Конспект на темау Исследование и построение круговых и столбчатых диаграмм (5 класс)


Исследование и построение круговых и столбчатых диаграмм
Цель: Формирование навыков построения диаграмм; чтения диаграмм. Применение диаграмм при исследовании. Ввести новое понятие - «процент».
Задачи:
Общеобразовательные:
определять тип диаграммы в зависимости от ее назначения;
выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме;
интерпретировать количественную информацию, представленную в форме диаграмм.
Воспитательные:
обучить эстетическому оформлению работ;
развивать коммуникативные навыки, учить работать в группе;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
расширить словарный запас;
совершенствовать навыки работы с компьютерной техникой и повышать интерес к современным компьютерным технологиям.
Развивающие:
развивать внимание;
учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.
Оборудование: компьютеры персональные, карточки с диаграммами, мультимедийный проектор.
Ход урока
Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое
Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно
Начертить и рассчитать.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
Чтобы хорошо учиться, нужно много знать, многое понимать и владеть большим объёмом информации и в этом нам помогут круговые, столбчатые диаграммы и информационные технологии.
Диаграмма – это рисунок, предназначенный для сравнения нескольких величин.
Задача 1. Все пятиклассники посещают кружки: математический -20 учеников, литературный – 15, танцевальный – 25.
Математика
20

Литература
15

Танцы
25

Эти числа изобразим с помощью столбчатой диаграммы. Для этого надо нарисовать 3 столбика, высота которых соответствует количеству учащихся каждого кружка. Пусть высота первого столбика 20 мм; второго – 15 мм; третьего – 25 мм.




При построении столбчатых диаграмм можно выбрать любую ширину столбика и любое расстояние между столбиками. Однако все столбики должны быть одинаковой ширины и расположены на равном расстоянии один от другого.
Используя диаграмму, проведём исследование посещаемости учениками кружков.
1.В каком кружке больше всего учащихся? 2. Есть ли кружки, в которых одинаковое число учащихся? 3.Сравните число учеников в математическом и литературном кружках?


Задача 2.Построить столбчатую диаграмму по следующим данным и провести исследование:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сколько лет может прожить каждая птица?
Построение диаграммы на компьютере
Существует программа Excel, которая поможет нам построить диаграммы. Электронная таблица состоит из прямоугольных клеток – ячеек.
Для нашей задачи название птиц введём в 1 столбец (в одну ячейку одно название), а во второй столбец - количество лет (только число).
Выделим левой кнопкой мыши два заполненных столбца и щёлкнем на кнопке Мастер диаграмм. Появится окно Мастер диаграмм.
1 шаг. Выберите тип диаграммы – гистограмму и выберите второй вид диаграммы. Нажмите далее.
2 шаг. Нажмите далее.
3шаг. На вкладке Заголовки выберите строку Название диаграмм и подпишите Продолжительность жизни птиц. Нажмите далее.
4 шаг. Нажмите готово.
Теперь ребята вы должны будите решить задачу и построить диаграмму на компьютере самостоятельно.





1.Построить столбчатую диаграмму по следующим данным и провести исследование:
Страус В сумме
Ворон могут прожить
Орёл 240 лет
Сколько лет может прожить каждая птица?
2.Построить столбчатую диаграмму по следующим данным и провести исследование:
Лев Все вместе
Тигр весят
Медведь 1600 кг
Сколько весит каждое животное?
3.Построить столбчатую диаграмму по следующим данным и провести исследование:
Морж Все вместе
Акула имеют длину тел
Крокодил 30 м
Определить длину каждого.
4.Построить столбчатую диаграмму по следующим данным и провести исследование:
Журавль Сумма их
Страус высот
Жираф 1000см
Определить высоту каждого.


Физкультминутка
Руки к верху поднимите,
А теперь их опустите,
А теперь их разведите
И к себе быстрей прижмите.
А теперь быстрей, быстрей топай,
Хлопай веселей!
Раз, два, три – всё кругом замри.
Слово «процент» (1%)- латинское, означает «на сотню».







Процент – это сотая часть числа. Процентами пользовались Вавилонские ростовщики, более 3000 лет назад (но они считали не «на сотню», а на 60, т.к. пользовались шестидесятиричной системой исчисления). Они дают возможность легко сравнивать между сотой части целого, упрощают расчёты и поэтому очень распространены.

Задача 3.Рассмотрим пример, когда данные можно изобразить в виде круговой диаграммы. В школьные годы для детей наиболее нужен четырёхразовый режим питания: первый завтрак -25%, второй завтрак -15%; обед – 40%; ужин -20% дневного рациона. Чтобы построить круговую диаграмму данные заносим в таблицу.

первый завтрак
25%

второй завтрак
15%

обед
40%

ужин
20%

По данным таблицы
круговую диаграмму
легко построить на
компьютере.




Построение диаграммы на компьютере
Существует программа MS Excel, которая поможет нам построить диаграммы. Электронная таблица состоит из прямоугольных клеток – ячеек.
Для нашей задачи режим питания введите в 1 столбец (в одну ячейку одно название ), а во второй столбец - количество процентов (например 25%).
Выделим левой кнопкой мыши два заполненных столбца и щёлкнем на кнопке Мастер диаграмм. Появится окно Мастер диаграмм.
1 шаг. Выберите тип диаграммы – круговая и выберите первый вид диаграммы. Нажмите далее.
2 шаг. Нажмите далее.
3шаг. На вкладке Заголовки выберите строку Название диаграмм и подпишите Режим питания школьников. Выберите вкладку Подписи данных и щёлкните на строке значения. Нажмите далее.
4 шаг. Нажмите готово.
Задача 4.Исследование настроения учащихся перед самостоятельной работой

Настроение
Голос ученика

Уверенность в успехе


Беспокойство


Испуг (страх)


Безразличие



Поставьте галочку напротив одного выбранного ответа.

Используя диаграмму, ответьте на вопросы:
1.Сколько ребят, уверены в себе?
2.Сколько ребят испытывают беспокойство?
3.Какое преобладает настроение?
4. Есть ли безразличные ученики в вашем классе?

Итог урока
Ребята сегодня мы учились строить диаграммы, исследовать задачи, применяя компьютерные технологии.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Equation.3 1415

Голубь
Канарейка
Попугай




В сумме могут прожить 210 лет.




Root Entry