План-конспект урока Сольфеджио. Гармонические обороты в мажорном ладу и их выразительные особенности в музыкальных произведениях


План-конспект урока по учебному предмету «Сольфеджио» в 6 классе.
Тема урока: Гармонические обороты в мажорном ладу и их выразительные особенности в музыкальных произведениях.
Вид урока: урок комплексного применения знаний и навыков
Тип урока: комбинированный
Цель урока: закрепление в практическом материале (упражнения, музыкальные отрывки) теоретических знаний, интонационных и слуховых навыков
Задачи:
– использовать различные формы работы с гармониями;
– развивать навыки многоголосного пения;
– добиваться осознанного и точного интонирования;
– расширять слуховые представления о гармонических оборотах, умение их анализировать;
– воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на гармонические особенности музыкальных произведений.
Продолжительность урока: 60 мин.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Экспромт», К.-В. Глюк «Орфей», Р. Шуман «Бабочки», П. Чайковский «Неаполитанская песенка»)
Дидактические средства: схемы построения аккордов в тональности
Оборудование урока: фортепиано
Ход урока
Этапы урока Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1. Организация начала урока Настроить учащихся на работу, проверить готовность к уроку Проверка посещаемости
Сообщение темы и целей урока Подготовка к уроку, активизация внимания 2 мин
2. Хоровая разминка Добиваться осознанного и точного интонирования Настройка на работу в тональности Си мажор Хоровое интонирование гаммы Си мажор, пропевание отдельных ступеней гаммы и аккордов 3 мин
3. Устный опрос Проверка теоретических знаний Вопросы:
Главные ступени и их названия; Какие аккорды образуются на этих ступенях; Как называются их обращения; Что такое D7, где строится, как звучит; обращения D7 Ответы на вопросы преподавателя 3 мин
4. Интонационные упражнения на аккорды Развитие интонационного и гармонического мышления
Объяснение понятия полного гармонического оборота Пропевание полного гармонического оборота T35-S35-D7-T35
в Си мажоре 5 мин
5. Слуховой анализ гармонических оборотов Формирование и развитие гармонического слуха Проигрывание на фортепиано гармонических оборотов (T35-S35-D7-T; T35-T6-S35-D7-T; T6-S35-D2-T6) Запись в тетрадях прослушанных гармонических оборотов 7 мин
6. Введение нового аккорда Расширять слуховые представления о гармонических оборотах, умение их анализировать Проигрывание аккордовой последовательности
Объяснение правила VII7 Определение изменений в аккордовой последовательности Запись в тетради нового правила 8 мин
7. Гармонический анализ музыкального произведения Формирование элементарных навыков анализа музыкальной структуры Проигрывание на фортепиано музыкального произведения и разбор вместе с учащимися (Ф. Шуберт «Экспромт», К.-В. Глюк «Орфей», Р. Шуман «Бабочки», П. Чайковский «Неаполитанская песенка») Устный анализ музыкального произведения на слух и по нотам 7 мин
8. Подбор аккомпанемента Применение полученных знаний в незнакомом материале Проигрывание мелодии, объяснение задания Сочинение и запись аккордового сопровождения к мелодии 6 мин
9. Домашнее задание Закрепление изученных ранее терминов и понятий Проверка домашнего задания Интонирование гармонической последовательности с анализом, ответы на вопросы учителя 10 мин
9. Рефлексия Закрепление изученных на уроках понятий и терминов Контроль за точным интонированием последовательности,
Что мне сегодня удалось на уроке? Пропевание аккордовой последовательности,
Применение полученных знаний 7 мин
11. Заключительный этап Закрепление на практике теоретических знаний Объяснение домашнего задания Запись домашнего задания 3 мин