Поурочный план по познанию мира Воздух в природе и в жизни человека
Тема: Значение воздуха в природе и в жизни человека Дата:
Цель: знать о значение воздуха в жизни человека
Задачи:1) сформировать у детей представление о воздухе и его свойствах;2) закрепить знания о воздухе и природе;3) воспитывать любовь к природе;4) развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: стакан с водой, кусочек мела,шарик.
Ход урока.
I.Психологический настрои.II.Проверка д.задания «Воздух»
Итак, рубрика «Что мы знаем?»
А помогут вопросы (ответы и рассуждения ребят).
- Для чего нужен воздух?- Кому нужен воздух?- Что может загрязнять воздух?
Вывод: воздух должен быть чистым.
- Вся наша планета Земля окутана прозрачным слоем – воздухом. Мы его обычно не замечаем. Но если он вдруг исчезнет, мы сможем прожить всего несколько секунд. И этот слой воздуха толщиной более 1000 километров называется атмосферой.
Воздух совсем не мешает нам передвигаться: он расходится перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили. Но если передвигаться в воздухе быстро, он не успеет расступиться и его можно почувствовать. Вспомните, как что-то давит на ладонь, если высунуть её в окно поезда или машины.
- Что же мы узнаем?Мы говорим: «Воздух, воздух…» А вы видели воздух?
Идёт дискуссия, если ребята говорят «да», тогда учитель просит показать его, дать на него посмотреть. Если «нет», тогда может его нет? Ребята рассуждают, доказывают и приходят к выводу: а чем мы дышим, мы дышим, а значит, живём, и наоборот.
- Да, действительно, воздух вокруг нас, но мы его не видим. А посмотреть так хочется! И помогут нам в этом – опыты!
III.Работа по теме урока.1 опыт.Возьмём кусочек мела. Как вы думаете: в нём есть воздух? (Рассуждения ребят).
Опустим его в стакан с водой.
- Что мы видим? (Пузырьки). Это и есть воздух.Значит, воздух заполняет все промежутки, трещинки и щёлки в предметах.
2 опыт.Наконечник резиновой груши опускаем в стакан с водой. Сожмём грушу. В воде появились пузырьки. Что это?Можно услышать, как шумит воздух.
3 опыт. Поставьте перед собой ладошки, дуньте. Вот вы и почувствовали… Вы можете услышать, как ветер задул в трубе и свистит во всякой щели дома. Что же такое ветер? (Рассуждения ребят).
- Да, это воздух, который двигается, бежит с места на место.- Так вот, ребята, от направления ветра и высоты солнца зависит погода. Мы с вами ежедневно наблюдаем за погодой.
-Как же ветер повлиял на погоду со вчерашнего дня?
- Он принёс нам холод или тепло? (Дети рассказывают о наблюдениях за погодой вчерашнего дня).
Воздух распространяется во всех направлениях, поэтому и нет определённой формы. Это показывает, что он – газообразное тело.
- Как вы думаете, а имеет ли воздух цвет? (Не жёлтый, не красный).- А он прозрачен или нет? (Раз мы видим друг друга).- Но и запаха тоже не имеет. Он может насыщаться запахом цветущей сирени и так далее.
Итак, воздух бесцветен, прозрачен, без запаха.
безвкусен, имеет объём, имеет массу.
Если долго надувать воздушный шарик, он лопнет, потому что воздух будет сильно расширять его изнутри.Воздух, задержавшийся в вещах, сохраняет тепло. Шерстяная одежда сохраняет тепло, потому что шерсть состоит из волокон, задерживающих много воздуха.Птицы взъерошивают свои перья зимой, чтобы захватить ими воздух и сохранить тепло.
А теперь мы будем с вами в роли маленьких исследователей. Вы работаете в парах, перед вами лежат тесты, вам же остаётся определить на основе полученных знаний, какие свойства относятся к воздуху и к воде. Внимание: есть ловушки, поставьте возле них плюс.
IV.Закрепление: Тест.
Выберите правильное утверждение:1) Бесцветный (ая), голубой(ая), имеет цвет.2) Имеет запах, не имеет запаха.3) Мутный(ая), непрозрачный(ая), прозрачный(ая).4) Безвкусный(ая), сладковатый(ая), горьковатый(ая).
- Что же мы видим? Есть свойства, которые совпадают как у воздуха, так и у воды. О других свойствах мы поговорим на следующих уроках.- Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по воде или по суше, как бы высоко ни поднялись в небо на самолёте, как бы низко ни спустились в шахту – везде есть воздух.- О чём бы вы хотели узнать?
Вопросы ребят: Есть ли воздух в космосе? Почему ветер дует?..
V.Работа по учебнику стр.Через нос проходит в грудь И обратных держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух)
Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Ученые предпочитают называть воздух, который, окружает нашу планету, атмосферой Земли
Атмосфера – это воздушная оболочка Земли
Это своего рода голубая «рубашка». В ней наша планета не перегревается от солнечной жары, не стынет от космического холода, как, например, Луна, Меркурий, у них – то такой «рубашки» нет. Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и лучей - невидимок.
Воздух – это смесь разных газов. Среди них основные – азот (78%), кислород (21%) и углекислый газ (0,03%)
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северно-Ледовитого океана, есть на свете еще один океан – самый большой из всех океанов. Он не соленый, не красный, без берегов, невидимый и необозримый.
VI. Рефлексия
-Что нового узнали на уроке?
-Что интересного было?
-Что вы уже знали?
Домашнее задание:
Стр.