Технологическая карта урока«Построение круговых диаграмм» математика 5 класс.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №17 р.п. Юрты
План- конспект
открытого урока по теме:
«Построение круговых диаграмм»
математика 5 класс.
Разработала
Пузик Ирина Николаевна,
учитель математики
МКОУ СОШ №17 р.п.Юрты
р.п. Юрты
Май , 2016 год
Тема урока «Построение круговых диаграмм», второй урок в теме « Круговые диаграммы».
Базовый учебник (УМК) Математика. Учебник. 5 класс. (ФГОС). Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.. Рабочая тетрадь по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс».
Цель урока: формировать представление о круговых диаграммах; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Задачи:
обучающие: показать применение диаграммы для наглядного изображения данных, научить строить круговые диаграммы, обзорно показать различные виды диаграмм;
развивающие: развитие памяти, логического мышления, внимания, речи;
воспитательные: воспитание интереса к предмету, аккуратности при построении чертежей.
УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Прдметные: понимать, что такое круговая диаграмма; извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшее и наименьшее значения.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).Основные понятия: круговая диаграмма, таблица данных, наибольшее и наименьшее значения, сектор, градус.
Межпредметные связи с информатикой при построении диаграммы на ПК, биологией.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь по математике к учебнику В.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» ФГОС (к новому учебнику) Т.М. Ерина- М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Образовательная технология инфомационно - коммуникативная.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер.
Технологическая карта урока.
Дидактическая структура урока Деятельность
учителя Деятельность
учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент
Время: 3 мин.
Основные этапы:
1.Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности. Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
Настраиваются на урок. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Слушают учителя.
Постановка цели на урок.
Записывают число и тему урока в тетради. Что изучали на прошлых уроках? Какие основные понятия нам были необходимы? В чём были трудности? Как нужно спланировать свою работу, чтобы трудности можно было преодолеть? Для чего нужно постоянно повторять изучаемый материал? Сделайте вывод о предстоящей теме урока.
Повторение изученного материала, выработать навыки чтения круговой диаграммы, построение диаграмм, построение диаграмм с помощью компьютера, проверка усвоения материала.
Получают представление о диаграммах и их видах. Познавательные : самоопределение.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися.
Регулятивные : целеполагание.
Проверка домашнего задания
Время: 5 мин
Этапы: 2.Актуализация пробного учебного действия.
Организует уточнение шагов учебной деятельности.
Учащиеся отвечают, анализируют, делают выводы
Что такое диаграмма? Слайды 1-4.
Работают устно.
Слайд 5. Объяснить диаграмму распределения суши и воды (пояснения учителя)
Слайд 6. Задание №1. Используя круговую диаграмму «Состав воздуха», скажите, сколько процентов кислорода, азота и других газов содержится в воздухе.
Слайд 7. Задание №2. Используя круговую диаграмму, расскажите о распределение суши Земли по материкам в прцентах..Уметь работать по диаграммам, сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде диаграммы.
Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные : уметь слушать и понимать речь других.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Организует уточнение шагов учебной деятельности.
Под руководством учителя выполняют составленный совместно план действий. Слайд 8. (Алгоритм)- озвучить.
Отработать алгоритм построения диаграммы. Коммуникативные : уметь слушать и понимать речь других.
Закрепление нового материала
Время: 22 мин.
Этапы:
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5. Реализация построенного проекта.
6. Обобщение затруднений во внешней речи.
7. Физкультминутка.
Организует уточнение шагов при построении диаграммы.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом; подводящий диалог; фиксирование нового знания в речи и знаках.
Сделаем вывод: какое у вас питание? Соответствует ли оно данной диаграмме?
Учитель корректирует речь учащегося.
Учитель проговаривает и показывает упражнения.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Вы не обратили внимание на то, сколько времени потратили на построение диаграммы вручную?
Учитель подробный алгоритм построения диаграммы на ПК.
Получилось? Слайд 14.
Оцените время, которое вы потратили на построение диаграммы на ПК. Сравните затраченное вами время на выполнение этой работы вручную и на ПК. Какой можно сделать вывод?
Сделаем теперь вывод о содержании диаграммы:
Обратите внимание на продукты, употребление которых следует сократить. К ним относятся жиры. А фрукты и овощи должны занимать больше места в вашем меню?
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Ученик работает у доски, все в тетрадях.
Учащиеся отвечают, анализируют, делают выводы.
( за здоровое питание).
Ученик ведет полное объяснение выполнения задания.
Повторяют упражнения за учителем.
Занимают места за компьютером.
Работают на ПК по инструкции учителя.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Работа с учебником. ( в тетрадях, число , тема)
Слайд 9. №1695
Слайд 10. Решение
Дневная норма-100%
Круг-360
4 угла
360:100=3,6 - на 1%
3,6 * 25 =90 - завтрак
3,6 * 15 =54 – 2 завтрак, ужин
3,6 * 45 =162 - обед
Строят диаграмму, с пояснением каждого этапа.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
Подробный алгоритм построения диаграммы:
включи ПК;
включи программу Microsoft Office Excel;
вводим данные.
Выделите ячейки А1-В5. Для этого установите курсор мыши в ячейку А1 и, удерживая левую кнопку, мыши протяните курсор до ячейки В5. Таблица окраситься в черный цвет.
В строке меню найдите команду ВСТАВКА и щелкните по этому слову левой кнопкой мыши. Откроется ниспадающее меню.
В ниспадающем меню выберите команду ДИАГРАММА и щелкните по ней левой кнопкой мыши. Откроется диалоговое окно МАСТЕР ДИАГРАММ.
В списке типа диаграмм выберите слово КРУГОВАЯ. Справа в окне откроются различные виды диаграмм. Выберите 1 вариант. И нажмите кнопку ДАЛЕЕ внизу диалогового окна.
На следующем шаге снова нажмите кнопку ДАЛЕЕ.
На третьем шаге снова нажмите ДАЛЕЕ.
На четвертом шаге нажмите кнопку ГОТОВО.
Уметь решать задачи, составляя таблицы ,строить диаграммы.
Уметь решать задачи, составляя таблицы ,строить диаграммы.
Вспомнить построение круговой диаграммы на ПК и построить её. Познавательные : уметь структурировать знания, использовать знаково-символические средства.
Регулятивные : уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно;
- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные : уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные : уметь работать по коллективно составленному плану; проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные : выбирать средства для организации своего поведения; выполнять действие по заданному образцу с использованием норм.
Познавательные : выполнение предложенных заданий.
Коммуникативные :управление поведением своих партнёров.
Регулятивные : управление своим поведением.
Контроль
Время:5 мин.
Этапы:
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой .9. Включение в систему знаний и повторения. Работа в рабочих тетрадях с.127 № 5
Предлагается математический тренажёр «Арифметические действия с дробями» Выполняют предложенную работу и сдают тетради на проверку.
Выполняют тренажёр на ПК. На теплоходе находились 25% мужчин, 55% женщин, остальные – дети. Постройте круговую диаграмму, показывающую состав пассажиров на теплоходе. Уметь выполнять устно действия с десятичными дробями. Коммуникативные : самоопределение.
Регулятивные : контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные : самоопределение.
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Рефлексия
Время:5 мин.
10.Рефлексия фиксирования и преодоления затруднений в собственных учебных действиях. Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Записывают домашнее задание
Делают самооценку, заполняют оценочные листы. Слайд 15.
Слайд 16.
Домашнее задание.
Поупражняться в построении круговых диаграмм по данным таблицы на стр.257 в учебнике Н.Я. Виленкина №1696 или №1707, а так же можно распечатать диаграмму на принтере или оформить красочно на листе формата А4
Можно самостоятельно придумать актуальный текст задачи и с помощью круговой диаграммы, показать её решение и получить за это дополнительную отметку.
УДАЧИ ДОГОРОЙ ДРУГ!
Уметь анализировать
и оценивать свою деятельность. Коммуникативные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные : уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.