Урок литературного чтения по теме из старинных книг

Цели:
Познакомить детей с мудрыми изречениями из старинных книг,
дать первоначальные представления о возникновении письменности на Руси,
показать, как выглядят старые книги и где они хранятся.
Продолжить работу над техникой чтения.
Помочь детям вспомнить правила обращения с книгой.
Развивать интерес чтению и истории.
Ход урока
Организационный момент.
Кошечка проснулась,  Сильно потянулась,  Вытянула шейку И уселась на скамейку.
Тренировочные упражнения по формированию навыка чтения (на доске или экран проектора). [2]
А) Чтение наиболее трудных однослоговых групп: (слайд №2)
Вверх
Хвост
Спорт
Вклад

Гвалт
Тракт
Холмс
Дрозд

Монстр
Перст
Столб
Склад

Смысл
Пёстр
Штамп
Треск

Б) Фразы для чтения: (слайд №3) [2]
Жнец жал рожь. Я вверх вез хлеб. Плох старый дом. На наш дом грач сел.
Проверка домашнего задания:
Выставка книжек - самоделок: "Моя первая книжка". (Каждая страница посвящена одной букве. Рядом предмет, на который она похожа. Подбери стихотворение. Сделай красивую обложку). Обзор, выбор детьми самых лучших.
Введение в тему урока. Подготовка к первичному восприятию. [1]
- Попробуйте прочитать слова, добавив гласные буквы: (слайд №4)
БРСТ, ЛТПСЬ, КНГ, ТТРД, ЧТН, ЧТТЛЬ
(Береста, летопись, книга, тетрадь, чтение, читатель)
- Отгадайте загадки: (слайд №5)
Сели птицы на страницы, Знают быль и небылицы. (Буквы)
Еду по грядам, Рву без счету,  А все цело. (Чтение)
Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешками, Разговаривает с нами Всем понятным языком. (Книга)
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Дети:
- О книгах и чтении.
Учитель:
- Верно, мы сегодня будем говорить не просто о книгах, а о мудрых старинных книгах, ведь самое великое чудо на свете - это книга. Познакомимся с историей возникновения письменности на Руси, посмотрим, как люди хранят и ценят старинные книги, как эти книги выглядят, какие мудрые мысли сохранились в них до наших дней.
Актуализация знаний.
Сценка.
В класс забегает Буратино:
- Ой, ребята, как я вовремя к вам попал на урок! У меня тоже есть книга, я ее целый год читал. Где же она? (Ищет в старом рваном мешке. Наконец, находит потрепанную грязную книгу с вываливающимися страницами.)
Учитель:
- Буратино, наверное, эту книгу еще твой дедушка читал. Ей сто лет!
Буратино:
- Да нет, мне её подарили в этом году на День рождения. Да вы не думайте, это не я виноват, что книжка такая стала. Это просто странички быстро испачкались и порвались. (Плюет на пальцы, или обильно слюнявит и перелистывает снизу страницы). А где остановился, я люблю загибать страничку! (Показывает). Просто, ее как ни возьми, из нее листы выпадают! (Трясет, взяв за угол обложки).
Ну вот, сами видите! (Бросает ее на пол.)
Учитель бережно поднимает книгу:
- Ребята, на мой взгляд, Буратино не умеет обращаться с книгой.
Какие правила ему надо запомнить?
Правила обращения с книгой: (слайд №6). [1]
Дети:
- Нельзя бросать книгу;
- Нельзя хватать за обложку;
- Нельзя страницы слюнявить;
- Перелистывать за верхний угол;
- В книги вкладывают закладки;
- Страницы не загибают.
Учитель:
- А как же называется твоя любимая книга?
Буратино:
- Русская азбука.
- Тем более, тебе надо ее беречь. По ней на следующий год будут учиться малыши. Ты ее сдашь в библиотеку, как выучишь буквы.
Буратино:
- А что такое библиотека?
- Это место, где хранят книги. Дают их на время людям: почитать.
(Чтение слов с доски хором: (Слайд№7)
Биб-ли-о-те-ка - библиотека;
- Это слово пришло к нам из греческого языка. Оно сложено из 2 частей "библиотек"- книга, и "тэке" - хранилище
Биб-ли-о-те-карь - библиотекарь-это человек, который выдает вам книги.
Прочитайте с доски текст, правильно произноси слова: (Слайд №8)[1]
Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу мог, В ней бывает КАРТОТЕКА, Специальный КАТАЛОГ.
(Чтение скороговоркой)
Физпауза. (Слайд № 9)
Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем, Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.
Работа с новым материалом. Чтение с доски, краткое обсуждение.
А) Прочитаем мудрые изречения из старых книг (Слайды презентации 2"Из старинных книг" -- № 3, 4)
О речи: (слайд №3)
Речи вести не лапти плести.
Когда говорят старшие, со вниманием слушай и не перебивай речи их.
Со словом обидным нельзя торопиться, чтоб завтра себя самого не стыдиться. (Н. Рыленков)
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Старики примечали: (слайд №4)
Воробьи прячутся за стреху - к буре.
Большие хлопья снега - к оттепели.
Ветер к вечеру усиливается - к ненастью.
Землю пересушишь - так и хлеба не укусишь.
Б) Чтение про себя изречений из старинных книг (Учебник)
Задание:
- Выбери для себя одно мудрое изречение, прочитай его красиво и объясни, почему ты выбрал именно эти слова.
(Несколько ответов учеников)
Исторические сведения по слайдам презентации:
- Вы сейчас учились мудрости у великих людей, которая сохранилась в старинных книгах. А как же появилась письменность на Руси? Как выглядят старинные книги и где они хранятся
Слайд №20
Работа со сказкой из книги, которой более ста лет. Сказка "Репка". Озвучивают дети
- Обратим внимание, что буквы немного не похожи на современные. Дети читают только первую строчку сказки по цепочке (или хором, в зависимости от подготовленности класса).
Не только в нашей стране любят и берегут книги, но и в других странах к этому великому чуду - КНИГА относятся бережно и трепетно.
Домашнее задание: (слайд №21)
Посмотрите, как по-разному выглядит Красная Шапочка в книгах других народов. Она-то маленькая девочка, то взрослая девушка, платья на ней по моде того времени, когда жил художник, или той страны, где эту книгу делали. Даже природа в книге такая, какой ее видит автор иллюстрации.
А мы, рассматривая эти картинки, читая мудрые книги, тоже становимся умнее. Надеюсь, у вас появится желание дома перечитать мудрые изречения в учебнике. А кто- то найдет книжку про Красную шапочку или про репку и почитает их. Вспомнит, о чем мы сегодня говорили, и захочет прочитать как можно больше хороших книг.
Читать в учебнике страницы 22, 23.
Смотрим сказку про Красную Шапочку в иллюстрациях из старинных книг разных стран и народов. (Слайд №23) (Эта сказка-на усмотрение учителя)
Итог урока:
- Может ли книга Буратино считаться старинной?
- Почему старинные книги так бережно хранит народ?
- Нарисуйте в тетради, какое настроение у вас появилось после этого урока?
 
Материалы для учителя.
Летопись - запись важнейших событий из года в год, из лета в лето.[1]
Береста - верхний слой коры, снятый с березы.
Берестяные грамоты - древнерусские письма на бересте ( до нас дошли 1000 берестяных грамот. Самые древние - письма мальчика Онфима, жившего в 13 веке.)
Свиток - свернутая трубкой рукопись из пергамента.
Тетрадь - греческое слово, в переводе означает четверка. Книги сначала писали на свитках, а позже на свернутых пополам листках. Такие листы объединялись в группы по 4 двойных листа.
Такие книги назывались ТЕТРАДЬ.
Пергамент - Специально обработанная кожа (телячья, баранья, свиная, козлиная), чтобы на ней можно было писать.
Повесть временных лет (также называемая "Первоначальная летопись" или "Несторова летопись") - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сводов начала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (в 3-й редакции). Датированная часть истории [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] начинается с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], начала самостоятельного правления византийского императора [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [2]
Стихи про Ивана Грозного:
Гроза с молоньей и раскатом  К исходу августа редка. Но в тысяча пятьсот тридцатом Она слетела свысока. И так ударила о землю, Когда родился Иоанн, Что громовым раскатам внемля, Ломали шапки много стран. И слух прошел в честном народе, Что это - знак небесных сил. За гром при ясном небосводе Младенец Грозным прозван был:
:Его друзья - алтарь и клирос. С Христом в душе, с крестом в руке Он на церковных книгах вырос, Как на духовном молоке.
Обняв его, мудрец Макарий Спешил за чтение засесть, Чтоб все, что издано веками, На древнерусский перевесть. В обгон шестнадцатого века Взрослел смышленый ученик, Беря на ум библиотеку Из всех сиявших в мире книг. И карту мира от Потопа Чертил Макарий перед ним: -Пеласгов стан и град Скифополь, Сиян-гора и Русалим:
Про библиотеку Ивана Грозного. [9]
"Библиотеку Иван Грозный унаследовал от его деда, великого князя Ивана III. А Ивану III их привезла в Москву из Византии в качестве приданого невеста Софья Палеолог. Согласно легенде, византийский император Константин XI подарил своей племяннице Софье семейную реликвию - большую часть книг Константинопольской библиотеки, спасенной от турок во времена Восточной Римской империи. В основу царской библиотеки легли более восьмисот книг, среди которых были "История" Тита Ливия, "Энеида" Вергилия, "Комедии" Аристофана, стихи поэта Пиндара, сочинения Цицерона, неизвестные поэмы Гомера, труды Аристотеля, Платона, Гая Светония, Публия Тацита и древнейшие Евангелия, способные перевернуть всю историю христианства, а также сочинения совершенно неизвестных авторов - Вафиаса, Гелиотропа, Замолея. Некоторые из этих книг хранились раньше в Александрийской библиотеке. Списки, свитки и книги в библиотеке были на разных языках, но в основном на латыни, греческом и древнееврейском. Иван III бережно и трепетно. 
В отделе рукописей Российской государственной библиотекихранится 600 тысяч рукописей, из них 60 тысяч древних, более трехсот греческих (в основном византийских). Некоторые из них относятся еще к VI веку н. э. Вполне возможно, что среди них есть и книги Софьи Палеолог. Если бы удалось разыскать библиотеку Ивана Грозного, находка стала бы поистине бесценной. Ведь в древности время было безжалостным к книгам - погибли многие великие библиотеки древности, книги уничтожались в пожарах, в войнах, истреблялись фанатиками веры. А в легендарной Либерии, наверняка, нашлись бы книги, которые считаются утраченными, и даже те, которые совсем не известны ученым. Так что все еще впереди."


Рисунок 1Рисунок 215