Конспект урока по физике в 9 классе “Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений”


Тема: “Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений”Цель: формирование навыков объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений; обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Тепловые явления”;
осознание связи физической теории с биологическими потребностями человека;
развитие навыков и умений объяснять, делать логические выводы при наблюдении явлений;
воспитание взаимопомощи, взаимоуважения и умений учащихся работать в группе на общую цель.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Метод проведения: репродуктивный и проблемный изложение.
Форма проведения: урок-соревнование.
Оборудование: дидактические карточки с графиками и вопросами.
Ход урока.
1. Организация урока
Учитель. Мы заканчиваем с вами изучать тему “Тепловые явления”, осталось только проверить ваши знания. А для этого необходимо все наши знания и навыки обобщить и систематизировать.
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Скажите, пожалуйста, что необходимо каждому телу, и нам в том числе, для существования, для выполнения работы, для изменения своего состояния. (определенный запас внутренней энергии)
А как эту энергию можно изменить? (теплопередачей и выполнением работы)
Вот и нам сегодня необходимо сделать определенный запас внутренней энергии для успешной сдачи тематического оценивания по данной теме. Поэтому наш урок мы проведем, как урок накопления внутренней энергии, в виде соревнований между четырьмя командами. В итоге будет учитываться активность каждого и всей команды в целом. Поэтому будет оценен каждый ответ каждого ученика. Побеждает та команда, которая накопила максимальное количество энергии. А в каких единицах измеряется энергия?
Ученики. В джоулях и калориях.
Учитель. Сегодняшнее оценивание будем проводить в килокалориях.
(Для проведения урока-соревнования класс объединяется в четыре команды, знания учеников которых примерно одинаковы. Каждая команда выбирает себе капитана.)3. Проведения конкурсов
Первая группа конкурсов идет на накопление определенного количества внутренней энергии.
1) “Знаешь ли ты формулы?”
На гранях кубика написаны формулы из раздела “Теплота”
Представители команд бросают кубик. Формулу, что выпала, записывают на доске, объясняя ее применение и физический смысл каждой величины, которая в нее входит. Затем члены команды-соперницы задают дополнительные вопросы по данной формуле, используя таблицы учебника.
За правильный обоснованный ответ команда получает 100 ккал.
2) “Почему тела изменяют агрегатное состояние?”
Учитель. В начале изучения данной темы мы вспомнали известные вам с 7 класса молекулярно-кинетические представления строения вещества. Какие это?
Ученики. - любое вещество состоит из частиц;
- частицы непрерывно хаотически движутся;
- частицы взаимодействуют между собой.
Учитель. А от чего зависит скорость (а также и кинетическая энергия) движения частиц?
Ученики. От температуры. При увеличении температуры увеличивается скорость движения частиц.
Учитель. А теперь за этими представлениями охарактеризуйте:
I команда – газообразное состояние,
II команда – жидкое состояние,
III команда – твердое состояние,
IV команда – условия перехода вещества из состояния в состояние.
Даю ученикам 3-4 минуты на обсуждение этой проблемы в группах.
Затем представитель от команды идет и записывает на доске все характеристики состояний вещества, а последняя команда характеризует переход из одного состояния в другое.
За правильную характеристику команда получает 1500 ккал.
Второй этап соревнований заключается в изменении внутренней энергии за счет теплопередачи .“Ты мне, а я тебе”
В этом конкурсе ученики одной команды задают вопросы ученикам другой команды. Если команда смогла дать ответ на вопрос – 150 ккал, а команда, которая задавала вопрос – 100 ккал, если команда не может дать ответа, то команда, задававшая вопрос может другим командам задать вопросы, если ни одна команда не может дать правильного ответа, то эта команда дает ответ на свой вопрос и получает 200 ккал. (Максимальное число баллов – 6)
Третий этап соревнований заключается в изменении внутренней энергии за счет выполнения работы.
1) “Твоя смекалка”
Задачи записаны на карточках. Представители команд вытягивают по одной карточке и дают ответ на поставленный вопрос. Если они не могут ответить, то обращаются за помощью к команде. Если команда не может ответить, то на этот вопрос дают ответы другие команды.
Оценивание: ученик ответил – 200 ккал, команда – 150 ккал, другая команда – 200 ккал.
Задачи:
На чашах уравновешенных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Через некоторое время равновесие весов нарушилось. Почему?
“Хотите чаю?” – спросил хозяин дома Шерлока Холмса. “Да”, - ответил гость. “Вот и хорошо, - сказал хозяин. – Но я люблю горячий чай, потому кладу в него сахар только перед тем, как пить.” “Целесообразнее делать это раньше, сразу после того, как Вам налили его”, - посоветовал Шерлок Холмс. Был ли он прав?
Почему в трубах, проложенных в помещениях продуктовых складов, которые нужно охлаждать, циркулирует не чистая вода, а соляной раствор?
Была зима Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Через замерзшие оконные стекла был виден лишь край дороги. “Хозяйка квартиры ленивая”, - подумал он. Почему он пришел к такому выводу?
Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила кошку. Посмотрев на кошку, Холмс сказал: “Погода на улице холодная”. Как он это определил?
Чем объяснить, что во время сильных морозов в лесу слышен треск деревьев?
Почему вокруг стволов деревьев снег тает быстрее?
Почему глубокие водоемы даже в очень холодную зиму не промерзают до дна?
“Блины вкусные, когда горячие”, - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. “Чтобы они дольше оставались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеную из проволоки поднос”. “Прошу Вас, лучше ставить их на деревянную подставку”, - посоветовал Шерлок Холмс. На чем основан его совет?
Холмс, войдя в квартиру и начав беседу с ее обитателями, через минуту сказал: “Уважаемые хозяева, у Вас на кухне кипит чайник”. Как он это определил, если находился в комнате, из которой не видно кухни?
Почему вода, которую налили на мерзлую калину, замерзает?
В кипящую воду можно спокойно налить растительное масло, но если в кипящее масло капать воду, то она разбрызгивается. Почему?
2) “Теплота в стихах”
К доске идет представитель команды читает стихотворение, находит тепловое явление и комментирует его с точки зрения физики.
1. А. С. Пушкин “Евгений Онегин”.
В окне увидела ТатьянаПоутру побелевший двор,Курины, кровли и забор,На стеклах лёгкие узоры,Деревья в зимнем серебре...
Вопрос: Что представляют с точки зрения физики, “на стёклах лёгкие узоры”.
Ответ: Кристаллики замёрзшей воды, её твёрдое состояние.
2. Е. Баратынский “Весна”.
Шумят ручьи! Блестят ручьи!Взревев, река несетНа торжествующем хребтеПоднятый ею лед!
Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода? Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?
Ответ: Вода в жидком и твёрдом агрегатном состоянии. Процессы нагревания и плавления.
3. Д. Б. Кедрин “Мороз на стеклах”.
Пейзаж тропического летаРисует стужа на окне.Зачем ей розы? Видно этоЗима тоскует о весне.
Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке? Приведите на физическую терминологию процесс “рисование” стужи на окне.
Ответ: Кристаллизация.
4. Иван Суриков “Золилась заря”
От цветов на поляхЛьётся запах кругом,И сияет росаНа траве серебром.
Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?
Ответ: Конденсация. Образование росы.
За каждый правильный ответ – 100 ккал.
4. Подведение итогов.
Все результаты соревнований капитаны команд записывали в дневнике соревнований. Подводим окончательные итоги.
Наибольшее количество энергии 3100 ккал. (А сколько это джоулей?)
Учитель. Мы недаром измеряли энергию в калориях. Вам известно, что в жизни человека очень важную часть составляет энергетический баланс. Для нормального функционирования организма юноши вашего возраста необходимо 3100 ккалорий в сутки, девочкам 2700 ккал. Откуда человек берет этот энергетический запас?
Ученики. Из еды. Из белков, жиров и углеводов.
Учитель. Правильно. Так например в вашем возрасте необходимо ежесуточно:
106 г белков;
106 г жиров;
422 г углеводов.
Учитывая таблицу энергетической ценности продуктов питания составить суточное меню школьника-подростка.
Ученики составляют это меню. (На доске таблица с энергетическим балансом продуктов питания). Обсуждение меню.
5. Выставление оценок.
При оценивании работы ученика на уроке учитывается и работа в команде и индивидуальная работа ученика.
6. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал. Составить кроссворд на изученную тему