Использование игровых приемов в приобщении к олонхо обучающихся русскоязычных классов(из опыта работы)


МБОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа № 1»
Использование игровых приемов в приобщении к олонхо
обучающихся русскоязычных классов
(из опыта работы)
Вилюйск, 2016 г.
Введение
Произведения фольклора являются хранилищем духовных ценностей народа и оказывают серьезное влияние на формирование личности младшего школьника. 25 ноября 2005 года героический эпос Олонхо провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного нематериального культурного наследия человечества. В связи с этим в Республике Саха (Якутия) принята Государственная Целевая программа по сохранению, изучению и распространению олонхо. Подпрограммой «Олонхо и будущее поколение» предусмотрена реализация воспитательного и развивающего потенциала олонхо в условиях поликультурной среды посредством приобщения детей к национальному эпосу, начиная с дошкольного возраста и по 11 класс средней школы.
Олонхо – вершина мудрости якутского народа, источник неисчерпаемой энергии, его умственной деятельности, гимн добру, высокой нравственности. В нем высокий полет всего народа, воплощение неукротимого национального духа», - утверждает доктор исторических наук, профессор В. Н. Иванов.
В олонхо отображаются мировоззренческие, эстетические, нравственные идеалы якутского народа, а их сочетание позволяет задействовать воспринимающую, эмоционально-чувственную сферы младшего школьника, делает их более глубоким и многогранным. Это создает огромные возможности для духовно-нравственного развития и воспитания личности младших школьников. Содержание и форма олонхо способны передать детям духовно-нравственные ценности народа. Перед нами стоит задача изучения, сохранения и распространения олонхо, воспитания учащихся в духе приобщения к культуре и искусству своего народа как части общей культуры человека.
Изучением олонхо как произведения народного творчества занимались В. Серошевский, И. Худяков, А. Е. Кулаковский, П. А. Ойунский, Г. У. Эргис, В. В. Илларионов, этнопедагоги В. Ф. Афанасьев, Г. Н. Волков, К. С. Чиряев, К.Д. Уткин, Г. С. Попова и др.
Проблемой методикой изучения олонхо в общеобразовательной школе занимаются Е. П.Чехордуна, Е. М. Поликарпова, М. Т. Гоголева, Н. И. Филиппова.
В настоящее время в начальной школе в классах с русским языком обучения учатся не только дети русской национальности. Большая половина детей – это дети – якуты. Учебные предметы «Якутский язык как государственный» и «Культура народов РС(Я)» вводятся в этих классах только со 2 класса по одному часу в неделю. И ребенок, обучающийся в этих классах, может знакомиться с олонхо, если только будет учиться по «Культуре народов РС(Я)» по системе «Саха оскуолата», где в содержании учебного предмета по программе олонхо идет отдельным разделом. Всего в течение трех лет обучения предусмотрено 9 часов, что очень мало для знакомства с таким жанром как олонхо. В связи с этим нами было принято решение использовать межпредметные связи и вводить игровые приемы, дидактические игры, связанные с темой олонхо, и на других уроках, начиная с 1 класса. Ведь с олонхо дети знакомятся еще в дошкольных учреждениях, и преемственность между ДОУ и начальной школой должна быть сохранена и развита дальше.
Цель нашей работы: создание условий для приобщения обучающихся русских классов к героическому эпосу олонхо, культурному наследию народа саха, для развития детского творчества; эффективных форм их передачи детям младшего школьного возраста.
Исходя из вышеназванных целей вытекают следующие задачи:
- формировать у младших школьников познавательный интерес к эпосу олонхо;
- знакомить учащихся русских классов с содержанием эпоса олонхо, воплощать отдельные его фрагменты в творческой игровой деятельности;
- развивать творчество детей в игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;
- воспитывать этнокультурную компетентность младших школьников на образных примерах эпоса олонхо.
Методика приобщения учащихся начальных классов с русским языком обучения к олонхо будет эффективной, может вызвать интерес детей к чтению произведений данного жанра устно-поэтического творчества и способствовать пониманию их идейно-художественного богатства, если:
- учитываются возрастные особенности восприятия и понимания младшими школьниками крупных эпических жанров фольклора;
- выбран оптимальный вариант введения элементов олонхо в содержание учебного материала на уроках литературного чтения, математики, технологии, изобразительного искусства, КНРС(Я), разговорного якутского языка в классах с русским языком обучения в начальной школе.
Использование игровых приёмов в приобщении к олонхо обучающихся русских классов.
Ребенок школьного возраста наиболее способен к эмоционально-ценностному восприятию окружающей среды, что представляет основу гражданского воспитания. Недостатки развития и воспитания этого периода жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. Известный психолог J1.C. Выготский утверждал, что перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для воспитания начал духовности, гуманизма, творческого отношения детей к миру. Этому способствуют эмоциональность ребенка, его активный интерес к окружающему миру, его тесная связь с природой, стремление к творческой деятельности.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Олонхо как учебный материал доступен детям младшего школьного возраста и важен для их языкового и эстетического развития. Учащиеся увлекаются динамично развивающимся событием сюжета олонхо, музыкально-ритмическим строем поэтической речи.
Приобщение к героическому эпосу олонхо с соблюдением народных традиций сказительства и использованием игровых приёмов способствует более глубокому, личностно-значимому освоению младшими школьниками идейно-эстетического, духовно-нравственного содержания произведений, обусловливает развитие воссоздающего воображения и творческого мышления учащихся.
Выбор игровых приемов, обусловленный характером изучаемого материала, возрастными особенностями учащихся, варьируется, в соответствии с этапами приобщения младших школьников к олонхо. Различные виды творческой работы, такие, как рисование, лепка максимально обусловливают развитие творческого воображения, творческой мыслительной деятельности младших школьников.
В современных условиях воспитания детей, когда выбор игр и игрушек очень велик, детские классические игры и сегодня актуальны, поэтому, все игры основанные на эпосе - сделаны именно опираясь на них. Это игры – путешествия, домино, лото, дидактические настольные игры, и т.д.
Одно из эффективных средств развития интереса к олонхо – дидактическая игра. Она помогает снять чувство усталости; раскрывает способности детей, их индивидуальность; усиливает непроизвольное запоминание.
Одним из ведущих принципов математического образования школьников за последние годы стал принцип гуманизации. Реализация этого принципа приводит к необходимости новой постановки процесса обучения математике в младших классах с использованием материалов якутского фольклора, элементов олонхо.
На уроках математики используются следующие игровые приёмы: «Собери пазл», текстовые задачи и задачи в стихах о героях олонхо, «Лабиринт» и др.
Игра «Собери пазл «Бухатыыр ата».
Цели: 1. Развитие логики, образного мышления. 2. Знакомство с богатырским конем как с одним из главных персонажей олонхо. 3. Воспитание уважения и бережного отношения к коню, к якутской лошади.
Правила:
Распакуйте пазл и сложите все детали вместе.
Внимательно посмотрите на рисунок – шаблон.
Постарайтесь выбрать все крайние элементы и соберите рамку картины.
Согласуясь с рисунком – шаблоном подберите остальные детали.
Вспомните, что вы знаете об этом герое олонхо.
Задачи.
Ньургун Боотур на своем богатырском коне в первый день проскакал без отдыха 18 часов, а во второй день – на 2 часа больше. Сколько всего часов за два дня без отдыха проскакал могучий конь Ньургуна Боотура?
Сабыйа хотун - матушка
Испекла оладушков.
Угостила двух детей –
Будущих богатырей.
Каждому дала
По два оладушка,
Отложила им матушка
Еще по два оладушка.
Сколько испекла оладушков
Сабыйа хотун – матушка? (8.)
Лабиринт.
Задание. Помоги богатырям добраться до коновязи. Путь каждого из богатырей обведи карандашами разного цвета.
Большую возможность для установления межпредметных связей, для взаимосвязанного изучения олонхо и русских былин дают уроки литературного чтения. В 1-2 классах, в основном, используется прием сравнения. Сравнивать можно трех главных русских богатырей (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича) и трех богатырей олонхо (Ньургуна Боотура, Үрүҥ Уолана, Күн Дьирибинэ).
Ознакомление с эпосом - олонхо в начальных классах тесно связано с изодеятельностью. На уроках изобразительного искусства знакомим детей с миром олонхо, с творчеством якутских художников Т. Степанова, В. Карамзина, П. Пестрякова, Н. Ябловской. После диалогов и бесед с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. Учителю необходимо развивать в детях внимание, воображение, фантазию. Методы и методические приемы, используемые на уроках изобразительного искусства – беседа, диалог, рассматривание репродукций, обсуждение, анализ, сравнение, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов. Рисунки с уроков изобразительного искусства используем на уроках литературного чтения для развития речи.
Мы считаем, что необходимость включения «ручной» деятельности определяется тем, что младший школьник, образно говоря учится «не ушами и глазами», а «руками». Исходя из этого, на уроках технологии лепим героев олонхо, выполняем аппликации. Совместно с родителями мастерим куклы во внеурочное время.
Одним из эффективных игровых приёмов приобщения младших школьников к олонхо является показ мультфильма. Перед показом необходима и обязательна вводная часть – знакомство с мифами о вселенной, также очень важно краткое ознакомление с диарамой «Сюжетные мотивы якутских олонхо в этнографическом контексте»: это ряд небольших театральных мизансцен с куклами. Эти кукольные диарамы из обрядов жизненного цикла хорошо запоминаются и во время просмотра мультфильма соединяются в памяти детей со структурой композиции с олонхо. И перед самым показом демонстрируется интерактивный экран, где подготовлены текстовые, аудио-, видео- материалы по жанрам фольклора. После просмотра на обсуждении дети четко улавливают тонкости музыкального кода якутской культуры. Видно, что дети почувствовали богатство песенных мелодий, сюжетных коллизий, многообразие образов персонажей.
Игры-драматизации на уроках культуры народов республики Саха (Якутия) формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки фрагментов олонхо.
В современных условиях использование дидактичеких игр на основе олонхо может развиваться компьютерными играми, что несомненно будет востребован в работе с детьми
Таким образом, включение в урок игровых приемов в приобщении к олонхо обучающихся русскоязычных классов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении элементов олонхо. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Эпос-олонхо через дидактичекие игры, игры-путешествия, через изобразительную, игровую деятельность детей, может глубоко проникнуть в кут (душу) ребенка и иметь значительное влияние на воспитание.
Заключение
Эстетическая природа героического эпоса олонхо, его созидающий педагогический и всечеловеческий духовно-нравственный потенциал, насыщенный гуманистическими, гражданскими идеями, способствует реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.
Систематическое, целенаправленное приобщение детей с раннего возраста к олонхо прививает восприимчивость слову, выразительным и изобразительным средствам поэтической речи олонхо, способствует формированию нравственно-эстетических идеалов учащихся, развитию их творческих способностей.
Младший школьный возраст, отличающийся яркостью восприятия, впечатлительностью, своеобразием эмоциональной сферы, мышления и воссоздающего воображения, играет большую роль в творческом постижении произведений искусства слова, в частности, героического эпоса олонхо, поэтическая речь которого насыщена выразительными и изобразительными средствами родного языка.
Игровые приёмы в приобщении младших школьников к олонхо, вытекающий из художественной специфики данного жанра устно-поэтического творчества, пробуждает живой интерес к данному жанру словесного искусства, обусловливает их эстетическое и литературное развитие.
Реализация воспитательных и образовательных возможностей эпоса олонхо возможна только при личностно-значимом освоении учащимися фрагментов текстов или тематических отрывков. Только личностно-значимое освоение эпоса олонхо может действенно способствовать развитию нравственности, человечности у младших школьников, благоприятствовать их творческому и духовному росту — это является основной проблемой методики приобщения детей к героическому эпосу олонхо.
Использованная литература:
1. Гоголева М. Т. Якутский фольклор: образовательный потенциал. Краснодар: ИП Акелян Н. С., 2014. – 332
2. Горохова Е. М. Нестандартные формы обучения.// Народное образование, 2003.
3. Иванова С. И. Использование краеведческого материала на уроках математики.// Народное образование, 2008
4. Никитина Н.Г. Поэтапное приобщение детей к олонхо / диссертационная работа – интертет-ресурс
5. Олонхо в развитии, воспитании личности: ыст. хомуурунньуктара/ хомуйан онордулар: М. А. Данилов уо.д.а. - – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009. – 144 с.
6. Олонхо дойдута – Земля Олонхо: П. А. Ойуунускай олонхотуттан кырачааннарга ойуу кинигэ / Н. Е. Ябловская ойуулара; [хомуйан онордо Е. П. Чехордуна]. – Дьокуускай: Бичик, 2006. – 64 с.
7. Олонхо. Мир вещей. Этно-арт.: учеб.-метод. пособие/ А. Н. Зверев; М-во образования РС(Я). – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009. – 48 с.
8. Решетников П. Е. Күөнэ кө5өччөр ааттаах күүстээх-уохтаах Күн күндүлү бухатыыр: кыра о5олорго аналлаах олоҥхо/ П. Е Решетников-Көьөнө Бүөтүр; Саха Респ. Үөрэ5ин министиэристибэтэ. - Дьокуускай: Компания «Дани Алмас», 2009. – 24 с. с ил.
9. Саха Өрөспүүбүлүкэтин норуоттарын култуурата: үлэлиир бырагыраамаҮ 2-4 кылаас / [ааптардар: Е. И. Винокурова, А. В. Иванова, Е П. Чехордуна]; Саха Өрөспүүбүлүкэтин Үөрэ5ин министиэристибэтэ. - Дьокуускай: Бичик. 2013. – 40 с.
10. Тимофеев Н. П. О5ону олоҥхолуурга үөрэтии: уьуйааччыга аналлаах босуобуйа. / Н. П. Тимофеев; Саха Респ. үөрэ5ин м-вота. - Дьокуускай: Компания «Дани Алмас», 2009. – 96 с.
11. Филиппова Н. И. Олонхо тыла [текст]: эрчиллии хомуурунньуга / Н. И. Филиппова, И. Е. Тарабукина; Саха Республиката, Федеральнай гос. Науч. тэрилтэ «Саха Республикатын нац. Оскуолаларын ин-та» - Дьокуускай: Бичик, 2015.
12. Чехордуна Е. П. Этнокультурные основы педагогики олонхо. – Изд.: МЦНИП. г. Киров, 2013