СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Т.В Манюкова учитель начальных тклассовМБОУ БГО СОШ №3
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» четко обозначено, что педагог имеет право использовать современные технологии, методы и формы обучения. Учителя, преподающие литературу на третьем и четвертом уровне общего образования, часто используют различные приемы – элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование различных видов наглядности, компьютерные презентации, выход в Интернет. Метод беседы – умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово педагога. Используют филологи в своей педагогической деятельности метод творческого чтения, эвристический метод, исследовательский метод, метод проектов, репродуктивный метод, методы и приемы эмоционально-образного постижения, методы и приемы истолкования произведений, метод художественной интерпретации, критико-публицистический метод, метод литературного поиска.
Метод беседы предполагает обращение к различным сторонам художественного произведения; ряд вопросов ориентирован на восприятие текста учениками. Аналитическая беседа предусматривает историко-литературное введение; важно учитывать факты биографии писателя, проблемы историзма. Обращаясь к методу выразительного чтения, необходимо учитывать значение повторного чтения и беседы по тексту.
Для современной методики остается актуальным определение меры между текстуальным анализом и объемом ученического чтения, не говоря уже о системе руководства выразительным чтением.
Даже в начальном общем образовании ученикам полезно вслушиваться в связную, последовательную речь. В целом же в начальном общем образовании чаще всего используется сократический, в старших – академический метод обучения литературе.
Существует понятие метод воспитательного чтения – чтение учителем, письменные заметки о прочитанном, беседа о прочитанном, письменное изложение впечатлений, исправление ошибок, чтение учеников, списывание с письменного текста и грамматические упражнения, самостоятельная подготовка к уроку литературы. Беседа с учениками о прочитанном имеет тройную цель: воспроизведение учениками главнейших, наиболее понравившихся каждому моментов из текста; комментирование прочитанного текста; оценка учениками главнейших, наиболее понравившихся каждому моментов из текста; комментирование прочитанного текста; оценка учениками под руководством учителя литературы явлений жизни, изображенных в рассказе, достоинств и недостатков самого рассказа.В условиях реализации ФГОС необходимо в преподавании литературы уделить особое внимание дальнейшей разработке таких методов как: выразительное чтение и художественное рассказывание, установление связей прошлого и настоящего, работа над самостоятельными выводами, самостоятельный анализ отдельных эпизодов и проблем, использование дискуссионного материала.
Лекция должна иметь основную цель, которая определяет подбор материала; включать материал художественных текстов. Особого внимания требует форма изложения, работа над планом, подбор цитат, отрывков из произведений. Предметом особых забот является речь учителя, ее эмоциональность, выразительность. Из приемов усвоения лекции можно назвать: работа над планом, запись материала, работа над обобщениями, составление синхронистических таблиц.
Работая над литературной темой, необходимо уделять внимание на приемах анализа текста: беседа с предварительной домашней подготовкой; доклады учащихся как важнейший вид самостоятельной работы. В старших классах в качестве приема анализа текста рекомендуется использовать свободную беседу, в том числе подготовленную группами учащихся; подготовку выразительного чтения как средства анализа текста. Из других методических приемов, используемых в старших классах, филологи используют работу с критической статьей, с историко-литературным материалом, использование зрительной, слуховой и синтетической наглядности.
Метод творческого чтения можно сочетать с другими методами, воплощенными в различных приемах и видах деятельности учащихся. При этом учитель ведет учащихся от непосредственных жизненных впечатлений, от активизации образов памяти к восприятию образов, созданных поэтами.
В работе учителя филологии все большее место занимает проблемная лекция, проблемная беседа, обсуждение проблем поэтики художественных произведений. А это требует включения деятельностного метода, личностно ориентированного обучения и технологии проблемно-0диалогового обучения.
Литература
Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.
Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971.