Упражнения для артикуляционной гимнастики ( описание)Приложение к презентации


Упражнения для артикуляционной гимнастики.
(упражнения делать до счета «пять», потом до счета « десять»)
Составила: учитель-логопед Кимсанова Д.В.
1.«Открыть-закрыть от». Открыть рот как можно шире, удерживая его в таком положении до счета «пять», потом закрыть.
2. «Улыбка - трубочка». Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять». Потом сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать губы в таком положении до счета «пять».
3. «Лопаточка - иголочка». Улыбнуться, открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать губы в таком положении до счета « пять». Потом высунуть острый язычок изо рта. Удерживать губы в таком положении до счета «пять».
4. « Чашечка». Улыбнуться, открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть бока языка в виде чашечки (чтобы чай не проливался) и оторвать от нижней губы. Удерживать губы в таком положении до счета «пять». Повторить 3-4 раза.
5. «Конфетка». Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались конфетки.
6. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторять 4-5 раз.
7. «Чистим зубы». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно « почистить за нижними зубами (влево-вправо) под счет взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и сильно «почистить» за верхними зубами (рот при этом широко открыт).
8. «Грибок». Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 8 (потом до 10).Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
9. «Качели». Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторять 8-10 раз.
10. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторять 8-10 раз.
11. «Дождик идет». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Следить, чтобы работал только кончик языка. Потом дождик стал стучать по другому «Д-дд , Д-дд…». Первый звук произносится сильнее. Выполнять 10-15 секунд. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д». Выделенный звук усиливаем голосом.
12. «Лошадки». Улыбнуться, открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язычок. Выполнять 10-12 секунд, увеличивая темп.
13. «Пчелка». Улыбнуться, открыть рот, загнуть язык в виде чашечки и жужжать как жук. Широкий передний край языка поднимается к передней части твердого неба, при этом образует щель.
Используемая литература: М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» М.1997 г.