Методическое сообщение Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики на уроках музыки
Муниципальная автономная организация
Дополнительного образования
«Детская школа искусств» г.Емва
Принято
Методическим объединением
подготовительного отделения
«___»_____________2016г.
Протокол №
Методическое сообщение
на тему
«Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики на уроках музыки»
Составитель: Лятиева О.А.
преподаватель
подготовительного отделения
г.Емва, 2016г.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни.
Песенки-распевки.
Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:
Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее!
Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! Поворачиваются друг к другу.
Разводят руки в стороны.
Хлопают в ладоши.
Выполняем движения по тексту.
Хлопают в ладоши.
Движения по тексту.
Движения по тексту.
Хлопают в ладоши.
Правила пения: Если хочешь сидя петь,
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: лихорадка, тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
-укрепление физиологического дыхания детей (без речи);
-тренировка силы вдоха и выдоха;
-развитие продолжительности выдоха. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
-способствует восстановлению центральной нервной системы;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Вот несколько примерных упражнений:
Упражнение «Воздушный шарик». Ребёнок ложится на спину на коврик и ложит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар. Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.
Упражнение «Водолаз». Ребёнок представляет, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.
Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.
Упражнение «Хомячок». Попросить ребенка изобразить хомячка: надуть щёки и походить с там видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.
5. Упражнение «Дракон». Предложить ребёнку представить себя драконом, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой — глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух.
6. Упражнение «Брось мяч». Исходное положение — стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у-х-х». Каждое упражнение нужно выполнить приблизительно 4-6 раз.
Техника выполнения дыхательных упражнений.
В основу методики проведения занятий положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Этого можно достичь с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих согласных (ж и ш) и сочетаний звуков (ах, ух, фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.).
Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Артикуляционная гимнастика.
На музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребёнку справиться с этими трудностями с помощью артикуляционной гимнастики.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивают музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, учат имитации движений животных. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участие голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Вот несколько примерных упражнений:
Лошадка
На лошадке верхом дети щелкают языком,
Все поскачем мы потом. изменяя форму губ:
Звонко цокают копытца. вытягивают трубочкой,
Не пора ль остановиться? растягивают в улыбке
Тпру-у-у!
Поезд
Поезд подает сигнал - дети тянут «ту-у-у»
Он стоять уже устал. произносят «чух-чух»
Набирает поезд ход, с ускорением (замедлением) темпа,
Свою песенку поет. Произносят на выдохе «пш-ш-ш»
Самолет
Полетит наш самолет, дети тянут «у-у-у»
К облакам нас унесет. с выдуванием воздуха
С ветерком там поиграет через плотно сомкнутые,
И на землю всех вернет. вытянутые трубочкой губы,
изменяя высоту звука