Обобщение опыта по теме Формирование разнообразного жизненного опыта учащихся на уроках истории и обществознания
Список ИПМ
ИПМ 1 – Сведение об авторе.
ИПМ 2 – Условия формирования опыта.
ИПМ 3 – Теоретическая интерпретация опыта.
3.1. Актуальность педагогического опыта.
3. 2. Теоретическая база опыта.
3. 3. Адресная направленность опыта.
3. 4. Область применения опыта.
3. 5. Новизна опыта.
ИПМ 4. – Технология опыта по созданию условий в процессе обучения для формирования разнообразного жизненного опыта учащихся.
4.1. Технология работы с содержанием учебного материала для создания условий формирования познавательного компонента жизненного опыта на уроках.
4. 1. 1. Проблемно-ценностная дискуссия.
4. 1. 2. Методическая разработка урока с фрагментом дискуссии по курсу «Обществознание» по теме «Глобализация современного общества». 10 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 1. 4. Использование алгоритмов (модулей) на уроках истории.
4. 1. 5. Методическая разработка урока с использованием работы по алгоритму по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века » по теме: «Удельные княжества Руси». 6 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 1. 6. Алгоритмы (модули) для работы с информационными источниками.
4. 1. 7. Содержание учебных программ факультативом и элективных курсов, направленных на создание условий для формирования познавательного компонента жизненного опыта учащихся.
4. 1. 8. ПРИЛОЖЕНИЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.
4. 2. Технология работы с процессуальным компонентом учебного материала для создания условий формирования разнообразного жизненного опыта учащихся.
4. 2. 1. Кооперативная деятельность как условие формирования опыта коммуникативности и сотрудничества.
4. 2. 1. Групповая работа
4. 2. 1. Методическая разработка фрагмента урока с использованием групповой формой работы по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» по теме: «Политика первых русских князей». 6 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 2. Методическая разработка фрагмента урока с использованием групповой работы по курсу «Обществознание» по теме: «Гражданин – отечества достойный сын. Права и обязанности граждан РФ». 6 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 3. Методическая разработка фрагмента урока с использованием групповой работы по курсу «История России ХХ век» по теме: «СССР в период правления Н. С. Хрущева». 11 класс, профильный уровень
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 4. Работа в парах.
4. 2. 4. Методическая разработка фрагмента урока с использованием работы в парах по курсу «История древнего мира» по теме: «Законы царя Хаммурапи». 5 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 5. Методическая разработка фрагмента урока с использованием работы в парах по курсу «История древнего мира» по теме: «Обобщающий урок с элементами взаимозачета в парах по истории Древнего Египта». 5 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 6. Дидактические игры как условие формирования деятельностного компонента жизненного опыта.
4. 2. 6. Методическая разработка фрагмента урока с элементами деловой игры «Потребительское тестирование» по курсу «Обществознания» по теме: «Экономический интерес, экономическое поведение». 11 класс
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 7. Методическая разработка урока с элементами игры по курсу «Обществознания» по теме: «Одноклассники, сверстники, друзья». 6 класс
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 8. Методическая разработка урока с элементами игры-путешествия по курсу «История древнего мира» по теме: «Сокровища Древней Греции». 5 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 9. Технология создания условий опыта самовоспитания и планирования жизненной успешности как компонента жизненного опыта
4. 2. 9. Урок-семинар.
4. 2. 9. Методическая разработка урока-семинара по истории России с древнейших времен до начала XIX по теме: «Историческая оценка политики опричнины Ивана Грозного» (10 класс, базовый уровень)
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 10. Методическая разработка урока-семинара по истории России XX века по теме: «Спорные вопросы в изучении Великой Отечественной войны» (11 класс, профильный уровень)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИПМ 5. – Результативность опыта.
Обобщение педагогического опыта.
1. Тема опыта: «Формирование разнообразного жизненного опыта ребенка в процессе обучения истории и обществознания».
2. Идея опыта: создать условия на уроках истории и обществознания при помощи использования различных методов и приемов личностно ориентированного обучения для формирования разнообразного жизненного опыта ребенка на уроках истории и обществознания.
ИПМ 1. Сведения об авторе.
Башкина Людмила Алексеевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 1995 год
Учитель истории (квалификация учитель истории и права)
МОУ «Киреевская СОШ № 7», учитель истории и обществознания (совместитель), Районный методический кабинет комитета по образованию администрации муниципального образования Киреевский район, методист
Педагогический стаж - 15 лет
В должности учителя – 15 лет, методист – 4 года
Высшая категория
Курсы повышения квалификации учителей истории – январь – апрель 2011 г.
Почетная грамота Департамента Тульской области (приказ от 11. 07. 2005 № 804)
ИПМ 2. Условия формирования опыта.
В 2002-2003 учебном году я работала в МОУДОВ ИАЦ ГУО Управы г. Тула руководителем информационной службы и проходила курсы повышения квалификации для методистов различных методических служб в ИПК и ППРО Тульской области. Несколько занятий курсов лекции читала О. В. Заславская, профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социально-педагогических проблем образования института повышения квалификации. Эти лекции знакомили с идеями гуманизации образования в современных условиях. Именно там прозвучала мысль о формировании разнообразного жизненного опыта учащихся в образовательном процессе, как непременном условии и признаке гуманистической парадигмы образования. Я начала знакомиться с соответствующей педагогической литературой по данной проблеме и решила, что именно эта идея нужна мне в качестве основной для построения собственной профессиональной деятельности.
С 2003-2004 учебного года я работала в МОУ «Киреевская гимназия» социальным педагогом и учителем истории. Мой приход в социальную педагогику был сознательным. Именно на этом «поле деятельности» я видела возможным «проращивание» у детей разнообразных жизненных практик, что способствовало получению разного социального опыта. На своих уроках истории я тоже начала создавать педагогические условия для становления опыта взаимодействия, поддержки и партнерства, успеха и переживания неудачи, опыта принятия решения, опыт ведущего и ведомого и др. Условия гимназии позволяли этим заниматься. С одной стороны, подготовленные учащиеся - старшеклассники, нацеленные на успешное окончание школы и поступление в ВУЗы, а с другой – творческий коллектив, доброжелательная администрация, которая всегда поддерживала новые идеи. Я входила во временные творческие группы (ВТГ), одной руководила сама, являлась членам Научно-методического совета гимназии, активно принимала участие в различных мероприятиях, проводимых в гимназии и районе.
В период работы в гимназии с 2003 г. по 2006 г. я занималась научно-исследовательской работой по теме «Роль социального педагога в создании условий для развития личности ребенка», где одним из условий являлось вовлечение детей в разнообразную деятельность с целью формирования разнообразного социального опыта. Затем эту идею я стала разрабатывать относительно учебного процесса, так как в полнее очевидно, что в воспитательном процессе такие условия обеспечить немного проще из-за специфики самой воспитывающей деятельности. Применяя основные положения теории воспитательных систем Л. И. Новиковой, я все-таки вижу образовательный процесс как систему, где учебная, внеклассная и внеучебная деятельность – элементы одного целого механизма. Следовательно, ещё логичнее определять цель для всей своей образовательной деятельности, подбирать соответствующие методы и технологии, выстраивать определенные отношения.
Учащийся за 11 лет школьной жизни должен получить не только предметные знания, умения и навыки, из которых ему не все даже пригодятся в жизни, но и прежде всего опыт «переживания» (в смысле прохождения) разных жизненных ситуаций, чтобы встретившись с подобным за порогом школы, сумел справиться.
Таким образом, в условиях личностно ориентированного образования, где ценностью образовательного процесса является сам человек, а учение выступает фактором преобразования школьником своей личности, возникает противоречие между опытом, который целенаправленно получает ребенок в процессе обучения, и опытом, который он использует во внеучебной деятельности, в реальной жизни (поиска решения в ситуации неопределенности, разумных альтернатив, сложных задач познания и его стратегии и тактики, общения и работы в группе, лидерства и подчиненности, преодоления эгоистических порывов и т. п.)
В данный момент я работаю учителем истории и обществознания в МОУ «Киреевская СОШ № 7» и методистом районного методического кабинета. Образовательное учреждение является базовой площадкой кафедры социально-педагогических технологий ИПК и ППРО ТО, работает над проектом «Школа социальной успешности». Эта тема близка моему педагогическому опыту, так как без формирования у обучающегося разнообразного жизненного опыта в процессе образовательной деятельности, без развития в нем умения проектировать свой жизненный план трудно говорить о социальном успехе.
ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта.
3.1. Актуальность педагогического опыта.
Центром и целью гуманистической педагогики становится личность, максимально стремящаяся к реализации своих способностей, открытая для восприятия нового опыта, способная к осознанному и ответственному выбору в различных жизненных ситуациях. В этих условиях актуальным выглядит обращение к возможностям дидактического процесса в формировании жизненного опыта личности.
В программе ЮНЕСКО, посвященной стратегии развития образования в мире, подчеркивается роль и место формирования личности в процессе образования вообще и жизненного опыта как основы социально-нравственной установки личности в частности. Программа международной оценки старшеклассников, принятая к реализации с 2002 года, также особое внимание уделяет процессу становления личности школьника, причем не с точки зрения передачи репродуктивного, традиционного знания, а с точки зрения формирования «знания циркулирующего в непрерывно развивающемся обществе». Отсюда – приоритетное значение уделяется опыту личности. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта в качестве целей отмечено: «приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания». Это означает, актуальность идеи использовать учебный процесс для формирования разнообразного жизненного опыта ученика, через создания условий. Говоря об условиях, следует также сослаться на федеральный компонент, который ориентирован на деятельностный подход, на «формирование ключевых компетенций, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни». Условия – это технологии и методические приемы, способствующие активизации учебной деятельности, но в преломлении их на задачу – формирования разнообразного жизненного опыта. Сегодня личностно значимым учением считается то, где есть не только «приращение» знаний, но личностная самореализация ученика, развитие «личностного способа жизнедеятельности». Идея построения уроков истории и обществознания с помощью таких приемов и технологий, которые способствуют формированию разнообразного жизненного опыта, то есть способствующих развитию активности личности, интересна и современна.
Особую актуальность моя тема педагогического опыта приобрела в связи с обсуждаемыми Федеральными образовательными стандартами второго поколения, где большое внимание уделяется вопросу формирования универсальных учебных умений.
3. 2. Теоретическая база опыта.
В отечественной психологии и педагогике проблемы формирования, развития жизненного опыта ребенка нашли отражение в работах Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, В. В. Краевского, Х. Й. Лийметса, Л. И. Новиковой, П. И. Пидкасистого, В. В. Серикова, М. Н. Скаткина, И. С. Якиманской, Е. Н. Щурковой и других. Причем сам «опыт» выступает как единство когнитивного, деятельностного и эмоционально-ценностного компонентов, как источник и одновременно результат многообразной деятельности и отношений. Подчеркивается, что в процессе обучения происходит взаимодействие культурно-исторического опыта с жизненным опытом учащихся. Организация образовательного процесса с опорой на этот опыт в свою очередь позволит раскрыть богатые возможности обучения и воспитания в развитии субъективного мира учащихся. В то же время в условиях пока ещё знаниецентристского характера образования обучение выступает в наибольшей степени как источник формирования лишь познавательного опыта (опыт решения учебных задач), что снижает его возможности на процесс становления личности ребенка. А ведь большая часть времени в школе – это уроки. Получается, что урок должен стать тем самым местом, где происходит приращение разнообразного жизненного опыта ребенком. Возникает проблема:
- какой опыт и зачем он необходим ребенку,
- при каких условиях обучение может стать источником реального жизненного опыта учащихся,
Попытаемся в теоретическом обосновании коротко осветить поставленную проблему.
1. В работах различных философ опыт выступает как форма духовно-практического освоения действительности, которая, с одной стороны, служит основанием духовного постижения предметов, а с другой – оказывается непосредственно связанной с преобразованием окружающей действительности в соответствии с социальными потребностями субъекта. В общем русле работ по анализу вопроса о жизненном опыте интересна точка зрения И. С. Якиманской. Она использует понятие «субъективный опыт», который является опытом жизнедеятельности ребенка, приобретается им в условиях семьи, социокультурного пространства, в процессе взаимодействия с окружающей действительностью. Опыт ученика выступает показателем его индивидуальности и условием становления его субъективной позиции. В состав содержания субъективного опыта И. С. Якиманская включает предметы, представления, понятия; операции, приемы, правила выполнения действий; эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы). Основным источником формирования опыта может стать «специально организуемое обучение», так как в образовательном процессе происходит взаимодействие жизненного и общественно-исторического опыта. Вопрос о том зачем необходим ребенку опыт может быть раскрыт с точки зрения И. Я. Лернера, который признавал значение опыта учащегося в личностном развитии в ходе процесса обучения. В учебной деятельности происходит взаимодействие уже осознанной информации с вновь поступившей, прежнего опыта человека с новым, в результате чего происходит «превращение уже накопленного социального опыта в достояние личности и тем самым в её свойство». Интерес представляет работа Н. Е. Щурковой «Формирование жизненного опыта у учащихся», где дана классификация различных видов жизненного опыта (богатый, первичный, актуальный и др.), рассмотрены особенности процесса формирования жизненного опыта с точки зрения ведущих способов деятельности в разные возрастные периоды. Теоретически и практически идея формирования разнообразного жизненного опыта на уроках истории разработана учителем Алексинского района Тульской области Н. В. Гоголевым.
2. Авторы, разрабатывающие концепцию личностно ориентированного обучения (Е. Н. Бондаревская, Т. Н. Мельковская, И. Б. Котов), заявляют: новообразования в личностной сфере ученика не прямо связаны с объективным содержанием изучаемых дисциплин и адекватной этому содержанию предметной деятельностью учащихся, а опосредованы сложными смыслообразованиями, обретением опыта самооценки, рефлексии своей жизнедеятельности, всем тем, что можно обозначить как составные компоненты реального жизненного опыта. В этом посыле содержится важная информация о том, при каких условиях обучение будет способствовать формированию разнообразного жизненного опыта ребенка. Ответ очевиден, при использовании личностно ориентированных технологий и приемов, основываясь на современном сейчас системно-деятельностном подходе. Именно они позволяют процесс обучения превратить в форму жизнедеятельности учащихся. По мнению О. В. Заславской, процесс обучения выступает формой жизнедеятельности учащихся, если вмещает в себя личностные смыслы, профессиональные ориентации школьников, общение, игру, труд, творчество, «если обеспечивает формирования у ребенка когнитивной карты мира и индивидуальной познавательной стратегии». Не менее важным является её замечание о том, что учение «только тогда способно выполнить функцию формирования реального опыта ребенка, если выступает не как форма пассивного восприятия учащимися внешних воздействий окружающей действительности, а как источник её практического преобразования».
Таким образом, проблема формирование разнообразного жизненного опыта в процессе обучения рассматривается в педагогической науке весьма широко. Обобщая все вышесказанное, замечу, что процесс формирования опыта следует рассматривать как непосредственный процесс личностного развития ребенка, его качественного приращения новыми личностными смыслами. В условиях школьного урока это можно сделать, реализуя личностно ориентированные технологии, помня о том, что урок – это «лаборатория», где ребенок включен в разные активные формы учебной деятельности и через них он обогащает свой личностный потенциал.
3. 3. Адресная направленность опыта.
Говоря об адресной направленности своего опыта, я бы не стала его рекомендовать молодым учителям или учителям с приличным стажем работы. Первые ещё не совсем четко ориентируются в педагогической практике, да и педагогическая теория не осмысленна в полной мере (за редким исключением). Вторая категория педагогов чаще всего безгранично верит в непогрешимость своих педагогических принципов и стереотипов, их, как правило, трудно убедить в необходимости пересмотреть свой опыт. Педагоги, которые могли бы заинтересоваться моей идей, мои ровесники, имеющие чуть более 10 лет стажа работы. Именно такая категория, на мой взгляд, проработав на основе полученных в педагогических вузах знаниях педагогики и методики преподавания своей дисциплины, прослушав курсы повышения квалификации, начинает поиск своего собственного педагогического подчерка. Им будет интересна моя идея и с точки зрения теоретического обоснования и с точки зрения практического применения. Возможно, кто-то привнесет свои элементы, творчески переосмыслив данную идею, кто-то увидит другие практические возможности её реализации, но в любом случае, именно эта категория педагогов наиболее восприимчива к осмыслению новых идей.
3. 4. Область применения опыта.
Я считаю, что область применения моего опыта довольно широка. Мне позволяет это утверждать теория воспитательных систем, разработанная научной школой Л. И. Новиковой. Профессор, доктор педагогических наук - О. В. Заславская, являясь ученицей этой школы, дает четкое определение уровням связей между дидактической (учебной), внеклассной и внеурочной подсистемами воспитательной системы школы. Обозначая их как «нулевую связь», «неполную» и «полную» интеграцию, она отмечает, что одним из главным признаков «нулевой» связи является рассогласованность в формировании разнообразного реального опыта у учащихся в рамках каждой подсистем – «если учение не представляет учащимся возможности формирования всей полноты опыта – жизни, общения, игры, труда, организации отношений, творчества нулевая связь между учением и другими компонентами будет сохраняться». Таким образом, рассматривая образовательный процесс как единство обучения, развития и воспитания, следует говорить о стремлении к интеграции всех трех компонентов воспитательной системы. Только тогда мы можем говорить о создании условий для развития личности. Урок, на котором есть условия для того, чтобы ребенок осмысленно и полноценно сформировал хотя бы малую часть разнообразного опыта, необходимого для его дальнейшей жизни, будет частью гуманистической воспитательной системы школы.
Помимо этого, хотелось бы отметить, что отдельные учебные предметы «отвечают» за формирование разных компонентов опыта человека. Так, если говорить о становлении направленности личности, то ей будут соответствовать ценностно-ориентационные предметы (история, обществознание, литература). В развитии коммуникативных качеств наибольшее значение имеют дисциплины, связанные с изучением языков. Главенствующей отраслью общего образования для умственного развития человека выступает курс естественнонаучных предметов. Поэтому важно, чтобы педагоги разных специальностей осознали «ответственность» своих предметов в сфере формирования разнообразного жизненного опыта ребенка, без которого трудно говорить о подлинном развитии личности и, следовательно, о её будущем успехе. Поэтому мой опыт может быть применен на уроках разных циклов, во внеклассной и внеурочной деятельности в различных возрастных группах учащихся школы. Особенно ярко это может быть выражено при проведении интегрированных уроков (элементы занятий с интеграцией). Формирование разнообразного жизненного и социального опыта лежит в основе проектной деятельности учащихся, которая сейчас имеет широкое применение при изучении разных дисциплин, при организации исследовательской, социально-значимой деятельности.
3. 5. Новизна опыта.
Говоря о новизне моего опыта, хотелось бы отметить, что сегодня открыть что-то в практической педагогической деятельности очень трудно. Другое дело усовершенствование уже имеющихся наработок. Речь идет об установлении в моем опыте четких педагогических закономерностей:
- подлинный гуманистический (личностно ориентированный) подход в педагогической деятельности в качестве главного составляющего всегда видит – процесс развития личности;
- в этом процессе ребенок выступает субъектом деятельности, так как только в деятельности идет процесс его развития;
- учебная деятельность, если она претендует на гуманистический характер, должна включать ребенка в разнообразные, присущие возрасту формы жизнедеятельности (игра, общение, труд, творчество); способствовать передачи культурных ценностей через надпредметное содержание учебной дисциплины; давать возможность получать ребенку разнообразный жизненный опыт;
- при наличии гуманистической воспитательной системы все её три подсистемы (учебная деятельность, внеклассная, внеурочная) должны иметь общие цели, формы и методы работы, быть основанными на одних принципах, способствующих возникновению определенного типа отношений.
На основе этих закономерностей, прочитанных и осмысленных мною по другому, я пытаюсь совершенствовать учебно-воспитательный процесс в тех классах, в которых я работаю. Именно с этих позиций мной переосмыслены многие методы и приемы организации учебной деятельности, которые включены мною в технологию реализации идеи опыта. Подводя итог всему вышеизложенному в этом разделе, хочу сказать, что мой опыт – это усовершенствование методики преподавания истории и обществознания через реализацию личностно ориентированного подхода, в основе которого лежит внимание к созданию условий для успешного развития личности. Одним из таких условий является формирование разнообразного жизненного опыта учащихся. Это понятие означает приобретение ребенком в обучении жизненно необходимого, практического, исходящего из понимания и учета действительности опыта, в структуре которого объединены когнитивный, деятельностный, ценностный компоненты.
ИПМ 4. Технология опыта по созданию условий в процессе обучения для формирования разнообразного жизненного опыта учащихся.
Данный информационно-педагогический модуль призван раскрыть конкретные действия по созданию условий на уроках, способствующих формированию реального и разнообразного жизненного опыта учащихся. Обучение - это сложное явление педагогической действительности, которое представляет собой взаимосвязь содержательной стороны и процессуальной. Обе стороны участвуют в процессе реализации главной идеи опыта, следовательно, при описании технологии их надо учитывать в равной степени. Однако не совсем равнозначна сложность работы с каждой из указанных частей. Содержательная часть в преобразовании является самой сложной. Она четко стандартизирована и положена в основу Примерных программ по истории и обществознанию, хотя на их основе можно разрабатывать рабочие программы, но вносить какие либо кардинальные изменения вряд ли получиться. Единственно возможным является разработка рабочих программ факультативных, элективных курсов, спецкурсов по предметам. Об особенностях работы с этим компонентом процесса обучения, который целесообразней рассматривать как источник жизненного опыта, пойдет речь далее. Процессуальная составляющая немного проще, так как включает в себя различные технологии, методические приема и средства обучения, причем, как современные (проектная технология, ИКТ), так и традиционные, но по-новому озвученные (групповая работа, дидактические игры). В ходе обучения ребенок должен получить многие компоненты реального жизненного опыта: познавательный – знания, умения, навыки; коммуникативный – опыт лидерства и подчиненности, работы в группе и самостоятельно; опыт общения в среде ровесников, старших, младших, взрослых; практической деятельности – опыт вычленения деятельности, её приемов, планирования деятельности; опыт работы по алгоритму и в проблемной ситуации; самовоспитания – опыт самоорганизации и самообразования, рефлексии и самоконтроля, опыт успеха, опыт творческой деятельности, опыт поиска разумных альтернатив и выборов и др.
4.1. Технология работы с содержанием учебного материала для создания условий формирования познавательного компонента жизненного опыта на уроках. Содержание учебного материала как отражение социального опыта, накопленного человечеством, само по себе не может обеспечить становление опыта у школьников. Содержащиеся в нем элементы когнитивной, творческой, поисковой деятельности, очень «растворены» и могут оказывать лишь опосредованное влияние на формирование реального жизненного опыта ученика. Тем не менее, в ходе усвоения содержания учебного материала ученик получает разнообразные знания о процессах, закономерностях, развивает эмоционально-ценностную сферу. В связи с этим важно отметить, что эмоциональная сфера человека (переживания, эмоции, чувства) является определяющей при отличии одного человека от другого, поэтому такой компонент может представлять жизненный опыт конкретного человека. Значит с содержанием учебного материала можно работать в направлении создания условий для формирования разнообразного жизненного опыта через вычленение культурологического компонента и превращение его положительный личностный смысл для ребенка (значение-для-меня), ценностную значимость. Следует использовать:
- методику организации ценностно-смысловых дискуссий,
- алгоритмы анализа деятельности исторических личностей,
- анализа информации (разнообразных исторических источников, современных носителей информации).
Это позволяет выйти на «внутренний диалог» с сегодняшним школьником. Тогда политические идеологии, экономические теории, религиозные учения, философские концепции, такие мировоззренческие категории, как причина, следствие, красота, целесообразность, истина, система, часть и целое и другие будут рассматриваться как причины и факторы поступков конкретных людей на фоне конкретных исторических эпох с их поисками правды и справедливости. Удач и неудач, выбора и раскаяния, то есть со всем тем, что принято называть жизненным опытом человека. Постижение богатой и разнообразной, но доступной исследованию судьбы такого человека, проникновение в его внутренний мир поможет ребенку осознать всю сложность и противоречивость процессов формирования духовного мира личности; станет источником становления такого опыта, как опыт анализа поведения человека, оценивания, сочувствия к людям.
4. 1. 1. Проблемно-ценностная дискуссия.
1. Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к самостоятельному социальному действию.
2. Сущность такой формы работы заключается в том, что предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.
3. Подготовка и проведение.
При подготовки дискуссии следует учесть, что она будет успешнее, если фрагменты и ситуации будут близки и интересны участникам. Заранее можно провести социологическое исследование по определенной проблеме, можно подготовить тексты, связанные с данной проблемой. Педагог выстраивает работу с группой по следующей цепочке шагов.
Шаг – организация встречи с социальной ситуацией как проблемой.
2. Шаг – организация дискуссии.
3. Шаг – проблематизация во время дискуссии.
Специальная работа по выявлению противоречий в содержании тех точек зрения, которые высказывают участники:
- можно предложить проговорить свое понимание или непонимание темы (проблемы) дискуссии, поставив тем самым остальных в ситуацию выбора – соглашаться или нет;
- можно попросить других участников высказать свое отношение к тому, что они только что услышали (внутри группы или зал через голосование);
- можно развернуть к уже озвученному, дополнительные вопросы (напомнить те, которые заданы в качестве наводящих);
- можно разыграть непонимание высказанного участником мнения, побуждая к уточнению;
- можно согласиться, а затем сделать из неё абсурдный вывод;
- можно спровоцировать высказывание, выразив от своего лица довольно радикальное понимание ситуации.
4. Шаг – подведение итогов. Рефлексия самими учениками итогов дискуссии.
Роли участников дискуссии.
- организатор (ведущий) – организует обсуждение проблемы, вовлекая в него всех членов группы, он же будет представлять точку зрения команды на жизненный выбор на «подиуме»;
- аналитик (провокатор) – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки (с места будет задавать вопросы ведущему из своей команды);
- протоколист – фиксирует все, что говорят основные участники по данной теме, считает количество проголосовавших «за» и «против» высказанных точек зрения, обобщает результат и озвучивает его.
4. 1. 2. Методическая разработка урока с фрагментом дискуссии по курсу «Обществознание» по теме «Глобализация современного общества». 10 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 1. 4. Использование алгоритмов (модулей) на уроках истории.
1. Цель – приобретение опыта работы по алгоритму, на основе анализа и оценки поступков конкретной исторической личности умение делать вывод о нравственном выборе человека, его моральных исканий.
2. Сущность. Данный метод эффективен при изучении сложных, богатых событиями исторических периодов. Помогают приобрести опыт планирования ответа, действий.
3. Подготовка и проведение.
Заранее учащимся дается информация о содержании модулей, и они используют их на уроке и в процессе подготовки домашнего задания.
Модуль характеристика исторической личности.
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
3. Интересы какого слоя населения (класса) выражает исторический деятель?
4. Значение его личных качеств.
5. Оценка результатов деятельности исторической личности.
Модуль «Революция».
Причины революции.
Задачи революции («зеркально» причинам).
Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
Класс-гегемон (класс - руководитель данной революции).
Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
Итоги революции.
Значение: а) международное; б) внутреннее.
Модуль «Война».
1. Причин и характер войны:
основные противоречия, приведшие к войне;
подготовка к войне, соотношение сил;
планы сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
повод к войне и ее начало;
основные этапы и главные сражения;
окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны (экономические, политические, социальные и др. последствия войны).
Модуль «Народные восстания»
Причины (предпосылки).
Повод.
Цели.
Социальный состав участников.
Характер.
Ход событий, этапы.
Результаты.
Историческое значение.
Модуль «Реформы».
Предпосылки.
Типы.
Цели.
Характер.
Методы.
Этапы.
Итоги.
Историческое значение.
Модуль «Умение доказывать свою мысль»
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
Определи вывод, который будешь доказывать.
Определи источники, которыми будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
4. 1. 5. Методическая разработка урока с использованием работы по алгоритму по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века » по теме: «Удельные княжества Руси». 6 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 1. 6. Алгоритмы (модули) для работы с информационными источниками.
Модуль «Сравнение исторических событий и явлений».
Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.
Определи черты сходства и различия.
Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
Сделай все необходимые выводы из проведенного сравнения.
Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу:
Линии сравнения
Общее
Различное
Модуль «Составление конспекта».
Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом.
Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.
На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.
Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.
Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.
Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».
Тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 96).
Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.
В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.
Следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.
Модуль «Работа с книгой».
Понять, как построена книга, ее структуру.
Отобрать самое важное, основное из содержания книги.
Работу с книгой желательно строить в три этапа:
первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;
второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
4. Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.
Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.
План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизировать внимание.
Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.
Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:
извлечение авторских тезисов из текста;
формулирование основных положений своими словами и понятиями.
Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.
Выписки представляют собою факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением текста.
Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т. д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.
Модуль работы с опорным конспектом или схемой.
1. Внимательно ознакомьтесь с таблицей опорного конспекта.
2. Найдите материал учебника, лекции (чтение источника), в которых отражен исторический материал таблицы опорного конспекта.
3. Последовательно прочитайте материал и расшифруйте каждый символ таблицы опорного конспекта (соотнесение информации с сигналами таблицы опорного конспекта).
4.Самостоятельно на чистом листе бумаги воспроизведите таблицу опорного конспекта, пересказывая вслух или «про себя» исторический материал и фиксируя его с помощью символов таблицы опорного конспекта.
5. Разберитесь в материале, который вызвал осложнения при пересказе.
6.Дополните таблицу опорного конспекта (на ваше усмотрение) дополнительными символами или измените изображение символов (по вашему усмотрению).
7. Через 1-2 дня (на следующем уроке или дома) повторите задание, графически воспроизведите таблицу опорного конспекта с изложением материала по памяти вслух (если дома) и «про себя» (если в классе).
4. 1. 7. Содержание учебных программ факультативом и элективных курсов, направленных на создание условий для формирования познавательного компонента жизненного опыта учащихся.
Я уже сказала, что содержательный компонент обучения стандартизирован. Большую роль с точки зрения содержательного элемента обучения в вопросе создания необходимых условий для развития жизненного опыта играют факультативы, элективные курсы, спецкурсы. Они помогают учителю на основе практических, познавательных интересах конкретного ученика реализовать потребность в самореализации, что бывает сложно сделать в условиях большого количества учащихся на школьном уроке. Поэтому мною всегда уделялось большое внимание разработке рабочих программ факультативов, элективных курсов. Такие программы расширяют содержательный компонент по предмету в сторону его культурологической направленности и дают возможность ребенку, самостоятельно выбравшего тот или иной факультатив или элективный курс, осуществлять целенаправленную деятельность в интересной для него области.
4. 1. 8. ПРИЛОЖЕНИЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.
4. 2. Технология работы с процессуальным компонентом учебного материала для создания условий формирования разнообразного жизненного опыта учащихся.
Говоря о процессуальных аспектах становления разнообразного опыта учащихся в обучении, необходимо отметить, что формирование компонентов реального жизненного опыта надо соотносить с процессом формирования учебной деятельности. В обучении должны быть представлены все сферы деятельности человека, включая основные объекты и процессы, нормы взаимоотношений и способы взаимодействия человека с ними, способы рефлексии и проектирования деятельности. Условиями формирования жизненного опыта являются: совместный анализ коллективных форм и способов взаимодействия в процессе игры, перенос социально ценных форм взаимоотношений в повседневный опыт сотрудничества через кооперативную деятельность в группах и парах, обогащение жизненного опыта школьников ситуациями выбора в образовательном процессе, приобщение к опыту самообразования и саморазвития.
4. 2. 1. Кооперативная деятельность как условие формирования опыта коммуникативности и сотрудничества.
4. 2. 1. Групповая работа
1. Цель – приобретения коммуникативного опыта, создание сообщества на уроке.
2. Сущность.
Коммуникативный компонент жизненного опыта – это опыт лидерства и подчиненности, опыт продвижения общих интересов, совместное обдумывание проблем, принятия решений и побуждение других к действию, умение эффективно общаться, уважение и доверие в группе, умение поддерживать и воодушевлять друг друга, обращаться за помощью, разрешать возникшие конфликты. Работа в группе строится на основе таких отношений, которые называются сотрудничеством, что предполагает взаимное уважение друг друга, взаимозависимость и ответственность. Так формируются традиции сообщества, предполагающего объединение личностей с целью объединения усилий для разработки совместных целей и действий. Все это можно назвать целью и смыслом групповой работы.
3. Подготовка и проведение.
При организации следует учитывать некоторые рекомендации по технологическим шагам.
1. Определение групп:
- количество учащихся зависит от возраста и поставленной задачи (младшая школа – 4-5 человек, основная – 5-6 человек, средняя – 5- 8 человек) с учетом наличия оборудования, спецификой работы;
- деление на группы следует осуществлять по какому либо признаку (уровень обучаемости, интересы, желания), при этом важно учитывать темп обучения, темперамент, сформированность навыков общения, контактность;
2. Организация работы в группе:
- необходима смена положения учащихся в классе, изменение конфигурации рабочих мест;
- участник самоопределяется в группе, ребята совместно планируют работу . распределяют обязанности;
- работа может носить единый характер (все группы выполняют одинаковое задание), дифференцированный (каждая группа выполняет свое задание), при этом важно учитывать, чтобы задание было равномощно исключительно групповому поиску решения;
- важна жесткая регламентация времени на само группообразование, на выполнение задания, на анализ результатов работы;
- важно принятие учениками правил поведения в группе, соблюдение процедуры работы в группе.
4. Результат
- анализ проделанной работы, определяется посильный вклад каждого, используется карта оценки работы группы.
Признаки работы в группе:
Наличие у всех участников общей цели;
Разделение труда, функций и обязанностей;
Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
Учет и контроль работы в группах;
Общественная значимость работы;
Равенство условий для каждого;
Общественно полезная деятельность каждого ученика.
4. 2. 1. Методическая разработка фрагмента урока с использованием групповой формой работы по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» по теме: «Политика первых русских князей». 6 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 2. Методическая разработка фрагмента урока с использованием групповой работы по курсу «Обществознание» по теме: «Гражданин – отечества достойный сын. Права и обязанности граждан РФ». 6 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 3. Методическая разработка фрагмента урока с использованием групповой работы по курсу «История России ХХ век» по теме: «СССР в период правления Н. С. Хрущева». 11 класс, профильный уровень
ПРИЛОЖЕНИЕ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. 2. 4. Работа в парах.
Интересны слова академика Б. М. Бим-Бада о том, что для формирования опыта необходимо «преодоление посильных и все увеличивающихся трудностей», т. е. нужно вести ребенка от «менее трудного к более трудному». В своей практике я использую работы в парах, как первоначальный вариант кооперативной деятельности, и потом перехожу к групповой работе.
1. Цель – приобретение коммуникативного опыта, опыта сотрудничества.
2. Сущность работы в парах заключается в том, что это начальный этап обучения учащихся кооперативной деятельности, начальный этап развития опыта взаимодействия, взаимоанализа, взаимооценки.
3. Подготовка и проведение.
- определяется цель работы в парах (обсуждение проблемы, совместный поиск информации, взаимопроверка и др.);
- образуются пары (можно как сидят учащиеся);
- при распределении заданий оговаривается роль каждого в паре, а также форма совместного обсуждения, анализа;
- анализ и подведение итогов работы.
4. Результат работы определяется самой парой и всем классом на основе самоанализа и самооценки.
4. 2. 4. Методическая разработка фрагмента урока с использованием работы в парах по курсу «История древнего мира» по теме: «Законы царя Хаммурапи». 5 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 5. Методическая разработка фрагмента урока с использованием работы в парах по курсу «История древнего мира» по теме: «Обобщающий урок с элементами взаимозачета в парах по истории Древнего Египта». 5 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 6. Дидактические игры как условие формирования деятельностного компонента жизненного опыта.
1. Цель игры – дать опыт работы по алгоритму, в проблемной ситуации, планирования деятельности, вычленение её этапов. Игра также развивает кооперацию учащихся, учит работать в команде, способствует созданию на уроке сообщества.
2. Сущность игры неоднократно описывалась в дидактике, многие коллеги имеют обобщенный опыт работы по применению игры в разных ситуациях и в разных целях.
3. Подготовка и проведение.
Разрабатывается сценарий игры (учебная цель занятия, описание проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры, общее описание процедуры игры, содержание игровой ситуации и характеристики участников).
Определяется режим работы, цель занятия, выдаются материалы, инструкции, правила, установки. Проводится игра согласно сценарию, а потом подводятся итоги.
4. Результатом игры становится «приращение» опыта работы в команде, по определенным правилам, переживание сопричастности, соперничества.
4. 2. 6. Методическая разработка фрагмента урока с элементами деловой игры «Потребительское тестирование» по курсу «Обществознания» по теме: «Экономический интерес, экономическое поведение». 11 класс
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 7. Методическая разработка урока с элементами игры по курсу «Обществознания» по теме: «Одноклассники, сверстники, друзья». 6 класс
ПРИЛОЖЕНИЕ
4 2. 8. Методическая разработка урока с элементами игры-путешествия по курсу «История древнего мира» по теме: «Сокровища Древней Греции». 5 класс.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 9. Технология создания условий опыта самовоспитания и планирования жизненной успешности как компонента жизненного опыта
Особое место в технологии обучения, рассматриваемого как источник реального жизненного опыта учащихся, следует отвести организации такой важной его составляющей, как опыт самовоспитания, который есть стремление школьника к саморазвитию, самосовершенствованию. Важными компонентами этого опыта будут являться опыт успешной деятельности, опыт рефлексии, опыт самоорганизации и самообразования. Эффективной формой стимулирования самовоспитания школьников во время учебного процесса является его обогащение педагогическими ситуациями, которые требуют от учащихся самостоятельного анализа и оценки тех или иных фактов и процессов, сопоставление их качественных и количественных характеристик. Здесь важны методические приемы в виде ситуаций: «ситуация выбора», «ситуация успеха», « ситуация неуспеха» и др. идеи проблемного самостоятельного анализа служит семинар.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. 2. 9. Урок-семинар.
1. Цель – активизация познавательной самостоятельной деятельности учащихся с целью решения проблемной ситуации, требующей выбора определенной позиции.
2. Сущность семинарского занятия заключается в том, что такая форма позволяет объединить многие методики работы: проблемное обучение, групповая работа, ситуация выбора, действие по алгоритму и др.
3. Подготовка и проведение.
Предварительно определяются вопросы, группы учащихся. Распределяются роли в каждой группе: докладчик, содокладчик, оппонент, провокатор, эксперт. Учащиеся получают список необходимой литературы, перечень источников, другие виды информационных ресурсов. Во время проведения учащиеся обсуждают вопросы в группе, выносят на обсуждение с привлечением других ребят, делают выводы.
4. 2. 9. Методическая разработка урока-семинара по истории России с древнейших времен до начала XIX по теме: «Историческая оценка политики опричнины Ивана Грозного» (10 класс, базовый уровень)
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. 2. 10. Методическая разработка урока-семинара по истории России XX века по теме: «Спорные вопросы в изучении Великой Отечественной войны» (11 класс, профильный уровень)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИПМ 5. Результативность опыта.
Таким образом, есть все теоретические основания для предположения о том, каковы педагогические свойства модели формирования реального жизненного опыта учащихся средствами дидактического процесса. Диалектическая природа этих свойств (условий) состоит в том, что они выступают и как дидактические условия успешного решения поставленной задачи, так и средствами развития личности. Под дидактическими условиями я понимаю специально сконструированные (смоделированные) процедуры обучения, реализация которых позволяет успешно решать поставленные задачи. Названные свойства являются необходимыми и достаточными, так как отражают все ведущие компоненты обучения (цели, ценности, содержание, технологию, организацию) и вытекают из гуманистической парадигмы образования, реализовывая возможности всех субъектов педагогического процесса.
В содержательном аспекте в качестве источника становления такого опыта выступают: обучение (обеспечивает сочетание социально обусловленного федерального компонента образовательного стандарта и содержания, дифференцированного на разных основаниях и представленного в предметных и интегрированных, обязательных и вариативных курсах), содержание учебного материала имеет для ребенка положительный личностный смысл, ценностную значимость.
В процессуальном аспекте в обучении должны взаимосвязано сочетаться дидактические технологии, ориентированные на организацию опыта (индивидуализация обучения, проблемное обучение, группообразование и др.) Формирование компонентов реального жизненного опыта необходимо соотносить с процессом формирования учебной деятельности учащегося. Обучение должно быть представлено всеми сферами деятельности человека, в рамках которых развиваются положительные личностные качества школьника. Условием становления опыта учащихся я считаю целенаправленную работу педагога по активизации учебной деятельности, выступающей средством формирования разнообразного реального жизненного опыта ребенка. Результативностью своей работы могу назвать следующие: в 2004-2005 учебном году: успеваемость – 100 %, качество знаний 82, 5 %, средний балл учащихся – 4, 2; 2005-2006 учебный год: успеваемость – 100 %, качество знаний – 87, 6 %, средний балл учащихся – 4, 5. Результативность текущего учебного года прослеживается в сравнении итогов I и II четвертей. Сократилось количество неуспевающих детей, увеличилось число учащихся, имеющих оценки 4 и 5.
В 2004-2005 учебном году – ученик 11 класса Коровяков Алексей занял II место в районной олимпиаде по истории; 2005-2006 учебный год – ученица 10 класса Логвина Наталья заняла III место в районной олимпиаде по обществознанию.
Имеются выпускники, оканчивающие гимназию с медалями: 2004-2005 год – 6 человек; 2005-2006 год – 3 человека. Количество выпускников, поступивших в ВУЗы, составляет 88 %, по профилю – 74 %.
В текущем учебном году ученица 7 класса Мельникова Анастасия заняла 4 место в областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Наш путь на Поле Куликово» с проектом автомобильной экскурсии на Куликово Поле.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415