Конспект урока по русскому языку на тему Строение и грамматическое значение словосочетаний. (8 класс)
Конспект урока русского языка
8 класс
Тема: Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели: повторить с учащимися синтаксическую единицу – словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания; развивать умение использовать полученные знания в устной и письменной речи, отвечать на вопросы, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.
Материалы и оборудование: презентационное сопровождение: таблицы, схемы, вопросы, задания; учебник.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Повторение
Наше занятие посвящено повторению материала о словосочетании. Как вы знаете, словосочетание является одной из единиц синтаксиса. Это номинативная единица синтаксиса. Объясните это понятие. В ответе опирайтесь на вопросы (Слайд 2)
Вопросы:
В чем сходство слова и словосочетания?
Чем отличается слово от словосочетания?
Чем отличается предложение от словосочетания?
Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему?
Вопрос: Подумайте и ответьте, какие группы из вышеперечисленных слов являются словосочетаниями, а какие нет. ( Слайд 3)
Осенний дождь, идет снег, распахнуть окно, рядом с деревом, по-домашнему вкусный, выбрать подарок, потемневший от времени, рассыпаясь искрами, выполнить задание, мнение высказано. (Ответ. Идет снег и мнение высказано словосочетаниями не являются, так как они представляют собой простые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого. Главные члены предложения не являются словосочетанием.)Вопрос: Расскажите о словосочетании, пользуясь вопросным планом на слайде. (Слайд 4)
Из каких частей состоит словосочетание?
Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?
Ответ: (Слайд 5)
Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Грамматическая - с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак действие), а другое – зависимое (поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного. Например, солнечный день (какой?) прил. + сущ.
Вопрос:
Словами, каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Составьте таблицу, иллюстрирующую то, что нам известно о видах словосочетаний по главному слову.
Ответ: (Слайд 6, 7)
Виды словосочетаний
Глагольные
Именные
Наречные
главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием
главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным
главное слово выражено наречием
Говорить громко, читать книгу
Деревья в лесу, недовольный работой
По-прежнему важно, незадолго до концерта
Выполните тест. (Слайд 8)
Вопрос: (Слайд 9)
Что вы можете сказать о словосочетаниях:
Четверо суток, несколько минут, стакан воды, Полкан с Барбосом (грелись), Большая советская энциклопедия, мы с тобой, кое - кто из студентов, золотые руки.Ответ:
Это неделимые словосочетания со значение совместности, с количественным значением, устойчивые (фразеологические) сочетания слов, собственные наименования, которые в предложении выполняют роль одного члена предложения.
Вопрос: (Слайд 10)
Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний?
Золотая монета - монета из золота, Спортивная обувь - обувь для спорта, Кожаная куртка - куртка из кожи, Правка редактора - редакторская правка, Кленовый лист - лист клена. Вопрос:
Какие способы связи слов в словосочетании вам известны? Заполните таблицу.
Ответ: ( Слайд 11)
4. Самостоятельная работа (Слайд 14, 15)
1. Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания
1 вариант
2 вариант
Гений Пушкина
Герои века
Становятся историей
Определили значение
Не находим следов
В современном веке
Останется в литературе
Позднейшие герои
Каменеют в неподвижности
При жизни авторов
Оставив права
Недаром поступили в роль
Вдумывающемуся в роль
В этой пьесе
Никакого самолюбия
Затерявшись в толпе
Бесчисленного хора
Остановиться на выводах
2. Из данных предложений выпишите все словосочетания и выполните их синтаксический разбор.
1 вариант: Позади молодой осинки высится старый лес.
2 вариант: Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.
5. Подведение итогов
На занятии мы повторили, что такое словосочетание, выяснили, в чем заключаются особенности его строения и грамматического смысла, составили таблицы, иллюстрирующие виды словосочетаний и способы связи в них, закрепили материал о словосочетании в ходе выполнения письменных упражнений.
6. Домашнее задание (Слайд 16)
Словарь
Составить связный рассказ о словосочетании.
Упражнение 71 (по заданию)