Урок русского языка в 9 классе Сложноподчиненные предложения. Строение СПП

Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненные предложения. Строение СПП."
Цель: закрепить знания учащихся о СПП, дать представление о его строении, научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент
Объявление темы и цели урока.
II. Словарная работа
Чтобы выжить, потому что повезло, если бы было, как будто зеркало, с тех пор как не виделись, когда придет ночь, зачем спрашивать.
– Правописание какой части речи мы повторяли? (Cоюзов.)
Перестройте предложение с причастным оборотом таким образом, чтобы вместо причастного оборота был глагол со словом который. Объясните орфограммы.
Прочита(н,нн)ая мной книга ок.залась интересной. (Книга, которую я прочитал, оказалась интересной)
III. Новый материал
1. – Какое предложение получилось? (СПП)
– Что вам известно о СПП?
– Найдите грамматическую основу в предложении и средство связи. Что можно сказать о строении СПП. (Предложения неравноправны между собой.)
– Найдите главное и придаточное предложения, постройте схему.
– Какими средствами связываются главное и придаточное предложения? (Подчинительными союзами и союзными словами.)
– Что можно сказать о пунктуации в СПП?
– Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)
– Какие союзные слова вам известны?
2. Различие между союзами и союзными словами.
Запись предложений.
Мы не видели, как ученики подошли к школе.
Я не знаю, как пройти к остановке.
– Чем связаны предложения? (Словом как.)
В каком предложении на слово как падает логическое ударение?
– Уберите из предложений слово как, какое предложение потеряло смысл?
– Попробуем заменить как на другое слово (Мы не видели, что ученики подошли к школе.)
(По ходу работы делается запись на доске.)
Вывод:
Союз
1. Можно убрать из предложения.
2. Можно заменить другим союзом.
3. Не является членом предложения.
Союзное слово
1. Является членом предложения
2. Падает логическое ударение.
IV. Закрепление материала
1. Проанализируйте предложения, постройте схемы.
Я верил, что мы достигнем цели. Мы ушли, когда на улице уже стемнело. Чтобы не проиграть ответный матч, команда должна усиленно тренироваться.
2. Перестройте простое предложение в сложное так, чтобы смысл остался неизменным.
Ребята с восхищением наблюдали за работой сложных машин. – Ребята с восхищением наблюдали, как работают сложные машины.
V. Самостоятельная индивидуально-дифференцированная работа
1-я группа: подобрать к предложениям соответствующие схемы.
2-я группа: дополнить предложения придаточными.
3-я группа: включить пропущенные союзы или союзные слова в предложения.
VI. Работа со словом
1. Комментарий, комментатор, популярный.
– Какие орфограммы встречаются в словах?
– Каково лексическое значение слов? (При необходимости обратиться к словарю.)
2. Составить СПП с одним из слов, записать его, построить схему.
VII. Итог урока – Что вы узнали о СПП? – Назовите средства связи в СПП? – Как различать союзы и союзные слова? Комментирование оценок.
VIII. Домашнее задание
15