Конспект урока русского языка Строение словосочетаний



Тема урока: Строение и значение словосочетаний.

Цели:
1. Образовательные: познакомить учащихся со строением словосочетаний и грамматическим значением.
2. Развивающие: научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять виды по грамматическому значению.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку.

Приемы работы: работа с таблицей, с тестом, с учебником.
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент: приветствие, сообщение темы и целей урока.
II. Проверка домашнего задания. Ученики читают составленные тексты на тему «Чем живет моя страна», указывают языковые средства, с помощью которых связаны предложения.
III. Новая тема.

1. Вступительное слово учителя: объявление темы и целей урока.
2. Актуализация знаний. Вводная беседа по вопросам:
- Что вы знаете о словосочетании, чем оно отличается от слова?
- Из каких частей оно состоит?
- Как в нем устанавливается связь слов?
- Словами какой части речи может быть выражено словосочетание?
3. Работа с таблицей. Заполняется примерами в ходе беседы, начиная с первого столбца. Позже заполняются два других, и делается вывод о строении и грамматическом значении словосочетания.


Словосочетания.
Строение
Грамматическое значение

Интересная книга



Решаем задачи



Писать грамотно




4. Работа с учебником. Чтение учащимися § 9-10, стр. 30-31.

IV. Закрепление.
1. Продолжение заполнения 2-го и 3-го столбца таблицы, добавляя примеры из очерка К. Г. Паустовского « Алмазный язык», с.29 учебника.

Словосочетания.
Строение
Грамматическое значение

Интересная книга
Прилаг. + сущест.
Предмет и его признак

Решаем задачи
Глаг. + сущест.
Действие и предмет

Писать грамотно
Глаг. + наречие
Действие и его признак










2. Установить смысловую и грамматическую связи в словосочетаниях и записать их (упр. № 55).

3. Игра «Четвертое - лишнее».
- Что не является словосочетанием?

1) Галстук из шелка; большой дом; бегать быстро; звезды мерцают.
2) Мальчики играют; построить дом; говорить громко; яркий свет.

- Почему данные слова не являются словосочетаниями? ( Они не зависят друг от друга, т.е. оба главные.)

4. Творческое задание.
Построить словосочетания, используя слова-паронимы в качестве главных слов:
представить - предоставить (например, представить друга - предоставить свободу); оделить- отделить; осудить- обсудить; вдохнуть - вздохнуть; здравица - здравница; дипломат - дипломант; отклик - оклик; поиски - происки.

V. Вывод. Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания. Словосочетаниями могут быть только самостоятельные части речи и не могут быть подлежащее и сказуемое.

VI. Проверочный тест по теме «Словосочетание»:

Найди словосочетания, соответствующие схеме: прил.+сущ.
А) русые волосы, б) большие глаза, в) скрипнула калитка, г) чистое небо, д) над белым;
Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл.+сущ.
а) выбежать из дома, б) легкий сон, в) затих до весны; г) смотреть молча, д) я читаю;
Найди словосочетания, соответствующие схеме: сущ+сущ.
А) из кустов, б) короткие дни, в) вода из кувшина, г) девочка с косичками, д) пройти к реке;
Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл.+нар. или нар.+гл.
А) привыкнуть к шуму. б) выбежать из кухни, в) смотреть долго,
г) интересный журнал, д) тихо журчал

5. Разберите словосочетания: писали сочинение, интересная тема, аккуратно записал, компот из ягод.

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание. Упр. 58, § 9-10
15