величин используется столбчатая (линейчатая) диаграмма(слайд 2),круговая – для отображения частей целого(слайд 3), график – для построения графиков и отображения изменения величин в зависимости от времени(слайд 4) и т.д. На самом деле типов диаграмм больше, но мы говорим о самых распространенных, самых востребованных.
Запишите в тетрадях основные типы диаграмм:- круговая диаграмма, кольцевая диаграмма, гистограмма, точечная диаграмма, линейчатая диаграмма, график.Записывают в тетрадь под диктовку.
Теперь рассмотрим технологию построения диаграмм и графиков.
Этап первый.При создании диаграммы в электронных таблицах прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения.Затем на панели быстрого доступа открыть вкладку/команду «Вставка»и выбрать соответствующую диаграмму или график. (слайд 5).
выделить
Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.
Ряды данных – это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме.
На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой - с помощью секторов, на графике – точками, имеющимися заданные координаты Y. (слайды 6,7,8)

Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме. На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой диаграмме – названиями секторов, а на графике категории используются для обозначения делений на оси Х.
Ряды данных и категории могут размещаться как в столбцах, так и в строках электронной таблицы.
Этап второй.Оформление диаграммы.
Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными. Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду.Для того, чтобы подписать диаграмму, данные, название осей, а также определить местоположение легенды, необходимо выбрать вкладку/команду «Макет» на панели быстрого доступа.(слайд 9)

На этом этапе подбираются все необходимые параметры диаграммы, т.е. ее внешний вид. Можно подписать вертикальную и горизонтальную ось (при необходимости), подписать данные, название диаграммы, изменить местоположение легенды.
Подписи данных, название осей не всегда бывают уместны – иногда это перегружает диаграмму информацией, делает ее тяжелой для восприятия. Оформление диаграммы каждый раз решается индивидуально, в зависимости от решаемой задачи. Надо помнить, что диаграмма или график должны быть информативны и эстетичны.(слайд10)
Закрепление материала. Практическая работа.
Учитель:А теперь приступаем к выполнению практической работы на компьютерах.
У вас на рабочем столе находится файл «Практическая работа_Построение диаграмм и графиков». Скопируйте его себе в папку, откройте и выполните три задания. Для каждой таблицы подберите подходяшую диаграмму или график и разместите на том же листе. Все диаграммы должны быть подписаны. Файл сохраните под тем же именем.
Удачи!Выполняют практическую работу. Визуальная проверка практической работы.
Подведение итогов.Учитель:Подведем итоги урока. Назовите основные типы диаграмм.Назовите этапы создания диаграмм и графиков.Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что вызвало трудности в практической работе?
Как вы думаете, в каких областях деятельности применяются диаграммы? После ответов учащихся -слайд 11
Подведение итогов урока в форме беседы. Выставление оценок за практическую работу с учетом личной активности учащегося на уроке.
Домашнее задание.
Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ : учебник для 10-11 класса. П.10.5 стр.373-376(слайд 12)
Всем спасибо за урок! (слайд 13)