Конспект урока Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений
Технологическая карта урока физики в 8 классе
Разработчик: учитель физики МБОУ СОШ №28 ст. Анастасиевской Морозова Юлия Анатольевна
Учебный предмет: физика.
Класс: 8а
Дата: 25.11
Тема урока: Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Задачи урока:
Образовательные:
выявить уровень усвоения положений МКТ;
формировать умения применять знания о строении и свойствах вещества к обоснованию закономерностей перехода от одного состояния в другое;
продолжить работу по формированию умения составлять таблицы при систематизации и обобщении знаний о строении вещества в различных агрегатных состояниях и агрегатных превращениях.
Воспитательные:
подчеркнуть взаимосвязь строения вещества и внешних его свойств, как пример проявления одного из признаков диалектического познания явления;
показать значение этих связей для науки и техники.
Развивающие:
работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний МКТ;
формирование умений обобщать известные данные на основе выделения главного;
развитие логического мышления;
активизировать внимание обучающихся при просмотре видео фрагментов и последующей работе с таблицей.
Ожидаемый результат:
1. Уметь объяснять строение веществ на основе МКТ
2. Знать от чего зависит вид взаимодействие между молекулами и как
3. Знать характеристику каждого вида состояния вещества
Средства обучения:
Традиционные – Лёд, вода, горячая вода
Инновационные – анимационная модель поведения молекул в различных агрегатных состояниях.
Видеофрагменты.
Организационные формы и методы обучения:
Традиционные – вводная беседа, беседа при формировании понятий, беседа при подведении итогов урока.
Инновационные – исследовательский метод, экспериментальная работа учащихся в малых группах, работа с моделями.
Тип урока - изучение нового материала
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная деятельность Коммуникативная деятельность Регулятивная деятельность
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу
Положительное отношение к процессу познания Желание узнать новое, проявление внимания, положительный настрой на работу Принятие и осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению Повышение качества работы на уроке благодаря хорошему эмоциональному настрою
Вступление в диалог
Внимательное отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать
Повторение
Фронтальный опрос.
Вопросы по параграфу. Устная проверка решенных задач.
Выстраивает правильные ответы на вопросы, разобранные на прошлом уроке Проявление своих знаний при проверочной работе Проявление внимания к поставленным вопросам Умение слышать вопрос и находить на него правильный ответ в багаже своих знаний Формирование значения каждого вопроса Самостоятельное оформление работы с учетом поставленных заданий
Актуализация знаний
Определение темы урока, постановка целей
Просмотр презентации. Эвристическая беседа.
ГИПОТЕЗА
Изменится ли мир, если не будут существовать агрегатные переходы вещества?
Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала
Проблемные вопросы:
Из чего состоят физические тела?
Что мы знаем о молекулах?
Как называется теория, которая описывает эти законы?
Организация опытов:
1 ряд:
50 мл спирта+50 мл воды=96 мл смеси.
Смешать стакан гороха+стакан песка.
Растворение вещества в воде.
Вывод: все тела состоят из атомов и молекул между которыми есть промежутки.
2 ряд:
Капля зеленки в воде.
Заваривание чая.
Распространение запаха духов.
Вывод: молекулы в веществе пребывают в постоянном движении.
3 ряд:
Разломать деревянный брусок.
Разломать кусок мела и пластилина, соединить их.
Сжимание воздушного шара.
Вывод: между атомами и молекулами действуют силы притяжения и отталкивания.
Размышления над вопросом о поведении молекул вещества в различных агрегатных состояниях Формирование умение строить логическую цепочку размышлений Работа в группах, анализ проблемы, решение проблемы Умение работать в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра Последовательное размышление и грамотные выводы Решение учебной проблемы,
Изучение новых знаний и новых способов деятельности
Демонстрация трёх различных состояний воды(вода комнатной температуры, лёд, пар от кипящей воды) и постановка проблемы.
Подводит обучающихся к объяснению причины различных агрегатных состояний вещества-воды. Применение метода научного познания -физического моделирования. (Пример с учениками класса на уроке, перемене, после уроков. Проведение физминутки – моделирование поведения молекул в газе, жидкости и твердом теле.
Демонстрация анимационной модели агрегатных состояний вещества.
Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, подводит к выводу. Моделирование поведения молекул вещества в различных агрегатных состояниях вещества в группах Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение выделять необходимую информацию и построение физической модели При работе в группе осознаёт личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон
Умение работать в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра Самостоятельно формулируют свойства поведения молекул в различных состояниях вещества. Делают выводы Умение решения проблем, возникающих в ходе групповой работы, умение владеть навыками самоконтроля, умение определять последовательность действий
Первичная проверка понимания изученного
Учитель предлагает ответить на вопросы после параграфа в учебнике.
Показ фрагмента видеопрезентации.
На столах имеются модели твердого тела (кристаллической решетки). Давайте выдвинем гипотезу, что нужно сделать, чтобы превратить твердое тело в жидкость, а жидкость в газ.
Работа с моделями, показ переходов.
--Как называются переходы между агрегатными состояниями вещества?
Схема. Применяет полученные знания при ответе на вопросы Формирование умения применять знания в новой ситуации, работать с моделями. Выслушивает мнение одноклассников по поводу поставленных вопросов, делает поправки Формирование умения осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. Формулируют значение темы и применение ее при ответе на вопросы Формирование умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации
Обобщение и систематизация
Учитель выводит на экран таблицу, которую нужно заполнить в группах
Агрегатное
состояние Поведение молекул Взаимодействие молекуд Расположение молекул
Твёрдое Жидкое Газообразное Осуществление итогового контроля своих знаний Умение осуществлять итоговый контроль своих знаний Совместное решение проблем при заполнении таблицы Умение работать в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми Осознание полученной информации Умение осознавать качество и уровень усвоения учебного материала
Рефлексия учебной деятельности
Рефлексия учебной деятельности. Обсуждение поставленных целей урока.
- Как мы назовём сегодняшний урок?
- какая цель у нас была на уроке?
Сочинение синквейна по уроку.
Молекулы.
Маленькие, быстрые.
Двигаются, притягиваются, отталкиваются.
Все в мире из них состоит.
Вселенная.
Запись домашнего задания: п.6, Р.т.: п.7, 2-4, заполнить таблицу. Сравнение достигнутых целей с целями, поставленными в начале урока. Запись домашнего задания, получение консультации Умение анализировать поставленные и достигнутые цели, познавать цель и результат Обсуждение работы на уроке, оценка своих достижений и полученных знаний Умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость Подведение итогов работы на уроке Умение проявлять активность в деятельности и подведении итогов работы