Обобщающий урок литературного чтения на тему Обобщение по разделу «Литературные сказки» (4 класс)


Обобщающий урок – КВН «Литературные сказки»
Форма проведения: урок-игра.
Цель: Повторить и обобщить пройденный материал по разделу « Литературные сказки».
Развить память, речь, мышление , умение работать в группе; обнаружить склонности к творческой   деятельности.         
 Воспитывать любовь к чтению сказок, нравственность, чувство товарищества, доброту, справедливость.  
Формировать уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Звучит музыка «В мире много сказок» и на ее фоне 3-е девочек садятся у импровизированного окна с книжками, а мальчик одевает корону.
Учитель
-Три девицы под окном читали поздно вечерком.
1 -ый ребёнок
- Кабы я была царица, ГОВОРИТ ОДНА ДЕВИЦА
Я на весь крещёный мир, книжкам сделала бы пир!
2- ой ребёнок - Кабы я была царица, ГОВОРИТ ЕЁ СЕСТРИЦА,
Я бы всем своим боярам, раздавала книжки даром!
3-ий ребёнок - Кабы я была царица, ТРЕТЬЯ МОЛВИЛА СЕСТРИЦА
Вместо комнат и палат – сотворила книгоград! (1слайд)
Учитель - Разговор услышал царь, стороны той государь, во всё время разговора он стоял позадь забора…
Мальчик (царь)
-Что ж голубушки - сестрицы! Выбирайтесь из светлицы, выходите из палат, заходите в Книгоград - капитанами групп.
Учитель
- У нас появилось три капитана, я попрошу их подойти ко мне и выбрать название своей группы.
( Карточки с названием групп расположены на доске обратной стороной. Каждая из капитанов выбирает одну из карточек. Так каждая группа получает название)-Итак, уважаемые гости, перед вами три группы– «Сказочники», «Волшебники», «Кудесники».
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы не просто играем, а повторяем раздел литературного чтения - ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ! Правила игры такие: вам будут даваться вопросы и задания, а вы должны посоветоваться со своей группой и решить вместе, дружно какой правильный ответ. У каждой группы на столе лежат флажки. Если будет готова отвечать, то её капитан обязан поднять флажок. Но это еще не всё. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами. Перед вами оценочные листы. Напротив каждого номера задания вы должны закрасить кружок одного из трех цветов. «Красный» - отлично, здорово, «зеленый»- хорошо, «синий» - можно лучше. ( Круги соответствующего цвета и значение расположены на доске)
3. Работа по теме урока
ЗАДАНИЕ № 1
- Давайте вспомним, сказки, каких авторов мы изучали в этом разделе: по автору называет каждая группа.
- Слово 1группе.
- Слово 2 группе.
- Слово 3 группе.
-Какого автора вы не назвали?
- Молодцы! Авторов, чьи сказки мы читали в разделе «Литературные сказки», вы помните. 
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами. Обращается внимание на доску)ЗАДАНИЕ № 2
- Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей, а вам нужно будет назвать полные их имена.
( Работа с мультимедиа- слайды 2,3,4,5)
Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова».
Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными.
(Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859)Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями
(Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы.
(Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)
- А следующего автора я предлагаю вспомнить всем вместе.           
Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.
(Павел Петрович Бажов (1879-1950)- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами).
ЗАДАНИЕ №3
- Каждый автор написал свою сказку.
- Помогите найти автору его сказку. Перед вами листочки с заданием. Вам надо соединить линией фамилию автора в левом столбике с названием сказки, расположенной в правом столбике. Напоминаю, если вы закончили работу, то капитан должен поднять флажок.(Дети работают самостоятельно, обмениваясь мнениями, на индивидуальных листочках)
Бажов П.П. «Городок в табакерке»
Аксаков С.Т. «Сказка о жабе и розе»
Гаршин В.М. «Серебряное копытце»
Одоевский В.Ф. «Аленький цветочек»
- А теперь проверьте сами свою работу и оцените её. ( Появляется 6 слайд с правильными ответами. Дети работают с оценочными листами).ЗАДАНИЕ № 4
- Вы любите отгадывать загадки? ( Да)
- Почему? ( Интересно проверить себя, помогают думать, размышлять)
- Вот и сейчас вам предстоит угадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной сказке встречается этот герой или предмет.
(Работа с мультимедиа- слайды 7,8,9,10,11,12)
1) Мордочка усатая, шубка полосатая,Часто умывается, но с водой не знается
(кошка Мурёнка) сказка «Серебряное копытце»
2 )Коль сожмешь ее сильней, –Больше будет силы в ней.
(Пружина) сказка «Городок в табакерке»
3) На кустах в саду растёт,Запах сладкий, словно мёд.Но нередко льются слёзыТех, кто рвёт их. Это?..
( розы) «Сказка о жабе и розе»
4)Выпуча глаза сидит,Непонятно говорит,Родилась в воде,А живёт на земле.
( жаба ) «Сказка о жабе и розе»
5) Бодает рожками, цокает ножками, трясёт бородой.
(козлик) сказка «Серебряное копытце»
6) Что круглое и без дна?
(кольцо) сказка «Аленький цветочек»
- Вспомните, как вы выполняли это задание и оцените себя сами. (Дети работают с оценочными листами).
4.Физминутка
- Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки.(слайд 13)
Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь,(приседания)Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда.(приседания)Валиком свободно спинку покрути.(повороты корпуса вправо-влево)Теперь, как молоточком, головку наклони(наклоны головы вперед, в стороны)И звонким колокольчиком, всем нам позвени.(движения кистями рук)
5. Работа по теме урока (продолжение)
ЗАДАНИЕ №5
- В каждой сказке есть главные герои, по картинке вам надо назвать героя, из какой сказки он, назвать автора, дать характеристику этому герою. ( Работа с мультимедиа- слайды 14,15,16,17,18,19)
1) Меньшая дочь из сказки «Аленький цветочек», Аксаков, добрая, послушная дочь, заботливая сестра, полюбила чудище и развеяла чары колдовства.
2) Девочка Дарёнка - Дарьюшка (подарок судьбы)из ск «Серебряное копытце» Бажов. Она сирота, ей 6 лет, поэтому одета бедно, доверчивая – идёт жить к деду Коковане, большая помощница, смелая девочка, любит животных.
3) Мальчик Миша из ск. «Городок в табакерке» - Одоевский. Он любознательный, воспитанный, внимательный, любопытный, добрый, любящий своих родителей.
4) Кокованя - это имя старика. Он большой, бородатый, любит сказывать сказки. Семьи у него нет, воспитывает сиротку. Характер добрый, покладистый (взял кошку), весёлый, ласковый, не жадный (взял камней полшапки).
Кокованя был охотником. Жил в лесу в балагане. Летом добывал золото, зимой охотился на козлов. Его мечта – встретить Серебряное копытце.
5) Чудище из ск. «Аленький цветочек», Аксаков, страшное, мохнатое, с диким голосом, но с доброй душой, ласковый, злая волшебница заколдовала его на 30 лет, а младшая дочь полюбила его и чары развеялись.
6) Девочка Маша из «сказки о жабе и розе», Гаршина. Добрая, заботливая, любящая своего брата.
( Если учитель считает, что группа не полностью охарактеризовала героя, то он задает вспомогательные вопросы).
-Оцените себя. (Дети работают с оценочными листами).
ЗАДАНИЕ №6
- Вспомни и вставь пропущенные слова.( Слайд 20)
Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кобаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
Проверка (Слайд 21)
ЗАДАНИЕ № 7
У каждой группы на столах карточки с текстом.
-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Чтобы эту работу выполнить , нужно хорошо знать сказку.
- Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д. Как называется сказка, и кто её написал.
Карточка.
Даренка и Кокованя отправляются в лес. (2)Кокованя забирает к себе Даренку. (1)Старик рассказывает про козлика. (3)Даренка и кошка остаются одни. (4)Кокованя вернулся. (6)Козлик появился. (5)Камни дрогоценные. (8)
Встреча с серебряным копытцем. (7)
*Проверка по образцу.  (Слайд 22)
ЗАДАНИЕ №8
 Но у нас есть еще один конкурс. «Юный сказочник».
- Задолго до урока у вас было задание сделать книжку- малышку и сочинить свою сказку. Вы готовы рассказать нам свои сказки? (Выставка работ детей)
6. Итог урока.
 И так, ребята, а что же самое главное в сказке, для чего они нам нужны? ( каждая сказка чему то учит)
-Да, сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
А чему же нас учит каждая из прочитанных сказок?
Городок в табакерке – с помощью фантастических героев мы узнали, как устроена музыкальная табакерка. Это познавательная сказка.
Сказка о жабе и розе – о доброте и зле. Роза - добрая, нежная, радуется жизни, а жаба – представляет собой жадность.
Люди, которые делают добрые дела – прекрасны, а жадные и ленивые –          
отвратительны.
В сказке серебряное копытце каждый из героев верил в чудо и хотел это увидеть.
Аленький цветочек - сказка, в которой добро побеждает зло.
   -Какой вывод можно сделать из нашего урока? ( Добро лучше, чем зло)
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока. ( Работа с оценочными листами) Расскажите о своей работе на уроке. Самооценка урока.
Ребята, у вас на столе собрались хризолиты, если вам было интересно на уроке, то возьмите зеленый , а если что-то вам не понравилось, или вызвало затруднение, то возьмите – красный камешек.
- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.
Я хочу закончить наш урок такими словам:
СТИХОТВОРЕНИЕ
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда_
Добро творить трудней.
Рождает зверя - зверь
Рождает птицу - птица
От доброго - добро,
От злого - зло родится
Добро, сколь ни было б мало
Гораздо лучше, чем  большое зло.
РЕФЛЕКСИЯ: - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и совершайте добрые поступки.
Оценки за урок:
Д/ЗПрочитать сказку «Аленький цветочек» по ролям.
1группа – «Жаба и роза»
2 группа – «Серебряное копытце».
3 группа - «Аленький цветочек»