Технологическая карта урока литературного чтения на тему : Чтение русской-народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»


Реализация ФГОС на уроках литературного чтения во 2 классе
Автор: Шевченко А.И. студентка группы Ш-41
 
Урок литературного чтения, 2 класс
Тема:Чтения русской-народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Краткая аннотация. Тип урока: открытие новых знаний
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
Учебник «Родная речь», 3класс, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. УМК «Школа России»
Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
 Полное описание разработки
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной), обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты:
предметные:
Развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность.
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной), обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности. Развивающие: развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление.
Воспитательные: воспитание норм морали и нравственного через принятие идейной нагрузки художественного произведения, воспитывать умение работать дружно.
Оборудование: учебник, презентация (приложение), карточки для групповой работы.
Ход урока
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Деятельность учеников Формируемые УУД
Организационный момент -Здравствуйте, садитесь.
-Мы рады приветствовать Вас в нашем классе
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам Вас сегодня встречать
Но начнем, же урок, не будем зря время терять.
-Проверти все ли у вас готово к уроку. Проверяют готовность к уроку.
Личностные:
Формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательный деятельности.
Самоопределение к деятельности  - Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной сказкой. Прочитайте ключевые слова про себя. А кто готов прочитать вслух.
пить, колодец, копытце, купец, козленочек, ведьма (1 слайд)
 - Кто догадался, о какой сказке идет речь?
Отвечают на вопросы учителя:
-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Коммуникативные:
Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения
Работа по теме урока Прежде чем начнем читать, проведём работу по уточнению слов, предложений, словосочетаний:
стоит коровье копытце;
лошадиное копытце;
козье копытце полно водицы. (следы копыт животных, наполненные водой)
купец (Богатый торговец, тот, кто торговал)
ведомо (Известно)
Ножи булатные (Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой)
Нам предстоит найти в ней все особенности русской народной сказки.
 (чтение учителем и детьми сказки)
 - Вам понравилась сказка?
 - Почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней?
 - Найдите те моменты, которые очень похожи на песню.
(Песня козленочка:
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят маня зарезати. )
 - Есть ли здесь рифма, как в песне?
Тогда почему она звучит напевно? Здесь непривычный порядок слов, прилагательные стоят последними в строчке.
 - Такой прием в литературе называется «инверсия». Он характерен для русских народных сказок. Проведем эксперимент. Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным обыденной речи. Что заметили? (Исчезла напевность).
   Отвечают на вопросы учителя:
Коммуникативные:
Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения;
формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;
Познавательные:
Находить ответы на вопросы, работать с текстом.
Первичное восприятие текста
- А можно ли сказать, что она печальная?
 - Почему? (Много несчастий преследует брата и сестру. )
 - Давайте перечислим, какие несчастья их преследуют? ( «Сначала остались одни - одинешеньки», «Иванушка превратился в козленочка», « Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка». Коммуникативные:
Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи;
формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;
Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения;
Познавательные:
Находить ответы на вопросы, работать с текстом.
Анализ произведения  - определите вид сказки. ( Волшебная сказка. ) - Докажите. (Происходит волшебство: Иванушка превратился в козленочка и снова в человека; Аленушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Аленушкой. )
 - Что еще было «ведомо» Иванушке? (Что сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он мог с ней общаться. )
 - Сколько раз он просил выплыть ее на бережок? (Три раза. )
 - Найдите еще примеры действия магии числа три, поскольку это число волшебного мира. (Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться, три раза перекинулся через голову, чтобы обернуться мальчиком. )
 - а есть ли в этой сказке повторы слов? (Шли - шли, жить - поживать, одни - одинешеньки, подумала - подумала. )
 - Вернемся к названию сказки. Что заметили?
(Слова употреблены в ласковой форме. )
 - А есть ли в этой сказке еще слова в такой форме? Назовите их.
 - В каждой волшебной сказке герои отправляются в дальний путь и проходят испытания. Какие обстоятельства жизни заставили наших героев отправиться в дальнюю дорогу? ( Пошла Аленушка на работу, так как они осиротели. ) - Через какое испытание им предстояло пройти? ( Испытание жаждой, которого Иванушка не выдержал. ) - почему превратился в козленочка? (Не послушал старшую сестру. )
 - Что же им помогло выдержать все испытания? ( Они не оставили друг друга в беде и любили друг друга. )- Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Аленушка». (появляется картина)
(2 слайд)
Рассмотрите репродукцию.
 - Почему Аленушка такая печальная и задумчивая?
 - Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет?
 - Найдите его в тексте. ( «Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет». ) - Как удалось художнику изобразить ее беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон. )
 - Как вы думаете, какое настроение у Аленушки? (Очень грустное. )
 - Что в картине усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, темная вода, темный лес и одежды неяркие, блеклые. )
 - Почему художник выбрал осень?
 - А почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды? Кто самый догадливый? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке. ) - Что же роднит картину и сказку? (Грустное настроение и лирическая тональность) Коммуникативные:
Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи;
формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;
Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения;
Познавательные:
Находить ответы на вопросы, работать с текстом.
IX. Вторичный синтез (обобщение по произведению) -Что ты узнал об Аленушке и Иванушке?
-Расскажи об Аленушке какая она была?
-А какой был Иванушка?
-Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает? Отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные:
Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи;
Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения;
Познавательные:
Находить ответы на вопросы, работать с текстом.
V. Итог урока - Иногда сказки заканчиваются так: Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.
 - Какие выводы вы сделали для себя прочитав сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку?
(1. Не оставлять друг друга в беде; 2. Любить друг друга; 3. Слушать старших. )
 - Подходит ли наш девиз клуба к сказке?
Встаньте пожалуйста, мысленно положите на правую ладошку знания с которыми пришли на урок, а на левую знания которые открыли на нашем бюро сегодня, объедините их. Давайте похлопаем друг другу.
До новых увлекательных встреч! Коммуникативные:
Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи;
Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения;
Познавательные:
Находить ответы на вопросы, работать с текстом.
Рефлексия. (Дети подводят итог своей деятельности) На листочках чертят шкалу и отмечают успех своей деятельности звездочкой. Проводят самоанализ. Личностные:
-устанавливать связь целью учебной деятельности и её мотивом;
Домашнее задание