Дидактические игры с применением биоэнергопластики


Дидактическая игра
«У врача»
Упражнения для челюстей,
для губ, для языка.
Первично врачом становится логопед. Он одет в белый халат, на шее – фонендоскоп. Дети приходят со своими мамами (тоже дети) на прием, рассказывают, что их беспокоит. При этом врач просит раскрыть ротик в нужной позиции. Для того, чтобы горлышко было здорово, нужно повторить упражнение несколько раз. Затем дети становятся врачами и выполняют со своими пациентами нужные упражнения, согласно правилам.
2. Выработка правильного речевого дыхания
Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы, и состоят их трех фаз: выдох, пауза и вдох, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Зачем нужно правильное речевое дыхание?
Это физиологический процесс, человеку невозможно жить без него.
Чтобы правильно произносить звуки, слоги, слова на определенной длительности выдоха.
Чтобы выработать цельность выдыхаемой струи.
Чтобы на определенном объеме выдыхаемой струи сочетать движения с речью.
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающейся с соответствующими движениями.
При выполнении упражнений нужно строго соблюдать следующие пункты:
- не поднимать плечи;
- не напрягать туловище, грудь, живот;
- количество воздуха не должно быть слишком много;
- нужно избегать больших задержек дыхания;
- каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения сначала одним ребенком, затем небольшой подгруппой, затем со всеми детьми, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
В работе по развитию речевого дыхания необходимо уделять внимание:
- положению туловища, плеч, подбородка;
- направленности воздушной струи;
- ее целостности;
- силы выдыхаемой струи;
- все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха.
Упражнение 1. Встать прямо, спины выпрямить, правую руку положить на область диафрагмы, левую – на пояс – выдох. Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдох через рот цельной и длительной струей. Повторить 2-4 раза.
Если не все дети выполнили подготовительное упражнение правильно, то педагог занимается с ними отдельно. Упражнение можно выполнять и лежа.
Упражнение «Жучки» - вдох через нос, живот вытянуть вперед, выдох через рот, живот втянуть.
Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт.
В качестве практического материала на занятиях используются различные нетрадиционные атрибуты: клубок ниток, катушка с нитками, карандаши (гладкие, граненые, тонкие, толстые), природный материал – листочки, цветок, носовой платок, надувные шары, плавательные игрушки – уточки и многое другое.Упражнение 2. «Намотай – размотай клубочек»
Цель: формирование длительного речевого выдоха и вдоха, развитие внимания, пространственного представления.
Вариант 1. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе – разматывают (быстро или медленно – по заданию).
Вариант 2. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе – называют гласные (согласные) звуки.
Упражнение «Мой любимый карандаш»
Цель: развитие силы выдыхаемой струи, ее цельности, правильной направленности.
Карандаш лежит на столе. Ребенок стоит коленками на подушечке, подбородок прикасается верхнего края стола. Дует на середину предмета, чтобы он покатился. Ребенок дует сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый, также на листочек с дерева, на уточку в бассейне. Обращается внимание на цельность струи, ее силу и избирательность.
Упражнение «Бассейн», «Уточка»
На столе стоит миска с водой, в ней плавает уточка. Ребенок подходит к миске, ставит подбородок на уровне ободка миски, выбирает объект, дует. Обращается внимание на то, что струя воздуха идет выше уровня воды.
Упражнение «Волна»
Цель: развитие силы выдыхаемого воздуха, фиксация вибрации воздуха.
У детей в руках носовые платочки, свернутые по середине. Их надо держать за края. При изучении звуков: П, Ф, Д, Т, В, Б, платочки фиксируются перед ртом. Дети называют эти звуки, видят вибрацию воздуха, запоминают разницу силы выдыхаемого воздуха при произнесении этих звуков.
Упражнение «Ах, как пахнет»
Цель: развитие речевого дыхания, правильно произношения нарастающей фразы на одном выдохе, развитие обоняния.
Дети сидят на стульчиках, у них в руках ароматный цветок. Логопед произносит фразу, при этом вдох через нос, выдох через рот, затем фраза:
- Ах!
- Ах, пахнет!
- Ах, как пахнет!
- Ах, как приятно пахнет!
- Ах, как приятно пахнет цветок!
- Ах, как приятно пахнет полевой цветок»
Возможен другой речевой материал.
3. Движения, сочетаемые с речью
Массаж ладоней – эффективный метод терапии. Стимулирующее воздействие на нервные окончания на ладонях изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию.
Цель: стимулировать функциональное состояние коры головного мозга; усиливать ее регулирующую и координирующую функции.
Упражнения:
«Гладь мои ладони, ёж»,
«Мне дала синичка
хрупкое яичко»
Упражнение «Гладь мои ладошки, еж»
Берем две массажные щетки и проводим по ладоням ребенка (его руки должны лежать на столе ладонями вверх), делая одно движение на каждый слог или на каждое слово.

Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом взрослый держит щетки щетинкой вверх, ребенок гладит ладошки мягкой стороной со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Упражнение «Мне дала синичка хрупкое яичко»
В руках у детей каучуковый мячик или каштан (грецкий орех) как яйцо птички. Ребенок держит предмет – руки как гнездышко, потом катает предмет между ладонями: одна сверху другой и наоборот.

Птичка веток набрала, Ты яичко покатай,
Крепко гнездышко свила Но из рук не выпускай:
И снесла яичко Умничка – синичка.
Очень хрупкое оно – Так у птиц заведено.
4. Развитие пальцевой моторики – это игры с пальчиками, которые развивают центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.
Упражнения:
«Будь сильней, моя рука»,
«Все узлы перевяжу».
Цель: развивать речевые центры, способствовать согласованной работе
понятийного и двигательного центров речи.
Упражнение «Будь сильней, моя рука» - упражнение на развитие силы кистей рук, повышает тонус коры головного мозга.
его на каждый слог, слово:
left0
Я сожму свое кольцо –
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
Пополам его согну
И восьмеркой заверну.
После каждой строчки – руки меняются. Темп медленный, по мере усвоения – ускоряется.
Упражнение «Все узлы переберу».
Ритмический перехват развивает чувство ритма и координацию движений, формирует пространственное представление (слева направо), формирует синхронность выполнения движения и слова.
Зleft0авязываем на веревочке 8-16 узелков и натягиваем ее горизонтально. На каждый слог (слово) ребенок хватается за узелок.
Я хватаюсь за веревку
Правой ловко, левой ловко.
Все узлы ее беру
И играю поутру.
Упражнения:
«Здравствуй пальчик,
старший брат»
«Каждый пальчик –
ловкий мальчик».
5. Снятие напряжения мышц шеи и плеч – упражнения вызывают прилив крови к речевым органам, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
Цель: вызывать прилив крови к речевым органам, тем самым подготовиться к артикуляционной гимнастике.
Упражнение
«Нашим плечикам и шее
с физкультурой веселее»
6. Самомассаж лица и шеи
Цели: готовить мышцы лица и шеи к артикуляционной гимнастике, вызывать прилив крови к ним, помогать ребенку лучше улавливать ощущения от работы этих мышц и управлять ими, делать мимику выразительнее.
Упражнение
«Не циркач и не артист –
Сам себе я массажист»
7. Развитие общей моторики – упражнения помогают согласованно выполнять движения тела и речи.
Цель: разнообразить развитие общей моторики (для ног и стопы).
Упражнения:
«На ногах носки и пятки
Тоже просят физ. зарядки»
«Вышла курочка –
хохлатка»
8. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для выполнения более точных движений артикуляционного аппарата при постановке того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти и языка.
Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук.
Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
9. Повторение ритмов.
Использовать эту часть, если ребенок плохо проговаривает слова, пропускает слоги, переставляет звуки или слоги, заменяет другими звуками, при умении изолированно правильно произносить нужные в слове звуки.
Упражнение «Повтори за мной»
4 этап – автоматизация полученных навыков.
Знакомые упражнения дети закрепляли в речевом уголке самостоятельно.
Повышали интерес к занятиям схемы, игровые атрибуты, индивидуальные корзинки с «начинкой» - практическим материалом (веревочки с узелками, прищепки, массажные губки, крышечки).
Родители, дети которых имели более сложную речевую патологию, выполняли дополнительно дома упражнения с практическим материалом.
Домашняя работа имела рубрику:
«Мама, папа,
поиграй со мной».
После усвоения игровых приемов в комплексе, можно и нужно подбирать материал отдельно по каждому пункту, используя нетрадиционные формы работы.
Логопед сам определяет, что наиболее важно взять в схему занятия, ставя определенные дидактические задачи. На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.
Для осуществления выполнения правил игр и упражнений, педагог может определить некоторые приемы воздействия на детей:
- показать образец, дать выполнить упражнение одному ребенку;
- предложить сделать упражнение по очереди;
- разделить детей на подгруппы, связанные с ситуацией игры;
- одновременно решать игровые задачи с группой детей.
Элементы биоэнергопластики, дидактические игры и упражнения с использованием атрибутики по биоэнергопластики используются и при формировании лексико–грамматических категорий.
Каждый вид игры требует своеобразных приемов руководства, руководит сам педагог.
Советы логопеда:
Практический материал, который используется в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, использовать, поиграть так, как он этого хочет, а затем подавать его в нужном контексте.
Ребенок должен положительно воспринимать практический материал, для этого нужно его обыграть.
Наглядный материал, его количество и качество (по количеству детей, по качеству материала) должен быть безопасным и не нанести вред кожным покровам рук.
Использовать образность при работе с материалом. Придумывать различные игры и игровые приемы. Героев, используя атрибутику по биоэнергопластики.
Поэтапное выполнение действий и упражнений (как держать тот или иной материал, в какой руке, каким образом фиксировать начало действия, конец).
Строгая дозировка материала. Практический материал (массажные губки, карандаши, эспандеры) могут использоваться в течение всего занятия, чередуя их. Но речевой материал должен быть строго дозирован по сложности его произношения, по количеству слов в нем, по качеству выполнения действий).Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем подгруппой, последний этап – фронтально.
Качество выполнения действий. Обязательно учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.
Использовать ритм, темп действий с атрибутикой по биоэнергопластике, согласно индивидуальных возможностей детей. Учитывать состояние моторики пальцев, согласованность действий, ритм медленный – движения на каждое слово, слово делят на слоги – движения на каждый слог, поэтапное чередование медленного и быстрого темпов – по мере овладения детьми синхронным действием руки и речи.
10. Темп речи напрямую зависит от быстроты выполнения действия с атрибутикой. Но это также зависит от индивидуальных возможностей детей – логопатов.
11. Запоминание текстовок идет постепенно. Речевой материал должен быть доступен каждому ребенку по пониманию его и по произношению.
12. Подбирая дополнительный речевой материал к каждому этапу и каждой части комплекса, следует учитывать цели данного раздела, особенности подачи материала, строго придерживаться очередности частей. Эти игры и упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей.
Основные условия проведения таких занятий:
- внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук;
- четкое выполнение каждого движения;
- небрежность недопустима;
- упражнений выполнять многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога);
- использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики.
Д/игра «Лягушки на болоте»
Дети одеты в маски лягушек.
На болоте сидит лягушка (игрушка) и показывает, как она ловко ловит язычком мошек и комаров.
Дети выполняют заданные упражнения
и повторяют их многократно. Лягушка следит за четкостью выполнения движений.
Д/игра «В гостях у Самоделкина»
Грустная девочка спешит к Самоделкину, потому что у нее сломалась кукла, она не может говорить.
Самоделкин дает задание кукле и просит его выполнить девочку.
Упражнения повторяются многократно.
Девочка благодарит Самоделкина и спешит домой.
Упражнение – сказка «У бабушки с дедушкой»
Цель: использовать упражнения для улучшения дикции и мимики.
2.2. Рекомендации по использованию систематизированного комплекса игр и упражнений «Биоэнергопластика»
Методика игровой деятельности в устранении у детей общего недоразвития речи направлена на формирование у детей-логопатов определенных умений и навыков в преодолении трудностей при постановке звуков. В данном случае упражнения по развитию артикуляционного аппарата, развитию речевого дыхания, различные нетрадиционные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук (массаж ладоней кистей рук).
Данный комплекс способствует созданию единого комплексного подхода при решении задач в коррекционной работе с детьми-логопатами.
Данные игры и упражнения могут использоваться как элемент какого-то занятия, так и отдельные игровые приемы.
Но важно знать, что сначала ведется работа по развитию артикуляционного аппарата (биоэнергопластика). Затем по развитию речевого дыхания.
Далее используются игры и упражнения, сочетаемые с речью:
массаж ладоней,
массаж кистей рук,
массаж силы кистей рук,
игры с пальчиками,
упражнения для плеч и шеи,
самомассаж лица и шеи,
упражнения для развития общей моторики,
артикуляционная гимнастика (традиционная),
упражнения на развитие ритмов.
После усвоения этих игровых приемов в комплексе, можно и нужно подбирать материал отдельно по каждому пункту (это касается работы в старшей группе ), используя нетрадиционные формы работы.
Логопед сам определяет, что наиболее важно взять в схему своего занятия, выполняя определенные дидактические задачи.
Это может быть и артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика), упражнения по развитию речевого дыхания( какой- то из элементов), игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук.
На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.
В дальнейшем речевой и практический материал усложняется. Для осуществления выполнения правил игр и упражнений, педагог может применить некоторые приемы воздействия на детей:
— показать образец, дать выполнить одному ребенку упражнение,
— предложить сделать упражнение по очереди,
— разделить детей на подгруппы, связанные с ситуацией игры: от правильности выполнения действий, от каждого играющего зависит общий выигрыш,
— одновременно решать игровые задачи.
Каждый вид игры требует своеобразных приемов руководства, руководит сам педагог.