Технологическая карта урока по теме: Строение и грамматическое значение словосочетаний


Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии
«Развития критического мышления через чтение и письмо»
в современной информационной образовательной среде
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет Русский язык Класс 8
Тема урока Строение и грамматическое значение словосочетаний
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Формирование у учащихся представления о строении и грамматическом значении словосочетаний,
Формирование умения отличать словосочетание от слова и предложения, вычленять словосочетания из предложения. 1.Развитие способностей к самостоятельной аналитической работе с информацией
2. Развитие у учащихся логики, умения систематизировать, делать общие выводы Получат возможность научиться объяснять самому себе, «что во мне хорошо, что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Основные понятия, изучаемые на уроке Словосочетание.
Вид используемых на уроке средств Раздаточный материал, опорные схемы; интерактивная доска + компьютер
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1. Стадия вызова (вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала)
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Актуализация имеющихся знаний; пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации.
Длительность этапа 10 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Проверка опережающего домашнего задания, установление правильности и осознанности выполнения д/з, устранение обнаруженных пробелов
Методы обучения Метод вынужденного предположения
Форма организации деятельности учащихся Работа в парах через управляемый диалог
Функции/роль учителя на данном этапе Слушание ответов учащихся, корректировка выводов. Сообщение необходимых заданий.
Основные виды деятельности учащихся Учащиеся отвечают на вопросы учителя и учащихся, после чего записывают тему урока. Учитель раздает графическую таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)» и предлагает самостоятельно заполнить, обсуждая информацию в парах
ЭТАП 2.Стадия осмысления. ( организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организация обратной связи.)
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Поддержание активного восприятия новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.
Длительность этапа 15 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Предъявление учебного материала и организация работы с ним.
Методы обучения Метод прецедента
Средства для реализации данного вида учебной деятельности таблицы
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная работа и в парах
Функции/роль учителя на данном этапе Предлагает познакомиться с учебным материалом, размещенным в виде таблице на интерактивной доске и дополнительным материалом, который раздается каждому ученику
Основные виды деятельности Ученики читают материал, по мере понимания и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – «Узнал(а)» (напротив вопроса пишут ответ, новую информацию (которую не запрашивали) записывают ниже). Учащиеся работают самостоятельно.
ЭТАП 3. Стадия рефлексии. (проверка полученных знаний , коррекция)
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Выведение знаний на уровень понимания и применения; постановка новых целей
Длительность этапа 15 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Организация учебной деятельности учащихся по изготовлению учебного продукта (учитель), изготовление учебного продукта на основе предъявленного
Методы обучения Метод реификации (от англ. reity – материализовать).
Средства для реализации данного вида учебной деятельности Тексты, учебник, индивидуальный раздаточный материал таблицы
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная, коллективная.
Функции/роль учителя на данном этапе Опрашивает учеников, опираясь на их ответы, заполняет третью графу «Узнал(а)». предлагает дополнить графы «Категория информации» и «Источник информации».
Основные виды деятельности Ученики выполняют упражнения, заполняют таблицу. Составляют синквейн на тему «Словосочетание»
ЭТАП 4. Подведение итогов урока, объяснение выполнения домашнего задания.
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам. Ученики, используя составленные таблицы и синквейны, подводят итоги. Учитель корректирует ответы.
Получают домашнее задание с комментариями.
Данный урок разработан по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Работа по этой технологии способствует успешной подготовке школьников к итоговой аттестации. В основе данной технологии, как и в основе ФГОС ООО, лежит системно-деятельностный подход.
Ход урока.
Стадия вызова.
На интерактивной доске открыта верхняя часть таблицы.
слово словосочетание предложение
Чем отличаются записанные на доске единицы синтаксиса?
Зачитайте из предложений домашнего задания выписанные словосочетания. Как вы думаете, все ли названные сочетания могут быть отнесены к словосочетаниям? ( в течение каникул, Иван Сергеевич написал). Почему вы так считаете? С какими еще проблемами вы столкнулись при выполнении д/з? Учитель открывает всю таблицу, учащиеся сверяют выполненное задание, оценивают свою работу.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и одноклассников, после чего записывают в тетради число, вид работы и тему урока.
Учитель раздает графическую таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)» и предлагает заполнить две первые графы.
Знаю Хочу узнать Узнал(а)
Учащиеся заполняют таблицу, обсуждая информацию в парах.
Учитель опрашивает учащихся и предлагает классифицировать столбцы таблицы по «Категории информации» и по «Источнику информации».
Стадия осмысления.
Учитель предлагает ознакомиться с материалом учебника на стр.21-22 и заполнить выводы в грамматическую тетрадь.
СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ
а) ________ ____________
б) предлог + существительное

в)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

определительное обстоятельственное дополнительное
! Схема словосочетания – это отражение типа словосочетания и связи слов в нем.
Учитель выслушивает ответы учащихся и предлагает заполнить третью графу таблицы «Узнал(а)».
Стадия рефлексии.
Выполнение тренировочных упражнений на карточках раздаточного материала или по упражнениям в учебнике 32-34 (на выбор учащихся ) – работа в парах.
Учитель предлагает дополнить графу «Хочу знать» вопросами, которые ученики составляют сами или с помощью учителя.
Где вы можете найти ответы на эти вопросы?
Подведение итогов. Объяснения домашнего задания.
Теперь составьте синквейн на тему «Словосочетание». На данную работу вам дается 4-5 минут. Вы работаете самостоятельно.
Д/з: §6, упр.35 (выписать из текста по три глагольных и именных словосочетания, указать в них главное слово. Найти ответы на вопросы из графы «Хочу узнать».
Дидактический материал к уроку.
Выпишите по одному словосочетанию с различными грамматическими значениями. Запишите их схемы, указав главное слово.
Песня воды.
Весна собирает родственные звуки. Бывает, долго не можешь понять, что это такое. Вода ли булькает, тетерева ли бормочут, или лягушки урчат. Все звуки сливаются в одну песню воды, и над ней белеет бекас, вальдшнеп храпит, и таинственно ухает филин, все это странное пение птиц вышло из песни весенней воды.
По М.Пришвину.
Распределите слова и сочетания на три группу:
слова словосочетания предложения
интересный спектакль, в партере, делегат съезда, традиции школы, талантливый ученый, известный специалист, приоритет, секретарь директора, установлен рекорд, установил рекорд, вестибюль закрыт, холл гостиницы, в течение месяца Обоснуйте свой выбор.
Запишите по два словосочетания такого же строения, главные слова обозначьте.
Телефон директора
Вызвать секретаря
Запечатать сургучом
Стелящийся туман
Банки из-под краски
Возвратиться из-за дождя.