Конспект урока чтения в 1 классе на тему: Из старинных книг
12. 05. 16
Чтение
Урок 32
Тема: Из старинных книг
Цели: познакомить с произведениями Д. Тихомирова «Мальчи кии лягушки», «Находка»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение наизусть стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу».)
III. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
Паучок
Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал. В городскую лавку сходил И другую лапку купил. — Ты смотри, паучок, не зевай, Больше себе лапок не ломай.
- Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
- Прочитайте шепотом, громко.
- Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Понравилось ли вам стихотворение «Паучок»?
- Жаль вам паучка?
Сегодня на уроке мы прочитаем произведения из старинных к ниг, узнаем, чему учили авторы своих читателей в то время. Познакомимся с одним из них.
V. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 30. Прочитайте, кто автор произведений, которые мы будем сегодня читать. (Д. Тихомиров.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Д. Тихомирова.)
Материал для учителя
Тихомиров Дмитрий Иванович (1844—1915). Родился 24 октября в селе 1'иждествено Нерехтского уезда Костромской губернии в семье священника Иоанна Егоровича Тихомирова. Семья была небогатой, и Дмитрий имеете с братьями Андреем и Константином пахал, сеял, косил и т. д. Такая жизнь духовно сблизила его с народом, показала всю тяжесть положения крестьян.
Отец старался прививать детям стремление к знаниям и доброте. Старшего Диму он отправил учиться в Костромское духовное училище. В те времена учителя, к сожалению, должны были не научить, а воспитать послушных и покорных детей. Сам Дмитрий Иванович говорил об этом так: «Во сне иной раз увидишь себя школьником... и в слезах, и в холод ном поту просыпаешься». От этих долгих, четырех лет (1854—1858) и двух лет учебы в Ярославском военном училище у Дмитрия Ивановича остались далеко не лучшие впечатления.
Хотя отец планировал отправить мальчика учиться в духовную академию, у семьи не хватило на это средств, и пришлось искать образование за «казенный счет». Как лучшего ученика Дмитрия отправляют учиться на только что учрежденные учительские курсы в Петербург. Еще через два года его отправляют в Москву в учительскую семинарию военного ведомства.
13 августа 1866 г. как первый ученик первого выпуска, получит денежную награду, Д. Тихомиров назначается преподавателем «образцовой школы» при семинарии. Это обстоятельство, по мнению самого педагоги, имело для него решающее значение, поскольку роль образцового учителя и обязывала все время «стоять на высоте, постепенно совершенствовал себя и свои познания». С этого времени Дмитрий Иванович окончательно поселился в Москве, где пройдет его более чем полувековая общественно-педагогическая деятельность.
Вскоре после выхода из семинарии Тихомиров вместе с товарищами организует первую вечернюю школу для взрослых рабочих на фабрике Ф. Михайлова. Участие в подобном мероприятии открыло ему путь в Московский комитет грамотности, куда в 1870 г. он был рекомендован в качестве руководителя летних учительских курсов в г. Ромны. Как замечали современники и коллеги Тихомирова, его деятельность в комитете была из ряда вон выходящей: почти в каждом отчете встречается имя Дмитрии Ивановича, являющегося членом то всевозможных комиссий, то учительских съездов и курсов или иного благого начинания. По его инициативе и при его участии устраиваются публичные лекции профессоров Московского университета и известных литераторов. Он инспектирует дне фабричные Морозовские школы во Владимирской и Тверской губерниях (1874), школы Московского Благотворительного общества (1837), стажируется наблюдателем школы Домаского попечительства бедных (1887).
Не останавливаясь на достигнутом, Д. Тихомиров начинает литературную деятельность. Он публикует во всевозможных газетах и журналах, таких как «Русское слово», «Русские ведомости», «Народная школа», «Русская мысль» и др., общие и специально-педагогические статьи. В 1894 г. Д. Тихомиров приобретает старейший детский журнал «Детское чтение», переименованный им в 1906 г. в «Юную Россию».
С 1872 г. Д. Тихомиров начинает читать лекции по методике русского языка на педагогических курсах при Обществе воспитательниц и учительниц и не расстается с ними до конца своей жизни. Осенью 1869 г. Д. Тихомиров знакомится на курсах с Еленой Николаевной Немчиновой - слушательницей, а уже в 1871 г. она становится ето женой.
Вместе с женой Дмитрий Иванович организует «Учебный магазин начальных школ», который будет издавать около тысячи наименований книг тиражом более 15 млн экземпляров. Полученные деньги Тихомиров вкладывает в свои дела, а также ссужает деньги всем мало-мальски причастным к просвещению.
В 1872 г. в соавторстве с женой Тихомиров издает «Букварь для народных школ», претерпевший до 1915 г. 161 издание.
В родном селе Рождествено Д. Тихомиров бывал регулярно. Он много беседовал с местными крестьянами, знап об их нуждах,-глубоко страдал от невежественности земляков и всеми силами старался помочь им. Благодаря его усилиям при участии земства в селе Рождествено начинают строиться школа и больница. Дмитрий Иванович выделяет из своих средств, полученных за издание книг, на строительство школы 30 тыс. руб. и 35 тыс. на строительство больницы.
Проект школы утверждался лично Дмитрием Ивановичем. В октябре 1914 г. состоялось ее торжественное открытие.
Заключительный период жизни Д. Тихомирова был отличен весьма интересными событиями. В 1900 г. он становится гласным Московской Городской думы, исполняет эти обязанности до 1909 г. Дмитрий Иванович принимает попечительство над Зарядской школой в Москве, совершенствует, дополняет и переписывает заново свои труды, участвует и бесконечной череде учительских съездов, читает лекции на педагогических курсах. В 1907 г. он вырабатывает устав Общества грамотности,
Дмитрий Иванович никогда не знал, что такое праздность. Однако II последние годы здоровье стало сдавать. В ночь на 14 октября 1915 г. Дмитрий Иванович скончался в кругу семьи - жены, дочери, внука. Он похоронен 19 октября в Москве на Новодевичьем кладбище при громадном стечении народа.
— Прочитайте название первого рассказа Д. Тихомирова.
— Как вы думаете, о чем этот рассказ? Что может быть общего
у мальчиков и лягушек? (Ответы детей) (Чтение рассказа учителем.)
— Какие чувства вы испытали при чтении?
— Как начинается рассказ?
— Кого увидели в воде мальчики?
— Что они стали делать?
— Как вы думаете, для чего они стали это делать? (Ради забавы, автор говорит, что им было весело.)
— Какой прием использовал автор, чтобы показать всем, что это плохая забава? (Лягушка заговорила.)
— Что сказала лягушка мальчикам?
— Какими словами заканчивается рассказ? Как их надо читать? (После каждого короткого предложения нужно делать паузу.)
(Выразительное чтение рассказа учащимися.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте название следующего рассказа.
— Как бы вы объяснили это название?
— Что такое находка?
Находка — 1. Найденная вещь. 2. Перен. О том, что (кто) очень подходит для чего-нибудь, удачно найдено (найден).
(Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учащимися.)
— Какие слова и выражения вам были непонятны? .. Черепок — обломок разбитого керамического изделия.
— От чьего имени ведется рассказ? (От имени автора.)
— Где происходит действие?
— Кого автор увидел в овраге?
— Каким он был? Прочитайте, как говорит об этом автор.
— Что автор сделал?— — Кто помог накормить малыша?
— Как автор ухаживал за собакой?
— Как назвали щенка?
— Перечитайте текст самостоятельно, обсудите с другом, на сколько частей его можно разделить.
— Составьте план рассказа.
План
1. Жалобный плач щенка.
2. Принесли щенка домой.
3. Крепкая дружба.
VIII. Рефлексия
Что вас огорчило? Что порадовало?
IX. Подведение итогов урока
— С каким писателем мы познакомились на уроке?
— Что вы о нем узнали?
— Какие произведения прочитали?
— Сравните героев обоих рассказов.